Интервью 16 декабря 2008 г. 12:11

На месте ЦДХ не будет ни жилья, ни офисов, ни торговли - главный архитектор Москвы Александр Кузьмин

Площадь столичной гостиницы "Центральная" будет увеличена более чем в два раза

Уходящий год запомнился главному архитектору столицы борьбой с точечной застройкой. Но говорил он совсем не о ней. О том, как изменится гостиница "Центральная" после реставрации, какая судьба ожидает сгоревшую Щукинскую сцену в Саду "Эрмитаж", и что появится, а вернее не появится на месте ЦДХ, в интервью "Интерфакс-Недвижимости" рассказал главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.

Александр Викторович, в последнее время в Москве объявлена настоящая "охота" на именитые гостиницы. "Москва", "Интурист", "Россия", а теперь вот "Центральная". Что сейчас происходит с гостиницей "Центральная"? Она закрыта на реконструкцию?

Нет, это ни в коем случае не реконструкция. Здание, в котором располагается гостиница "Центральная" это памятник архитектуры и все, что выходит на Тверскую улицу – реставрация. Поэтому все сомнения, которые касаются исторических помещений этого здания, напрасны – они не пострадают. А развитие гостиницы, и превращение ее в современный отель происходит за счет глубины квартала. То есть во внутреннем дворе здания создаются два атриума и дополнительные помещения.

Меняется ли этажность здания и насколько увеличивается площадь гостиницы?

Этажность здания не меняется. А вот площадь гостиницы увеличится в более чем в 2 раза. Общая площадь составит почти 53 тыс. кв. метров (это при том, что ранее она была около20 тыс. кв. м.), из которых наземная часть составит 35 тыс. 535 кв. м., а подземная – 17 тыс. 458 "квадратов". В гостинице также появится подземная стоянка на 200 машиномест, что незаменимо для такой загруженной улицы как Тверская. Торговые площади также будут иметь место в гостинице, они займут помещения площадью чуть более 4 тыс. кв. м.

Сколько будет номеров?

В гостинице будет 225 номеров площадью 12 тыс. 987 кв. метров.

Какого класса станет "Центральная"?

Звездность отеля напрямую зависит от его места расположения. У "Центральной", конечно, великолепное расположение. Пять звезд у нее будет. Но она будет меньше классом, чем "Риц-Карлтон" и "Москва", так как у нее, соответственно, не будет таких гигантских помещений. Все будет скромнее, но на высоком уровне.

Александр Викторович, с момента выхода постановления правительства о разработке проекте планировки территории на Крымском валу, всех сильно волнует судьба ЦДХ. Что сейчас происходит с этим проектом?

Мы его практически полностью разработали. Что можно сказать? Мы знаем, что сейчас на этой территории находится парк искусств, объект патриархии, Дом художников и Третьяковская галерея. Художественную школу Церетели мы не трогаем. Смысл нашего проекта простой: нам нужно новое здание для Третьяковской галереи, и для художников соответственно. Поэтому мы пытаемся найти там место под такое здание, минимально затронув ту зелень, которую так любят наши москвичи. Соответственно, это здание расположится в зоне, близкой к Садовому кольцу. Условия строительства таковы, что сначала неизвестный инвестор, который выиграет конкурс на освоение этой территории, обязан построить там здание Третьяковки и дома для художников, а потом уже делать свою коммерческую составляющую на месте, где они сейчас располагаются. На данный момент материалы практически все разработаны, и в самые ближайшие дни мы будем рассылать их на согласования, а потом - устраивать публичные слушанья.

Когда состоятся публичные слушанья?

Я думаю – сразу после нового года. Вернее, после новогодних каникул.

Александр Викторович, мы пока еще не знаем, что там появится, но что в принципе разрешено построить на этом месте?

Мы бы в этом месте хотели видеть, в первую очередь, здание для Третьяковской галереи. И мы должны понимать, что если мы хотим получить новое здание Третьяковки, на которое государственных денег нет на сегодняшний день, то мы должны чем-то заинтересовать инвестора. И мы сейчас ищем варианты возможного функционального зонирования. Ясно, что культурная и выставочная функция попадает туда без всяких разговоров. Гостиница тоже в обязательном порядке будет предусмотрена. Офисы можно построить только те, которые будут обслуживать объекты культуры. Никакого офисного центра мы там делать не можем – это природный комплекс. Апартаменты, где временно можно проживать, тоже можно построить. А полноценный жилой комплекс - нельзя. Функция торговли может быть там только как вспомогательная, художественные салоны, например. А торгового центра тоже там быть не может. Но в любом случае мы не хотим там получить мертвый город – там должна кипеть жизнь.

Не могу не спросить про Нормана Фостера и его "Апельсин"…

До сего момента этот проект к нам на согласование не поступал. Поэтому я и рассуждать об этом серьезно не могу.

А вообще от инвесторов поступают предложения?

Я бы не назвал это предложениями, скорее разговоры. Это в большей степени такие, знаете, консультации. Мы консультируемся с ними по вопросам, насколько тот или иной вариант выгоден для инвесторов.

То есть интерес есть?

Я бы не назвал это интересом, скорее изучение вопроса. Интерес - это когда в очереди стоят, а у нас этого пока нет.

Насколько будет затронута территория набережной?

На набережной мы предусматриваем следующее: нам хочется ту дорогу, которая проходит вдоль берега Москва реки, несколько углубить. Получится, что если идти по ней от памятника Петру I в сторону Крымского моста, то в месте, где начинается наша с вами территория, мы ее уберем под землю, в туннель, и выйдем на поверхность уже у Крымского моста. Таким образом, парк мы выведем прямо на воду. Такое предложение есть. Есть там и вопросы грунтовых вод, но его в любом случае придется решать, чтобы решить проблему паркинга.

А Вы, случаем, не рассматривали возможность обустроить там причал?

Можно, вполне. Если мы выйдем нашим парком на набережную, то там вполне Полунин сможет поставить свой "Корабль дураков", который он не знает, куда деть.

Александр Викторович, эта территория как-то свяжется с Центральным парком культуры и отдыха им. Горького?

Обязательно. У нас есть для этого несколько вариантов. Один из них – это подземный вариант прохода под Садовым кольцом из парка искусства к центральному входу ЦПКиО. Это проект крупного паркинга под Садовым кольцом. Если удастся его реализовать, то человек ставит свою машину на подземную стоянку, и потом "пойдешь направо – песнь заводишь, налево – сказку говоришь". Другой проект – это возможность протянуть эстакаду Крымского моста до Калужской площади, и под ней устроить наземный паркинг.

А Вам какой проект ближе?

Я больше верю в первый вариант.

Раз уж зашла речь о парках, то тут и до садов не далеко. Какова судьба сгоревшей Щукинской сцены в Саду "Эрмитаж"?

Это вопрос очень простой, потому что очень сложный. Судьба Щукинской сцены заботит меня лично с 1974 года, когда я начал ею интересоваться. И всегда проблемой "Эрмитажа" была Щукинская сцена. Сейчас очень сложно что-нибудь решить по этой сцене в условиях новых законов по охране памятников. Уже на моем веку по этой сцене были очень хорошие проекты, когда она превращалась в полноценный театр. То есть она становилась тем, для чего строилась – вокруг появлялся зрительный зал. Были разные варианты: и молодежный театр, и классический. Но на сегодняшний день никаких конкретных заказов нет.

То есть Щукинская сцена так и будет памятником пожарищу?

Нет, конечно, со временем дойдут руки и до нее. Но сейчас что там будет – не известно. Все это сейчас тянет на муниципальное строительство. Потому что, как только появляется инвестор, ему что-нибудь нужно получить взамен. А «это взамен» там не идет по природному статусу Сада. Да и места там для этого нет!

Тогда от природы к городу. Что будет с высотками на Новом Арбате? Может быть в кризисной ситуации для города не так актуально заниматься арбатскими высотками, но все же, каждый раз, когда едешь мимо, так они глаз не радуют…

Ну, кому-то не радуют, а кому-то радуют. Архитектура – это не математика, тут формул нет. И что бы ни говорили, это – законченная градостроительная работа, одна из немногих, которая когда-то делалась в нашем городе. Я не хочу сказать, что я в восторге от того, что сделано. Но я не вижу причин, чтобы они пропали в ближайшее время. Понимаете, всегда нужно думать, а что появится взамен? В свое время я сказал, что гостиницы "Россия" скоро не будет, потому что мне было понятно, что в городе, который развивается такими темпами, трехзвездочная гостиница в таком месте долго не простоит. А что вы сделаете, если вы уберете высотки? Построите новые высотки? Зачем, если главный недостаток в них – это их объем? Может быть, стену на этом месте поставить? Нет. Поэтому я не вижу причин, почему они в ближайшее время должны уйти.

По-Вашему, их внешний вид соответствует тому месту, в котором они находятся?

Знаете, городу нужны любого вида офисы, и не только в периферии плохие, а в центре хорошие. И центру нужны офисы разного класса. Другое дело – фасады, их нужно привести в порядок. И одно здание мы уже сделали. По его подобию будут сделаны и остальные. В свое время мы встречались со всеми владельцами высоток, и все согласились сделать одинаковые фасады.

А что будет с жилыми высотками?

Это уже другая история, у них будут другие фасады, и они, безусловно, не могут быть такими же, как офисы. Но на них проекта мы еще не делали.

Александр Викторович, больно ударил кризис по архитекторам?

Сейчас преддверие кризиса, скажем так. А вообще, я бы всем, всем абсолютно, начиная с президента, советовал интересоваться, а как там дела у архитекторов. Потому что мы начинаем первые страдать, и первыми из кризиса выходим. Если у нас есть проекты, то завтра появятся строители, а там стройматериалы, а там и здание. Мы – лакмусовая бумажка, которая проявляет все критические явления.

Сейчас ситуация не очень хорошая, но и серьезного кризиса я пока не вижу. В Москомархитектуре сложилась тенденция, что именно мы в большей степени всегда занимались городским заказом. И это не потому, что мы не делились с другими. А потому, что большинство частных фирм презрительно относились к горзаказу. Им и коэффициенты понижающие не нравились, и работа бывала не такая интересная. И так сложилось, что частные мастерские большей частью занимались коммерческими заказами. А мы в восьмидесяти процентах случаев занимаемся городским заказом. Поэтому, естественно, сейчас пострадали те, кто работал на тех людей, которые жили на кредиты. А мы привыкшие к кризисам люди, нас разве что дустом по жизни не морили. Поэтому я эти сложности рассматриваю как очередной этап. И точно знаю, что подъем впереди.

Беседовала Оксана Олишевская

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще