Международная Конфедерация обществ потребителей (КонфОП) считает, что нужно вводить государственное регулирование риэлторской деятельности
Вопрос государственного регулирования в риэлторском бизнесе давно назрел в кругах компаний, оказывающих риэлторские услуги, а так же граждан - потребителей.
Социологическое исследование, проведённое в России в начале 2008 года Всероссийским центром по изучению общественного мнения (ВЦИОМ) показало, что около 50% респондентов оценивают риск при покупке или продаже недвижимости как высокий.
Основная часть опрошенных полагает, что рядового гражданина при сделках с недвижимостью наверняка обманут или скорее обманут.
При этом участие риэлторской компании в сделке почти не снижает риска быть обманутым, считают потребители.
Отсутствие компетентности граждан, присутствие на рынке риэлторских фирм-однодневок и "чёрных маклеров", наряду с пассивной ролью государства, как защитника, приводит к возникновению на рынке мошеннических схем – считают в Международной Конфедерации обществ потребителей.
В КонфОПе убеждены, что для решения проблемы качества риэлторских услуг необходима разработка специальных норм, устанавливающих правила информирования потребителей при оказании услуг, юридически правильных типовых форм договоров предлагаемых потребителю, повышение требований к профессиональной подготовке агентов по недвижимости, а также введение механизма финансовых гарантий для потребителя.
"На сегодняшний день рынок риэлтерских услуг является дерегулированным, а стоимость посреднических услуг компаний - чрезмерно высокой. Отсутствие специального законодательства, устанавливающего требования к профессионализму компаний, к заключаемым договорам приводит к тому, что потребитель услуги остается незащищенным", - отмечает председателя правления КонфОП Дмитрий Янин.
Потребуется разработка правил оказания риэлторских услуг в соответствии с законом о защите прав потребителей, а также внесение изменений в закон о лицензировании или принятие отдельного государственного закона, считают в КонфОПе.
Это мнение разделяют участники круглого стола, организованного КонфОПом в конце февраля.
По мнению выступавших, введение государственного контроля, поможет защитить рынок от "черных" агентов, компаний с низким сервисом, мошенников и непрофессионалов, которые наносят большой ущерб потребителям и портят репутацию профессионального сообщества в целом.
Также это позволит навести порядок в риэлторских рядах, поднимет вопрос о квалификационных требованиях к кандидатам в риэлторы и установит порог доступа в профессию и, что наиболее важно, заставит работать четкие механизмы ответственности за недобросовестное ведение бизнеса, сделает его более прозрачным и безопасным.
В середине марта 2008 года Конфедерация обществ потребителей планирует вынести вопрос обеспечения качества риэлторских услуг на рассмотрение Консультативного совета по защите прав потребителей при Роспотребнадзоре.
Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) - союз общественных объединений потребителей был создан в 1992 году. Миссия КонфОП - представительство и защита интересов потребителей во взаимоотношениях с бизнесом и государством, а также продвижение институтов по защите прав потребителей в странах СНГ.
Национальными членами КонфОП являются представители 8 стран СНГ - Белоруссии, Грузии, Казахстан, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины. КонфОП объединяет 42 ведущие национальные и региональные общественные организации потребителей.