Интервью 21 декабря 2018 г. 10:57

Развитие подземного пространства - современный тренд - Константин Матвеев

Развитие подземного пространства - современный тренд - Константин Матвеев
Матвеев. Фото: пресс-служба Мосинжпроект

О том, как ведется стройка под землей, рассказал председатель ТАР, первый зам гендиректора "Мосинжпроект"

Москва. 21 декабря. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - В России с каждым годом укрепляется тенденция к развитию подземного городского пространства. Объекты подземного строительства становятся самыми знаковыми не только в Москве, но и в других крупных городах. Строительство метро и новых тоннелей позволяет освободить дефицитные территории и улучшить состояние городской среды, не навредив при этом экологии. О состоянии тоннельной отрасли в России и развитии подземной инфраструктуры рассказал "Интерфаксу" председатель правления Тоннельной ассоциации России (ТАР), первый заместитель генерального директора инжинирингового холдинга Москвы "Мосинжпроект" Константин Матвеев.

 

Константин Николаевич, вы недавно возглавили Тоннельную Ассоциацию России.  Какие задачи стоят перед ней сегодня?

 

В первую очередь это, конечно, популяризация тоннельного строительства и консолидация деятельности членов организации по продвижению их интересов, в том числе, за счет экспертного сопровождения проектов. Кроме того, мы напрямую работаем с нормативно-технической базой, предлагаем законодательно ввести положения, определяющие обязательную организацию научно-технического сопровождения строительства объектов метро и тоннелей.

            Наконец, мы сейчас развиваем образовательную функцию, регулярно информируя наших членов о современных трендах тоннельного строительства.

 

Есть ли у крупных российских городов перспективы по развитию подземной транспортной инфраструктуры?

 

Сегодня в России наблюдается тренд на строительство инженерных сооружений над уровнем земли - эстакад, путепроводов и мостов, даже в городах с плотной городской застройкой. И, тем не менее, тоннельное строительство имеет конкурентные преимущества, такие как возможность точно определить срок выполнения и стоимость работ, минимальные отклонения от первоначального проекта. Но самое главное преимущество - низкая экологическая нагрузка, что сейчас очень востребовано обществом. Развитие подземного пространства - это, однозначно, международный тренд. Задача Тоннельной Ассоциации - обеспечить его грамотной экспертной и юридической поддержкой в России.

 

Подземное строительство сейчас ведется во многих странах мира, происходит ли обмен наработками и информацией в этой сфере в международном сообществе?

 

Конечно. Тоннельная ассоциации России входит в состав Международной ассоциации тоннелестроения и освоения подземного пространства (ITA) и является ее активным участником. Наши специалисты работают в ряде комитетов Международной ассоциации и участвуют в разработке нормативно-технической документации, которая позже внедряется в тоннельное строительство по всему миру. Также эксперты ТАР регулярно выступают с докладами на конференциях, проводимых международной ассоциацией. Иностранные специалисты проявляют интерес к нашему опыту.

 

Как оцениваете развитие тоннельной отрасли в мире и в России? 

По объему строительства тоннелей на первом месте сейчас, конечно же, Китай. Глобальная программа развития метрополитена, которая сегодня у них одновременно развернута в 16 мегаполисах, становится локомотивом, движущим всё тоннельное строительство в азиатском регионе.

В России сейчас тоже есть отдельные знаковые проекты. Прежде всего, выделю программу строительства метрополитена в Москве, реализацией которой занят инжиниринговый холдинг "Мосинжпроект". Масштаб и темпы программы, принятой правительством столицы до 2023 года, превосходят только китайцы. Например, одна только Большая кольцевая линия московского метро, протяженность которой 70 км, станет самой длинной кольцевой веткой в мире.

Программы развития метрополитена также приняты и в Санкт-Петербурге и Казани. Они вносят существенный вклад в развитие подземного пространства, несмотря на то, что их объемы значительно меньше московского.

 

Программа развития московского метро является самой масштабной в России. Принимают ли в ней участие международные специалисты?

 

В программе участвуют компании со всей страны, созданы совместные предприятия со странами СНГ и даже с китайской компанией. Когда московские власти выбрали "Мосинжпроект" единым оператором программы развития столичной подземки, мы внимательно изучили состояние отрасли в СНГ, так как масштаб требовал консолидации всех возможных ресурсов. Тогда мы пригласили к участию в строительстве метро компании из Азербайджана и Белоруссии, которые сохранили советский опыт и производственную базу.

На определенном этапе программе развития московского метро потребовался опыт иностранных экспертов. Еще на старте "Мосинжпроект" привлек к проектированию инженеров испанской Bustren, которые помогли нам с применением так называемой мадридской технологии.

Также в прошлом году успешно завершились переговоры с китайской CRCC.  Специалисты этой компании имеют колоссальный опыт не только в Поднебесной, но и успешно работают по всему миру, обладая мощной производственной базой. Например, CRCC по лицензии немецкой Herrenknecht собирает у себя тоннелепроходческие комплексы, 5 таких комплексов они привезли с собой в Москву. Китайские строители только начинают полноценную работу.

 

Московские власти периодически поднимают вопрос нехватки специалистов для реализации её масштабных градостроительных программ. Что предпринимает ТАР, чтобы удовлетворить "кадровый голод"?

 

Тоннельная Ассоциация, объединяя все крупнейшие компании страны, направляет свои значительные ресурсы на подготовку специалистов.  Но я могу сказать, что острой ситуация является только в Москве: на строительстве подземки заняты порядка 60 тыс. человек, в одном "Мосинжпроекте" сейчас работает более 11 тыс. специалистов. В целом же по стране катастрофического кадрового дефицита не наблюдается, так как в регионах не было такого взрывного роста государственного заказа.

Вообще, тоннельная отрасль очень специфическая и требует особой подготовки специалистов. Сейчас в стране около 10 ВУЗов готовят профильных специалистов: в среднем они выпускают порядка 150 человек в год.

Сегодня совместно с членами Ассоциации мы пытаемся оценить перспективы занятости и организовать на базе ТАР прямое эффективное взаимодействие между студентами и потенциальными работодателями. Это позволит студентам не только пройти качественную практику в реальных условиях, но и сформировать понимание работы в тоннельном строительстве.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще