Аналитика 21 сентября 2016 г. 16:36

Небезопасный подъем

Небезопасный подъем
Лифт. Фото: Интерфакс

Вступили в силу новые правила по обслуживанию лифтов и эскалаторов


 

Москва. 21 сентября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - Осень принесла владельцам коммерческой недвижимости новые правила, определенные изменениями в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте". В соответствии с документом, опасные объекты пополнились пассажирскими конвейерами (движущимися пешеходными дорожками). Как новые правила изменят жизнь собственников торговых и бизнес-центров "Интерфакс" узнал у экспертов рынка.

 Немного истории

            Лифты и все, что с ними связано, изначально находились в Реестре особо опасных производственных объектов и подлежали регистрации в Ростехнадзоре. Соответственно, они регулярно проходили госэкспертизу технического состояния, условий эксплуатации. В 2013 году лифты, подъемники и эскалаторы были изъяты из реестра опасных промышленных объектов.

            "Это был шаг к экономии: до 20 млрд руб. по подсчетам государства удалось бы сэкономить на проверках промышленных опасных объектов. Страхование лифтового оборудования, при этом, всегда было обязательным, а Ростехнадзор формально не прекращал проверки лифтов и эскалаторов, однако объекты, не включенные в реестр, проверяются только с точки зрения технического состояния, эксплуатации, и не так тщательно, как промышленные опасные объекты", - объясняет директор по продажам компании RD Management Александр Скробко.

            Это, по словам  руководителя комиссии по вопросам лифтового хозяйства Сергея Чернышова, привело к масштабному износу лифтов и ненадлежащего их обслуживания, наблюдающегося сегодня в РФ.

            "Ситуация с лифтами в России очень тяжелая, всего требует замены более 120 тысяч лифтов, отработавших нормативный срок службы, при этом дополнительно ежегодно вырабатывают свой ресурс 10 тысяч лифтов", - отметил он.

 Печальный результат

            Сегодня, по статистике, падение лифтов в городах России стабильно происходит несколько раз в месяц, но не всегда влечет за собой человеческие жертвы.

            "Риски, которые так или иначе могут привести к аварийной ситуации, связаны как с монтажом лифтов, так и с их техническим обслуживанием, - рассказывает руководитель направления технического обслуживания и эксплуатации департамента управления недвижимостью Colliers International Андрей Филиппов. -  Например, при некачественном монтаже направляющих возможны повышенные вибрации и шумы при движении лифта, соответственно лифтовое оборудование изнашивается раньше срока".

            При этом эксперт отмечает, что серьезные аварии, связанные с неработающими инерционными тормозами или обрывом троса, случаются в лифтах нечасто.

            "Гораздо более типичны мелкие риски, которые, однако, могут причинить ущерб здоровью людей. Так, в лифте может выходить из строя дверной фотоэлемент, что чревато рисками зажатия людей в дверях, и как следствие, травм. Нередки нечеткие стыковки с полом при остановках на этажах. В результате между полом и кабиной лифта образуется порожек, а это - риск падения при входе и выходе из лифта. Типично застревание в лифте со всеми неприятными ощущениями в процессе ожидания помощи и эвакуации", - рассказывает он.

            Хотя наибольшее количество несчастных случаев с лифтами происходит именно в жилых домах (в Москве самый известный - падение лифта с человеком внутри в ЖК "Алые Паруса" - ИФ), случаются происшествия и в коммерческих объектах.  Например, в конце августа в Омске в бизнес-центре упал лифт с пассажирами.

             "Он пролетел с 8 по 4 этаж, пострадавших нет. По предварительным данным, лифт был исправен, а проблему повлек посторонний предмет в механизме: посетители салона красоты в здании выбросили в шахту бахилы, которые попали в механизм лифта и спровоцировали сбой электроники", - рассказывает А.Скробко.

            Также в начале сентября этого года обвалилась лифтовая шахта в старом неэксплуатируемом здании на Волгоградском проспекте в Москве. А в июне в бизнес-центре "Офис Плаза" во время ремонтных работ упал лифт, в результате происшествия один из рабочих погиб.

 Что теперь?

            А.Скробко поясняет, что нынешние изменения в законодательстве касаются закрепления статуса лифтов в качестве опасных объектов, их обязательного страхования: "Кроме того, список объектов дополнился движущимися пешеходными дорожками (то есть  "горизонтальными эскалаторами"), теперь они также подлежат страхованию".

По словам, вице-президента Becar Asset Management Group Ильи Андреева, раньше эскалаторы не считались особо опасными объектами: "Не знаю почему, может быть, потому что там пространство открытое,  но  теперь правила их эксплуатации становятся более схожи с лифтами", - поясняет он.

            А.Филлипов считает данные изменения логичными. "Это логичная реакция: отменили регистрацию в реестре Ростехнадзора, через какое-то время участились аварии. Значит надо вернуть лифты в Реестр", - комментирует он.

            При этом эксперт считает, что проблема заключается не в том, находится ли лифтовое хозяйство в Реестре или нет, а в том, что вследствие экономических причин многие собственники объектов стали экономить на обслуживании лифтового хозяйства, на планово-предупредительных работах и мелком ремонте.

            "Все это ведет к быстрому износу оборудования, и как следствие, к риску возникновения аварийных ситуаций ", - говорит он.

            С учетом новых поправок, поясняет А. Скробко, ответственность за лифтовое оборудование, эскалаторы и траволаторы во всех объектах недвижимости фактически полностью переходит на частный бизнес.

            "Сейчас страховые тарифы составляют до 2000 руб. за каждый объект (лифт, эскалатор, подъемник для инвалидов и т.д.). Сумма страховых выплат при этом - до 2 млн. руб. (в случае смерти пользователя оборудования). Эти суммы выплачивает страховая компания, а не государство; если же объект не застрахован, выплачивать компенсацию при несчастном случае должен фонд НССО", - отмечает эксперт, подчеркивая, что данные нововведения вряд ли существенно скажутся на работе ТЦ и БЦ.

            "Для собственников коммерческих объектов новые траты не будут заметны, особенно если лифты в зданиях поставляет и обслуживает надежная компания - значит, все ее оборудование уже застраховано. Также лифты в ТЦ и БЦ еще не успели выработать свой ресурс (25 лет)", - говорит А. Скробко.

            Не поддерживает данную позицию И.Андреев, который считает, что новые правила приведут к удорожанию обслуживания лифтов и эскалаторов.

            "Новые поправки приведут к тому, что собственники объектов станут в обязательном порядке нанимать на техобслуживание лифтов специализированные организации, имеющие допуск к обслуживанию опасного оборудования, персонал которых будет иметь сертификаты обучения в специализированных школах при производстве лифтов. А еще лучше, если компании, отвечающие за эксплуатацию лифта, будут совместно с собственником нести солидарную ответственность и иметь дополнительную страховку, способную покрыть возможный ущерб и обеспечить выплаты пострадавшим в случае аварии", - считает А.Филиппов, отмечая, что у собственников останется возможность привлекать к управлению и эксплуатации зданий профессиональные управляющие компании.

            При этом И.Андреев считает, что пока сложно сказать, насколько сильно новые правила помогут сократить число аварий.

            "Идея полного страхования ответственности эксплуатации лифтов помогает государству экономить не только на обслуживании и проверках, но и на компенсации пострадавшим вследствие некачественной работы оборудования, что невозможно без развитой страховой системы", - соглашается с коллегой А.Скробко.

            Он добавляет, что рынок страхования лифтов и эскалаторов довольно неоднородный:  "На нем присутствует много мелких компаний с неясной историей. Возможно, новые поправки в закон позволяет его урегулировать", - заключает эксперт. 

Юлия Акиньшина

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще