Интервью 23 октября 2023 г. 09:04

Государство заинтересовано в законности на арендном рынке - Владимир Ресин

Государство заинтересовано в законности на арендном рынке - Владимир Ресин
Владимир Ресин. Фото: пресс-служба депутата Госдумы Владимира Ресина

Этот и еще более двух десятков законопроектов, касающихся градостроительной деятельности, планируется рассмотреть в осеннюю сессию Госдумы, рассказал депутат

Москва. 23 октября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Строительная отрасль России, которая переносит санкционные ограничения, нуждается в законодательной поддержке. О предстоящем совершенствовании нормативной базы, регламентирующей работу градостроителей, законе об апартаментах и арендном жилье рассказал в интервью "Интерфаксу" депутат Госдумы РФ Владимир Ресин.

Владимир Иосифович, есть ли в планах законодателей на осеннюю сессию рассмотрение законопроектов строительной отрасли?

Каждую сессию мы стартуем с подготовки Перечня законопроектов, которые предусматривают внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ и другие федеральные законы. Сейчас в перечне 24 законопроекта. Самые значимые из них касаются совершенствования механизмов комплексного развития территорий (КРТ), а также порядка возведения и эксплуатации многофункциональных зданий, включающих помещения жилого назначения для постоянного и временного проживания. Еще потребуется внимательно рассмотреть и принять на законодательном уровне поправки к законодательной базе, определяющей систему долевого строительства, доработать законопроекты по строительству и эксплуатации малоэтажных комплексов, включая объекты ИЖС.

Планируется ли рассмотреть возможность запуска специальных программ ипотечного кредитования по профессиональному или региональному признаку?

Во многом благодаря программам льготной ипотеки рынок жилья сегодня более-менее стабилен. Так что поддержка ипотечного рынка остается приоритетной задачей, и в этом вопросе строительная отрасль и банковский сектор находятся на одной волне. Стабильность рынка жилья и поддержание спроса важны для обеих сторон. Но риски, о которых предупреждает ЦБ, растут.

Подчеркну, что в качестве возможных мер поддержки рассматриваются также варианты использования рассрочки и ссудо-сберегательных касс, чтобы поддержать спрос на жилье наряду с ипотекой. Развитие сельской и дальневосточной ипотеки тоже представляют собой перспективные направления.

Возможна ли для развития ИЖС разработка специальных программ, связанных с выделением земельных участков или ипотекой под строительство? Каковы, по Вашим оценкам, перспективы этого сегмента?

ИЖС переживает настоящий бум. Этот формат жилья особенно привлекателен для семей, конечно, при условии развитой инфраструктуры. В некоторых российских городах половина жилых домов — это частные дома на загородных участках, и для многих жителей важно иметь возможность улучшить свои жилищные условия, не меняя свой образ и ритм жизни.

С учетом этих факторов ипотека для загородных участков (ИЖС) становится важной точкой роста на рынке недвижимости. Правительство поощряет развитие частного домостроения, и вследствие принимаемых мер, ипотечные продукты становятся более доступными для граждан. В итоге спрос на них растет очень быстрыми темпами. Банки активно выдают ипотеку для строительства и покупки частных домов, и прогнозируется, что в этом году объем выдачи кредитов на ИЖС может значительно увеличиться по сравнению с прошлым годом. Так, по прогнозам экспертов Сбербанка, к концу 2023 года общий объём выдачи кредитов по направлению ИЖС достигнет 300 млрд рублей — это в 3 раза больше, чем в 2022 году.

Каковы шансы, что в осеннюю сессию Госдумы будет рассмотрен законопроект о статусе апартаментов?

Действительно, тема апартаментов обсуждается уже больше шести лет. Сначала рассматривали вариант приравнять апартаменты к обычному жилью, затем предлагали это правило только для новых объектов, а после предлагали считать апартаменты особым типом жилья, похожим на отели. Еще обсуждается идея дать гражданам право официальной прописки в апартаментах и взимать с них плату за коммунальные услуги, как в обычных квартирах. Планировали этой осенью поставить точку в вопросе, но вопрос сложный, и найти компромисс пока не получается.

Поговорим о рынке арендного жилья: какие еще меры и законы, по Вашему мнению, нужно принять для его развития? Возможно, нужен специальный статус "доходного дома"?

Понятие "доходный дом" существовало еще в дореволюционной России. После революции 1917 года доходные дома в России исчезли, здания отдали под коммунальные квартиры и муниципальные службы, а часть собственности национализировали.

Сегодня такой вид жилой недвижимости определен в Жилищном кодексе как "наемный дом". На сегодня законодательная база для этого сегмента есть - с 2017 года на московском рынке недвижимости начали появляться "арендные дома" - новый аналог доходных, владельцы которых сегодня чаще всего компании, а не частные лица.

К примеру, ДОМ.РФ развивает направления цивилизованной аренды жилья: коммерческой, корпоративной, льготной для отдельных категорий граждан и студенческой. Таких проектов у них 23 в 11 регионах России. Профинансировано строительство порядка 13 тыс. квартир и апартаментов общей площадью почти 0,8 млн кв. м с современной отделкой, мебелью и техникой. Госкомпания вместе с Минвостокразвития и регионами Дальнего Востока реализует программу строительства доступного арендного жилья в ДФО. Первые 4037 из 10 000 запланированных квартир будут приобретены в 8 регионах уже до конца этой осени, а до конца 2024 года будут профинансированы более 8000 квартир

Хочу заметить, что широкая правоприменительная практика в этом вопросе пока еще не наработана, и нет достаточно информации, чтобы оценить, что из себя представляет подобная недвижимость, на каких условиях её возможно заселять, а также какие преимущества и риски встречают те, кто решит вложиться в доходный дом и построить на этом бизнес.

По данным аналитиков, подавляющая часть жилья в стране сдается "в серую" - без оформления договоров. Как урегулировать этот рынок? Есть ли такие планы у законодателей?

Сделать рынок арендного жилья прозрачным, а россиян мотивировать платить налоги, можно только при условии комплексного подхода, и, как теперь надо говорить – "системной цифровизации". Конечно, нужно строить больше наемного жилья, развивать социальную аренду, повышать юридическую грамотность населения и его доходы.

Причин, по которым россияне не хотят платить налоги с аренды жилья, множество: от низкого уровня жизни до отсутствия эффективного режима налогообложения. Так, соцопросы указывают, что главными среди таких причин называются нежелание делиться доходом с государством, бюрократические сложности при оформлении и отсутствие реального наказания за уход от налогов.

Государство, конечно же, заинтересовано в восстановлении законности на арендном рынке, а также в обязательной регистрации проживающих граждан в целях создания безопасных условий жизни и трудовой деятельности. Но это вопрос, требующий системного анализа и законодательного решения.

Важный и очень масштабный рынок, нуждающийся в регулировании – "похоронное дело". Рассмотрение этого закона откладывается уже не один год. Что, по Вашему мнению, необходимо изменить в этой сфере?

Возможно, нужно вывести ритуальные услуги с рынка вообще. Я считаю, что заниматься вопросами захоронения должно государство и церковь; это должно быть частью социального обеспечения по некоему стандарту, а дополнительно можно оплачивать какие-то особые пожелания родственников. В этой ситуации государственная монополия видится мне приемлемым выходом из ситуации.

Сейчас, вынужден признать, многие россияне становятся жертвой мошенников, которые в уязвимый для потерявших близкого человека период используют морально-психологический фактор – растерянность семьи. В связи с этим, безусловно, необходимо ужесточить наказание для тех, кто продает информацию об умерших гражданах. Например, правительство Москвы распространяет информацию о таких видах мошенничества, брошюры и памятки разносят по почтовым ящикам. Но этого, видимо, недостаточно, ведь в момент горя не все способны мыслить абсолютно адекватно и здраво, и поэтому становятся жертвой мошенников. Эти преступления я считаю особо циничными и призываю наказывать максимально сурово.

Кроме того, считаю, нужно полностью оцифровать эту сферу. Все оформление и оплату проводить через Госуслуги и создать единый Госреестр захоронений.

Владимир Иосифович, на протяжении долгого времени обсуждается закон об архитектурной деятельности. Как Вы считаете, как нужно регулировать эту сферу?

Вспоминаю, что первым законопроектом, который попал ко мне, когда я заступил на должность депутата Госдумы в 2011 году, были поправки в Закон об архитектурной деятельности. Конечно, он был черновым вариантом и требовал доработки для официального внесения в Госдуму.

Я тогда поддержал профессиональное архитектурное сообщество, которое ратовало за повышения роли архитектора, определяющего будущее градостроительное развитие наших городов, поселений, исторических центров. Однако воз и ныне там.

Я и сегодня считаю, что при планировании и реализации масштабных градостроительных проектов без главных архитекторов в субъектах не обойтись. А Ваш вопрос по совершенствованию системы регулирования архитектурной деятельности необходимо адресовать профессиональному сообществу архитекторов.

 

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще