Андрей Перегудов

Андрей Перегудов

Старший вице-президент банка ВТБ, руководитель проекта "ВТБ Арена парк"

Фото: Пресс-служба ВТБ Арена парк

На проекте "ВТБ Арена парк" "черной пятницы" не будет — Андрей Перегудов

23 июля 2015, 16:51

Старший вице-президент банка ВТБ, руководитель проекта "ВТБ Арена парк" заверил, что реализация одного из самых знаковых городских объектов идет в спокойном режиме

Москва. 23 июля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Реализация проекта "ВТБ Арена парк" выходит на новую ступень. В управляющей компании "Динамо" уже ведутся активные переговоры не только о поставках мультимедийного оборудования, но и о календаре мероприятий, которые будут проходить на площадках объекта. Об этом, а также о взаимоотношениях с партнерами в интервью "Интерфаксу" рассказал старший вице-президент банка ВТБ, руководитель проекта "ВТБ Арена парк" Андрей Перегудов.

Андрей Николаевич, видно, что уже начали расти трибуны на стадионе "Динамо". Как продвигается строительство в этой важной части проекта?

Непосредственно сами трибуны сборные и будут отливаться на трех заводах. А в настоящий момент на строительной площадке идет отливка монолита конструкций гребенок, на которые будут устанавливаться трибуны. Металлоконструкции для крыши и части трибун возле исторической стены уже заказаны в Челябинске. Их поставку и монтаж ожидаем уже этой осенью. Совсем скоро каркасы будущей крыши и конструкции трибун будут видны с Ленинградки. И в этом смысле, конечно, пройден определенный Рубикон. Один из этапов, который предстоит в ближайшее время — выбор и закупка мультимедийного оборудования. Пока все идет по плану, осталось более двух лет до открытия стадиона, и, наверное, уже пора думать о вещах более креативных, а именно: кто будет выступать на арене, какие команды будут играть на стадионе, какие соревнования мы увидим на своих площадках. Это уже такая интересная, творческая работа в строительстве спортивных объектов.

Когда вы планируете заказывать экраны и аудиоаппаратуру, что она из себя будет представлять?

У нас проектом предусмотрена одна совершенно феноменальная экранная поверхность на стадионе, которая смотрит на Ленинградский проспект. Это будет рекордное по размеру табло, самое большое среди российских стадионов, — уникальный носитель информации, изображения, контента. Кроме того, есть еще и обычные экраны, некоторые из них телевизионные — в ложах или, например, в местах распределения информации по контурам объектов, в общих зонах стадиона. В одной только гостинице Hyatt предполагается около 400 различных экранов и телевизоров. И все это объединяется в объем порядка тысячи экраноносителей — очень масштабный заказ.

Сколько вы предполагаете потратить на это?

Окончательная сумма будет известна, когда завершатся все переговоры и тесты. С одной стороны, это большие инвестиции, с другой стороны, такой заказ – для некоторых компаний это отличный шанс заявить о себе как о серьезном производителе. Думаю, мы найдем баланс между желанием определенных компаний позиционировать себя на рынке и благодаря этому дать нам серьезную скидку. Недавно наша делегация провела переговоры с производителями из Японии, скоро группа специалистов поедет в Корею. Нами ведутся переговоры с руководством фирм, которые являются лидерами в этих странах, в данном случае — по производству экранных носителей.

Мультимедийные технологии развиваются очень быстро. Мы пытаемся выиграть время и заложить те решения, которые не окажутся сразу же устаревшими после открытия стадиона. В то же время сейчас приходится следить за импортной составляющей. Поэтому на какие-то дорогие факультативные технологии мы не закладываемся, если их эффективность оцениваем довольно низко.

А как Вы определяете, что необходимо приобретать, а что – нет?

Приоритеты выставляем следующим образом: первое – это система безопасности. Важно, чтобы интегрированные в проект технологии позволяли, по крайней мере, узнать человека в толпе, отслеживать нарушителей порядка, контролировать доступ людей и обеспечивать своевременную эвакуацию. Второе – для такой мультицелевой арены, как наша, — где хоккей, баскетбол, концерты, волейбол, теннис, гимнастика будут сменять друг друга, — это возможность быстрой трансформации арены и посадочных мест. Это тоже недешевая технология, но она, безусловно, в приоритете. Никому не нужны складные стулья, скамейки, снятие бортов и так далее. Все это должно происходить автоматически в оперативном режиме. Эта технология позволяет проводить по два различных мероприятия в день. И такие примеры есть, но пока не в России.

Третье – это звук и свет. Особенно звук. Обидно бывает, когда приходишь на концерт хороших артистов в удобный зал с дорогим оборудованием, а звука нет – исполнителей просто не слышно, все дребезжит. Люди вкладывают массу денег, а масштабные концерты с хорошим звуком – пока редкость, так как для них артисты вынуждены привозить свой звук, а это всегда накладно и сложно. Хороший по звуку концерт в Москве — это, скорее, исключение. И в этом смысле важно, что мы договорились о сотрудничестве с одним известным английским консультантом в области акустики. Пока не подписан контракт, имени раскрывать не буду. То есть мы заранее нанимаем специалистов, просчитывающих звук на площадках и проверяющих его качество.

А как у вас складываются отношения с иностранными поставщиками? Санкции не мешают?

Санкции не являются торговым эмбарго. Они отразились на долгосрочном финансировании. Доступ к финансам западных рынков капитала усложнился. Как следствие — падение курса рубля и связанное с этим удорожание тех частей проекта, стоимость которых выражалась в валюте. Оборудование, естественно, частично закупается на евро или доллары. И, в этой связи, мы действительно пытаемся найти оборудование адекватного качества, которое будет закупаться, например, в Китае или Турции. Юани и лиры – тоже, в общем-то, валюта, но, тем не менее, это определенный «валютный компромисс».

На что мы точно не пойдем, так это на снижение качества.

Наш итальянский подрядчик хотел привлечь основные комплектующие в еврозоне, но теперь эта позиция изменилась, и они об этом проинформированы. Если говорить об уже совершенных закупках, 90% металлоконструкций мы приобрели в России, хотя это было непросто, поскольку некоторые типы металла и профиля у нас не производятся. Тем не менее, импортную составляющую нам удалось снизить до 10%. И в дальнейшем будем придерживаться этого принципа.

Впрочем, сегмента мультимедиа это чуть меньше коснется, хотя в нем есть очень хорошие производители из Китая, которые являются одними из лидеров мирового производства в области телекоммуникационного оборудования.

Ваш объект строит итальянский генподрядчик. Как вам удалось договориться с ним после тяжелого периода декабря-января и падения рубля? Контракт же у вас был в валюте.

Мы договорились о дополнительной скидке. Компания Codest строит как спортивную, так и коммерческую часть проекта "ВТБ Арена парк". Для них это один из самых больших проектов в истории компании. Когда экономическая ситуация усложнилась в декабре, они поступили по-партнерски, услышали нашу точку зрения и дали нам определенные скидки.

Вы переподписали контракт?

Подписали дополнительное соглашение.

Последнее наше интервью было в Гонконге, когда Вы приезжали на конференцию, может быть, и в поисках партнерства с восточными банками. Как сейчас обстоит ситуация с заемными средствами? Ищете ли вы партнеров на Востоке?

У нас ситуация уникальная в этом плане. Все-таки наш проект принадлежит Банку ВТБ. У нас есть один стратегический партнер, который закрывает эти вопросы. Когда речь шла о коммерческой части, был собран пул европейских банков, которые в итоге предоставили так называемое "экспортное финансирование". Они его предоставляли Банку ВТБ под наш проект.

Что касается спортивной части проекта, несмотря на то, что были предложения и от западноевропейских, и от восточных партнеров, Банк ВТБ решил прокредитовать проект собственными средствами. Таким образом, риски, связанные с реализацией проекта, были сведены к минимуму.

В Гонконге нам больше были интересны инвесторы не с точки зрения финансирования всего проекта, а с точки зрения последующего приобретения активов. Они интересуются и нашими офисными башнями, и отелем, который уже построен. Есть желающие купить целый корпус квартир. Но мы сейчас не ищем крупных соинвесторов, пожарной распродажи никакой нет. Мы спокойно строим. Интересно ввести все объекты в строй, начать нормально их эксплуатировать. А потом реализовать устойчивый сбалансированный продукт, — такая схема реализации проекта при наличии стабильной кредитной линии для нас наиболее выгодна.

Как Вы думаете, у крупных российских компаний кредитоваться и искать помощи у восточных банков по среднемировым ставкам в 3-4% пока нет возможности?

В нашем проекте привлечен кредит в 2011 году под гарантии Экспортного кредитного агентства и гарантии Банка ВТБ.

На сегодняшний день рынок кредитования в России неутешительный, но китайские банки готовы кредитовать российские компании по низким ставкам только под государственные гарантии или гарантии госбанков при условии использования китайских товаров или технологий. Скорее, это относится к кредитованию инфраструктурных или высокодоходных проектов в области недвижимости. Сделки единичны, это сейчас не массовый продукт.

Это, наверное, вопрос не просто к рынку недвижимости, но и к экономике?

Конечно, это и общеэкономическая ситуация, и санкции. Вся совокупность этих действий существенно изменила рынок. Особенно сильно ситуация отразилась на офисном сегменте. И в этом смысле, безусловно, желание и западных, и восточных, и ближневосточных групп финансировать российские активы есть.

Но сейчас, мне кажется, мы все чаще сталкиваемся с мнением, что рынок подходит ко дну. Уже можно наблюдать, как некоторые покупатели и инвесторы в "мутной воде" пытаются выудить золотую рыбку, а как раз в мутной воде не видно отчетливо, золотая ли она. Если у проекта есть устойчивое финансирование, как в нашем случае, то можно спокойно без паники продолжать строительство. Ведь рынок, как известно, цикличен. После спада произойдет рост спроса.

А ситуация на офисном рынке как сказалась на проекте?

У нас в проекте всего два офисных здания: на 7,2 и 6,3 тыс. кв. м арендуемой площади. Это очень правильные объемы, уютные здания, которые с легкостью будут и арендованы, и проданы.

Как идут продажи апартаментов в коммерческой части, сколько уже продано и какой спрос?

Мы приближаемся к цифре 360 проданных апартаментов. Мы достигнем этого показателя к началу августа. Всего у нас 1002 апартамента в жилой части и 56 апартаментов, которые находятся в корпусе по соседству с гостиницей Hyatt Regency Moscow. Это апартаменты с сервисом Hyatt, на рынок они выходят этой осенью. Здание уже достроено. Все апартаменты в этом корпусе будут продаваться с готовой отделкой и с потенциальной меблировкой. Этот корпус соединен со зданием отеля навесным переходом на уровне второго этажа. Лобби обоих корпусов выполняется в одном стиле, в соответствие с дизайном, утвержденным Hyatt. Жителям апартаментов можно будет пользоваться консьерж-услугами, фитнес-клубом, бассейном, конгресс-центром… А услуга "рум-сервис" весьма удобна, когда поздно возвращаешься работы. Пока эти апартаменты не выведены на рынок, но у нас уже есть несколько предзаказов.

В целом по продажам 90% от плана этого года выполнено. Мы готовимся к новой волне спроса, так как сейчас строители выходят из котлована на надземные уровни. А когда этажи начинают расти над землей, темп продаж увеличивается с новой силой. Фактически 250 квартир мы продали на стадии проекта. Стройка идет полным ходом, через год все здания будут уже завершены в монолите.

Недавно ваши коллеги провели "черную пятницу" рынка недвижимости, когда покупателям предоставлялись большие скидки на квартиры и апартаменты. Участвовал ли ваш проект в этой акции?

В "черной пятнице" для меня есть какой-то негативный оттенок. Как будто что-то плохое в пятницу может случиться. А не хотелось бы… Что же касается яркого маркетингового хода, который организовали наши коллеги, я считаю, что это один из многих нестандартных способов привлечь внимание широких слоев населения к тому, что недвижимость — это довольно безопасный способ сохранения денежных знаков. Но я думаю, что эта акция должна была пользоваться популярностью среди новостроек эконом-класса, где можно за счет серьезной скидки привлечь случайного покупателя. Что касается нашего проекта, то наш покупатель — это люди, которые хорошо знают Москву, которые могут оценить ценность района Динамо и уникальность предложения в данном районе. Это те люди, которые ищут не просто квартиру, а комплекс услуг, определенную инфраструктуру. Здесь нам с этой точки зрения просто ни к чему объявлять какие-то срочные распродажи. Мы придерживаемся строгой политики скидок и системы рассрочек. Так что у нас на проекте "черной пятницы" не будет.

Некоторые начали путать "ВТБ Арену" с Ледовым дворцом на Автозаводской. Проясните ситуацию?

Один из пользователей этой "Арены" — хоккейный клуб "Динамо". У нас с хоккейным клубом "Динамо" хорошие, устойчивые партнерские отношения. Пока не заработала "ВТБ Арена", права на нейминг могут использоваться на объекте "ВТБ Ледовый дворец". Это не создаст конфуза в долгосрочной перспективе.

Кто будет владельцем хоккейной арены после 2017 года, после ввода в эксплуатацию? И футбольного стадиона "Динамо"?

У нас все объекты, которые строятся, находятся на балансе застройщика – ЗАО "УК "Динамо". Это организация, которая на 75% принадлежит Банку ВТБ и на 25% — обществу "Динамо". Вот она и останется владельцем активов. Есть, конечно, синергия в том, что сейчас, например, футбольный клуб "Динамо" будет принадлежать обществу "Динамо". Соответственно возможны комбинации управления этими активами. Например, футбольный клуб "Динамо" будет играть практически на своей арене. И как это будет оформлено с точки зрения управления активами и управления финансами – это уже детали. Но главное, что это будут партнерские отношения.

Что касается хоккейной, баскетбольных команд, то мы уже с этого сентября начнем вести переговоры с потенциальными пользователями, баскетбольными и хоккейными клубами, которые будут арендовать у нас площадку и играть там на нормальных коммерческих началах. Естественно, команда, которая здесь будет играть, станет совладельцем прав, сможет получать доход в игровые дни от билетов, от мерчендайзинга и других программ, которые уже нами разработаны. У нас есть партнеры, которые уже заявили о своем желании сделать нашу арену своей домашней ареной. Мы об этом уже писали – это и баскетбольный клуб ЦСКА, и хоккейное "Динамо"... Есть и другие хоккейные клубы, которые готовы здесь играть. Не говоря уже о других видах спорта, которые будут просто на коммерческой основе использовать эту площадку под свои мероприятия, — и теннис, и волейбол, и единоборства, и гимнастика...

Наш проект способен стать центром развития отечественного баскетбола. Мы планируем создать здесь новую детскую спортивную школу при Академии спорта "Динамо". Хотим, чтобы на "ВТБ Арене" свои домашние матчи проводила сборная России по баскетболу. Такого дома сейчас у российской сборной пока нет. Существует договоренность провести здесь финал баскетбольной Евролиги.

Ваша задача насытить эту площадку как можно большим количеством спортивных мероприятий, чтобы они генерировали доход и окупали проект?

Наша задача – правильная координация, менеджмент мероприятий в плане разведения человеческих потоков, их организация и тайм-менеджмент. Некоторые мероприятия требуют подготовки до трех дней, а, например, большой стадион и концерты требуют еще больше времени на подготовку. Это значит, нужен менеджмент по травяному покрытию. Как его защищать, как его восстанавливать. Ведь его замена — дорогое удовольствие. То же самое касается концертной площадки на арене — сцена, ее менеджмент, репетиция, артисты, оборудование.

Масштабная премьера фильма о Льве Яшине станет первым мероприятием на новом "Динамо"? Над фильмом уже ведется работа?

Я разговаривал с некоторыми телевизионщиками, и они советуют не останавливаться на фильме, а сделать еще телевизионный сериал. Потому что материала намного больше, чем на один фильм.

Это будет не коммерческое кино, а скорее социальный проект. Мы хотим, чтобы именно "Яшин" открыл новое "Динамо". Для "Динамо" это будет знаком, символом возрождения, начала новой жизни, новых побед. Возможно, это будет фильм, сравнимый по масштабу с "Гагариным". Первыми его увидят вернувшиеся на динамовские трибуны зрители.

Сейчас идет кропотливая работа над фильмом. Впереди – встречи с Францем Беккенбауэром и Сандро Маццолой. Проводится гигантская работа, — интервьюируют всех, кто играл с Львом Ивановичем или знал его лично – встречались с Эйсебио (незадолго до его смерти), Бобби Чарльтоном, Никитой Симоняном, другими ветеранами мирового футбола.

Недавно произошло еще одно очень важное для истории нашего проекта событие — Валентина Тимофеевна Яшина дала официальное согласие назвать стадион "Динамо" именем Льва Яшина. Уверен, это станет переломным моментом в истории "Динамо".


Горячие
темы

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

271,548
($2,971)

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

271,548
($2,971)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

20,973,000
$227,325

-0.077%

%

Подписка