Интервью 28 декабря 2021 г. 09:03

Мы завершаем год с самыми высокими показателями за всю историю города – Андрей Бочкарев

Мы завершаем год с самыми высокими показателями за всю историю города – Андрей Бочкарев
Андрей Бочкарев. Фото: Пресс-служба департамента строительства Москвы

В 2021 году столичный стройкомплекс установил ряд исторических рекордов, но останавливаться на этом не собирается, заверил заммэра

Москва. 28 декабря. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Прошедший год стал самым успешным за всю историю строительства в Москве. Объемы ввода недвижимости, в том числе жилья и станций метро, обозначили новую планку рекордов для строителей. О достижениях и перспективах развития города рассказал в интервью "Интерфаксу" заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

Андрей Юрьевич, что Вы считаете главным достижением уходящего года?

Несмотря на пандемию и ряд прочих объективных экономических факторов, мы не только не сбавили темпов и объемов строительства, но и завершаем год с самыми, пожалуй, высокими показателями за всю советскую и постсоветскую историю города. На сегодня уже сдано свыше 14 млн кв.м различной недвижимости.

Не менее впечатляют итоги инфраструктурного и транспортного строительства – у нас и здесь есть уникальные исторические рекорды.

Какова доля жилья в общем объеме вводимой в эксплуатацию недвижимости?

В этом году у нас самые высокие показатели по вводу жилья – около 7 млн кв.м сданы уже сейчас. Таким образом, побит рекорд 1965 года, когда в столице велось массовое жилищное строительство, и когда сдали порядка 5,5 млн кв.м жилых площадей.

При этом отмечу, что приоритетным для нас остается принцип комплексного развития территорий: рядом с жильем возводятся объекты социальной инфраструктуры, коммерческая недвижимость для создания рабочих мест в шаговой доступности.

А сколько объектов социальной и коммерческой инфраструктуры введено в Москве в 2021 году?

С начала года введено в эксплуатацию 85 детских садов и школ, объектов здравоохранения, культуры и спорта. Кстати, детских садов построили больше, чем было запланировано – 30 при плане 23. Причем большой вклад в развитие социальной инфраструктуры внесли инвесторы – более половины введенных объектов социального назначения построено на их средства.

Заметные успехи достигнуты и в секторе коммерческой недвижимости: при годовом плане ввода 575 тыс. кв.м площадей сдано в эксплуатацию 2,3 млн "квадратов" – то есть в 4 раза больше. Это 20 торгово-бытовых, 12 коммунально-складских, 10 промышленно-производственных, 22 административно-деловых и 18 коммунальных объектов, а также 21 гостиница и апарт-отель.

Эти здания и сооружения позволили создать в городе тысячи новых мест приложения труда. Причем, большинство из них построены в рамках комплексного развития кварталов, в пешеходной доступности от жилья и транспортных узлов не в центре города, а в периферийных районах, включая территории промзон и новой Москвы. Это, в свою очередь, способствует снижению маятниковой миграции.

Но транспортную инфраструктуру город строить тоже не перестал.

Конечно. Более того, в истории столичного метростроения 7 декабря произошло знаменательное событие: одновременный запуск 10 станций метро сразу на нескольких участках Большой кольцевой линии (БКЛ) общей протяженностью 21,2 км. Такого длинного по протяженности участка не вводили в строй еще ни разу за всю 86-летнюю историю столичной подземки.

Всего же, учитывая запуск в апреле станций "Мневники" и "Народное Ополчение", на БКЛ в этом году открылись 12 станций, что сразу улучшило транспортную доступность для полутора миллионов москвичей. По заключению специалистов, теперь пассажиры смогут экономить в поездках по городу до 40 минут.

Что еще осталось достроить?

На сегодня уже 22 станции БКЛ принимают пассажиров, то есть линия готова на 70%. Основная задача будущего года - завершить работы на двух оставшихся участках с семью станциями и реконструкцию Каховской линии, которая будет включена в состав кольца.

Параллельно строится восточный участок от "Каширской" до "Нижегородской" с четырьмя станциями: "Кленовый бульвар", "Нагатинский Затон", "Печатники" и "Текстильщики". В то же время и на северо-восточном, сложнейшем отрезке БКЛ, в настоящее время также развернуты масштабные строительные работы: он соединит действующие "Электрозаводскую" и "Савеловскую" станции, между которыми возводятся три новые -  "Сокольники", "Рижская" и "Марьина Роща".

Сделаем все от нас зависящее, чтобы до конца будущего года завершить работы на оставшихся станциях БКЛ. Мы уже сегодня работаем с опережением, чтобы завершить этот самый масштабный в истории столичного метро проект.

Какие еще линии помимо Большого кольца метро откроются для москвичей в ближайшие годы?

В течение ближайших трех лет планируется спроектировать и построить 58,5 км линий, 25 станций и три электродепо. Сооружение новых станций запланировано на восьми ветках, включая как уже существующие, так и перспективные. Помимо первоочередной задачи завершить все работы на БКЛ, продолжатся работы по продлению Солнцевского радиуса от "Рассказовки" до аэропорта "Внуково"; Сокольническую линию в свою очередь продлим от "Коммунарки" до станции "Новомосковская". Планируем завершить и работы по продлению участка Люблинско-Дмитровской линии от "Селигерской" до "Физтеха" в поселке Северный. Таким образом, салатовая ветка станет еще одной линией метрополитена, которая выйдет за пределы МКАД.

Это же касается и Троицкой линии– сейчас в активной стадии строительства ее первый участок от "ЗИЛа" до "Коммунарки". Кроме того, мы приступим к продлению Арбатско-Покровской линии в густонаселенный район Гольяново, а также начинаем строительство двух новых перспективных радиальных линий – Рублево-Архангельской и Бирюлевской.

Обращаясь к другим проблемам: расскажите, как решаются вопросы обманутых дольщиков в городе?

Решение проблем обманутых дольщиков - это очень сложная и системная работа, которая проводится уже более десяти лет. Только в этом году восстановлены права 3 777 человек, а всего с 2011 года – более чем 23 тыс.

Подчеркну, в нашем арсенале есть различные механизмы восстановления прав обманутых дольщиков. Есть комплексы, которые достраиваются, например, за счет городского бюджета - Московским фондом защиты прав дольщиков или компаниями "Мосотделстрой №1" и "Управление гражданского строительства". Ряд долгостроев достраивается за счет средств инвесторов – либо действующими застройщиками, либо привлеченными инвесторами. Так, проблемный ЖК Sky House в качестве технического заказчика достраивает девелопер Capital Group. В некоторых случаях городом принимается решение о предоставлении компенсационных квартир.

Сколько всего в городе проблемных объектов и сколько денег будет выделено на решение проблемы в ближайшие годы?

Согласно "дорожной карте", на сегодня в Москве таких объектов 27. По этим объектам планируется восстановить права 8,6 тыс. обманутых дольщиков. Кроме того, за счет средств бюджета города достраивается 36 жилых домов. Всего же для решения этой проблемы с 2022 по 2024 год будет выделено порядка 35,7 млрд рублей.

А как идут дела по достройке наиболее известного проблемного объекта – ЖК "Царицыно"?

Первая очередь многострадального жилого комплекса уже введена в эксплуатацию, там восстановлены права 1 467 дольщиков.

Сейчас активно ведется строительство второй очереди, а по трем корпусам – 23-й, 24-й и 25-й завершены строительные работы. В этих домах квартиры получат 1 174 дольщика.

Строительство оставшихся четырех корпусов (27, 28/29, 30, 31) находится в активной стадии – на трех из них завершены монолитные работы, а на четвертом эти работы завершаются. Отмечу, что достройка этого жилого комплекса ведется за счет средств бюджета города.

Расскажите о реализации программы реновации жилья.

Программа реновации набрала хорошие темпы: только в этом году под заселение передано более 70 новостроек, и еще несколько домов передадим до конца года. В настоящее время возводится 153 жилых корпуса общей площадью 2,6 млн кв.м и проектируется еще 190 домов на 3,5 млн кв.м. В целом для строительства реновационного жилья подобраны 534 стартовые площадки с градостроительным потенциалом 8,5 млн "квадратов". Суммарно за период с 2020 по конец 2024 года планируется организовать переселение для 189 тысяч жителей 1 082 старых домов.

В настоящее время в городе формируются новые центры деловой активности. Одним из таких станет территория "Южного порта". Расскажите о перспективах этой площадки.

На сегодня общей картины по территории формируемого в "Южном порту" делового центра нет – пока разрабатываются планы развития, а по отдельным участкам нет даже решений Градостроительно-земельной комиссии.

Но наряду с этим по некоторым площадкам есть и одобренные проекты планировок территорий. Например, на разных участках производственной зоны № 26 "Южный порт" планируется построить более 3 млн кв.м жилья, а также свыше 1,5 млн кв.м офисов, гостиниц, гаражей, производственно-коммунальных комплексов и другой коммерческой недвижимости.

Не менее важно и то, что новые районы будут обеспечены социальной инфраструктурой – здесь уже одобрено возведение детских садов и школ почти на 5 тысяч мест, а также поликлиник более чем на 700 посещений в смену.

Подчеркну, проекты развития площадки только формируются, и параметры застройки территории по мере утверждения проектов будут корректироваться.

Не могу не спросить о такой нашумевшей теме, как кадровые проблемы, возникшие из-за снижения количества мигрантов на стройках. Какова доля мигрантов на стройплощадках сегодня? И как стройкомплекс собирается решать проблему нехватки трудовых ресурсов?

Для нашей отрасли это действительно актуальная проблема.  Доля мигрантов на разных стройплощадках составляет от 20% до 60% в зависимости от того, что это за объект и каково его функциональное назначение. Кстати, многие мигранты являются высокопрофессиональными строителями, и я им лично очень благодарен за работу.

Чтобы решить кадровую проблему, мы стали активнее привлекать на стройки жителей столицы и области. Для стимулирования притока рабочих в отрасль обеспечено повышение зарплаты. Конечно, частично нам удается восполнить дефицит, но этого явно недостаточно, ведь такого масштабного строительства, как сейчас, в Москве никогда не было.

К тому же отрасль нуждается в профессионалах, классных специалистах.  Даже хорошим штукатуром может быть далеко не каждый - это настоящее искусство; не хватает и специалистов инженерно-технического состава. Поэтому мы постоянно работаем и над повышением качества обучения определенным специальностям. Например, совместно с профильными учебными заведениями сейчас активно готовим актуализированные учебные планы.

Есть и еще один аспект нашей деятельности – мы разрабатываем также план массовой механизации процессов на стройке. За счет роста производительности труда, внедрения различных технологий мы сможем задействовать втрое меньше людей на стройке, но и платить им при этом будем в разы больше. Считаем, что такая модель будет способствовать не только снижению количества рабочих на стройплощадках, но и позволит строить еще качественнее и быстрее.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще