Интервью 29 января 2024 г. 10:50

Цифровизация стройки в России может обогнать западные рынки — Марат Хафизов

Цифровизация стройки в России может обогнать западные рынки — Марат Хафизов
Марат Хафизов. Фото: Пресс-служба ГК "Аметист Групп"

Об уровне цифровизации стройки в РФ, трендах и перспективах вывода ИТ-продуктов на IPO рассказал основатель и совладелец ГК "Аметист Групп"

Москва. 29 января. ИНТЕРФАКС — Цифровизация строительной отрасли практически стала темой 2023 года. О том, на каком уровне сейчас находится цифровизация стройки в России и мире, какие у нее перспективы и есть ли потенциал, рассказал "Интерфаксу" основатель и совладелец ГК "Аметист Групп" Марат Хафизов.

Какие ключевые тренды рынка цифровизации вы сейчас видите?

Сейчас, на мой взгляд, два ключевых тренда. Мы говорим про искусственный интеллект — это то, что сейчас, наверное, самое актуальное: предиктивная аналитика, генеративное проектирование (градпланирование), управление ресурсами через искусственный интеллект.
И второй большой тренд — это метавселенная. Так как метавселенная — это копия живого мира, а строитель строит реальный живой мир, эти две вещи должны объединиться между собой.

В прошлом году, говоря о метавселенной, вы сказали, что практически все разработчики находятся еще на стартовых позициях. В какой точке мы находимся сегодня?

Сегодня мы находимся в точке переосмысления, я сейчас по-другому вижу эту ситуацию. Несколько вещей должны произойти, чтобы метавселенная стала метавселенной. Во-первых, это понятие, которое каждый понимает по-своему и каждый видит его в развитии по-разному. Я считаю, что должна появиться визуализация.

То, что Москва сейчас делает у себя на цифровом двойнике, — это съемки высокой точности. В целом по России пока этого не делают. Должен появиться дизайн в реальном времени, а пока мы пользуемся иностранным ПО для этого. Должны появиться ценности метавселенной.
Технически мы близки, но нормативно и с точки зрения поиска ценностей для людей, пока еще находимся в пути.

Какие эффекты дает цифровизация строительства?

Раньше, когда говорили про цифровизацию строительства, всегда говорили про проектирование в ТИМах. Но, если мы посмотрим на проектирование, это всего лишь 6-9 месяцев и всего лишь 3-5% от общей стоимости строительства. Я думаю, что ключевые эффекты будут ощутимы на этапе эксплуатации, потому что эксплуатация — это 50+ лет, что также гораздо больше по объему затрат.

Сейчас есть эффекты и в снижении стоимости, и в повышении прозрачности, и в том, что сама отрасль становится интереснее, но все остальные эффекты мы увидим чуть позже, когда эксплуатация станет повсеместной — это энергосбережение, управление зданием искусственными интеллектом, интеграция объектов в единые цифровые города и так далее.

Как вы думаете, можно ли заместить западное программное обеспечение?

Мне не нравится слово "заместить", потому что в нем содержится смысл — сделать то, что уже было сделано до этого. Это такой догоняющий подход, который ни к чему не приведет. Наши коллеги с Запада в некоторых направлениях уже ушли достаточно далеко, и их догонять бессмысленно.

Мы же пытаемся изменить подход, и за счет изменения подхода сделать что-то, чего на рынке в мире еще нет. Например, сейчас в Москве на госзаказе не ходит ни одной бумаги. Все участники рынка — это несколько десятков тысяч людей — используют цифровые продукты, опирающиеся на единую техническую и нормативную логику.

А если конкретнее сравнить с зарубежными рынками цифровизации, то на каком уровне находится наш рынок?

Если взять тот же американский рынок, там есть зарекомендовавшие себя игроки, например, Autodesk, Bentley, Intergraph, Avela, с которыми работают в проектировании, появились продукты, которые начали автоматизировать стройку, скажем, Procore. Они между собой достаточно сложно взаимодействуют. Приходится выстраивать ручные интеграционные процессы.

Мы пошли другим путем — путем создания нормативного ландшафта. Мы сказали: вот правило, вот так будет выглядеть цифровая исполнительная документация. И по этим правилам на рынке начали появляться продукты. И в них начали работать все участники строительного процесса. Это принципиально разные подходы. Я думаю, именно так мы можем опередить западных коллег.

У нас на рынке уже есть ресурс, некий Uber для строительной техники. Как он себя зарекомендовал и будет ли масштабирование?

На самом деле, на рынке их несколько. Они конкурируют между собой. Это пока самая малозадействованная цифровизацией часть рынка. Я думаю, сейчас здесь есть перспективы, потому что западные поставщики техники перестали нам поставлять.

И у нас есть такой парк техники, и он у нас периодически простаивает. Гораздо эффективнее начать его правильно использовать и делиться с рынком. Такой условный каршеринг в строительной сфере.

Насколько сегодня цифровизация стройки инвестиционно-привлекательное направление, каков его потенциал роста?

Я точно понимаю, что он растет, вижу это по своим продуктам, по количеству пользователей, по объему выручки, но я пока не могу точно оценить инвестиционный потенциал. Да, инвестиционно-привлекательная, все больше людей в это вкладываются.

В то же время, я пока не вижу сейчас больших игроков и выходов на биржу. Мы хотим быть одними из первых и готовим три наших флагманских цифровых продукта к выходу на IPO — "Экзон", "Наймикс" и "Синтека".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще