Заместитель генерального директора "ДОН-Строй" Тимур Баткин: Темой нового жилого комплекса стала экология жизни
27 февраля 2008, 14:21
О современных подходах к разработке концепции жилых комплексов "Интерфакс-Недвижимость" рассказал заместитель генерального директора компании "ДОН-Строй".
Аналитики отмечают оживление на рынке жилой недвижимости Москвы. В последнее время активизировались все участники рынка, а цены вновь пошли в рост.
В этой ситуации продавцы жилья должны выходить на рынок с оригинальными предложениями.
О современных подходах к разработке концепции жилых комплексов "Интерфакс-Недвижимость" рассказал заместитель генерального директора компании "ДОН-Строй" Тимур Баткин.
Какие события прошлого года, по Вашему мнению, стали определяющими для рынка недвижимости — 2008?
Самое главное — на рынке установилась относительная стабильность. Она дала передышку после безумной ценовой гонки предыдущих лет и девелоперам, и покупателям.
Появилась возможность объективно оценить сложившуюся конъюнктуру рынка, спокойно вывести на продажу новые объекты, проработать перспективные проекты. Уже с конца 2007-го мы наблюдаем возвращение рынка в состояние активного роста. Сказывается, в том числе и накопившийся за первое полугодие отложенный спрос, и после новогодних праздников цены вновь уверенно пошли вверх.
Какой прирост вы фиксируете?
По нашим объектам с начала года цены выросли в среднем на 6-7%.
В прошлом году много говорилось о расслоении рынка жилья, о его сегментации. Насколько этот процесс будет влиять на ценообразование в этом году?
Сегментация рынка жилья только началась. Уже сейчас большинству стало понятно, что жить в новом монолитном доме по всем параметрам выгоднее, чем в панельной пяти- или девятиэтажке. Поэтому и цены на них никак не могут быть одинаковыми.
Думаю, еще три-пять лет уйдет на то, чтобы потребительское поведение покупателей изменилось полностью.
Вместе с этим и понятие "средней цены" постепенно утратит свою актуальность. Для каждого сегмента будут свои ценовые показатели, и в итоге цены станут более справедливыми, а механизм ценообразования — более понятным.
Как изменилась в новых условиях стратегия Вашей компании?
Конечно, рынок в целом растет не такими темпами, как два года назад. Однако в сегменте нетиповых новостроек классов "бизнес", "премиум" и De Luxe, в котором работает наша компания, спрос стабильно высок. И мы не видим поводов для пессимизма — эта недвижимость пока остается недооцененной, особенно на фоне высоких цен на типовое жилье.
Так что стратегия компании в целом сохраняется, мы продолжаем работать на рынке качественной недвижимости Москвы. В прошлом году мы запустили несколько новых проектов, два из них — в категории De Luxe (жилой квартал "На Плющихе" и клубный дом SMOLENSKY) и два в бизнес-классе ("Бирюзова, 41" и эко-парк "Лосиный Остров").
Вы называете эко-парк принципиально новым для Москвы проектом. Почему именно экологическая концепция стала его основой — ведь для домов бизнес-класса специальное позиционирование не так актуально, как для новостроек премиального сегмента?
Конечно, главную роль в выборе концепции сыграло уникальное расположение объекта — жилой комплекс строится на границе с Национальным парком "Лосиный остров". Поэтому темой нового жилого комплекса стала экология жизни — очень, кстати, модная мировая тенденция.
Экопроекты сейчас реализуются в США, Великобритании, Франции, ОАЭ, Китае.
Вообще, мы считаем, что у покупателя всегда должен быть ориентир при выборе жилья, и это не только класс и расположение объекта, но и индивидуальная концепция.
В чем особенность эко-парка "Лосиный остров"?
Это комплекс из семи зданий общей площадью более 200 тыс. кв. метров, расположенный на 5 га. Из них 100 тыс. кв. метров придется на жилье, около 10 тыс. кв. метров — на офисные помещения, остальное — на объекты инфраструктуры. Три подземных этажа будут отданы под парковки.
Сегодня уже завершено устройство подземной части, ведутся монолитные работы на уровне 5-7 этажа. Мы планируем завершить строительство в конце 2009 года.
Потенциальные покупатели проявляют интерес к проекту?
Интерес очень высок: сказывается и дефицит современного жилья в районе, и качество проекта, и относительно невысокая стоимость характерная для начальной стадии строительства.
На сегодняшний день первый этап продаж завершен. Сейчас мы открываем продажи в новых корпусах комплекса — будет представлен большой выбор, в том числе очень востребованных сегодня в бизнес-классе небольших по площади — от 42 кв. метров — квартир.
А цены?
В новых корпусах стоимость квадратного метра — от $3600, средняя цена — около $4200.
Почему именно Восточный округ был выбран для реализации этого проекта? Как Вы оцениваете перспективы округа в целом?
Восточный округ до недавних пор находился в тени — застройщики отдавали большее предпочтение Центральному, Западному, Юго- и Северо-Западному округам столицы, поэтому в ВАО сформировался дефицит качественного жилья.
В то же время на данном этапе он является одним из самых экологически комфортных.
Только подумайте: две трети округа занято парками и заповедными зелеными зонами. Это уникальное для крупного мегаполиса явление, и не воспользоваться столь благоприятной для строительства жилья ситуацией было бы глупо.
Мы уверены, что в ближайшее время популярность Восточного округа резко возрастет — появятся новые проекты, поэтому для нас было важно выйти на площадки округа одними из первых.
Транспортная проблема — одна из самых сложных в столице. Принимались ли в расчет транспортные перспективы района при выборе места строительства?
Безусловно, мы просчитывали транспортную ситуацию в районе. Площадка эко-парка "Лосиный остров" очень удобно расположена не только с экологической точки зрения, но и относительно основных транспортных развязок. Неподалеку проходят крупные магистрали — проспект Мира и Ярославское шоссе. Но самое важное, конечно, строительство Четвертого транспортного кольца, которое начинается как раз на востоке.
Трасса пройдет в тоннеле под Национальным парком, что сделает район очень комфортным для автомобилистов, и в тоже время никак не скажется на состоянии окружающей среды.
"ДОН-Строй" одновременно реализует еще один проект в Восточном округе — жилой комплекс бизнес-класса "Измайловский". Каково его позиционирование на рынке?
Жилой комплекс "Измайловский" — более ранний проект компании, мы приступили к его реализации несколько лет назад. Сегодня практически завершено строительство первой очереди, активно идет реализация второй. На примере "Измайловского" мы смогли убедиться, насколько востребовано современное жилье в Восточном округе столицы и насколько актуальна для столицы экологическая составляющая жилья — ведь одним из главных достоинств "Измайловского" является его расположение на границе с одноименным лесопарком.
С этой точки зрения мы считаем, что эко-парк "Лосиный остров" — еще один шаг вперед.