Интервью 13 июня 2017 г. 10:17

У городских территорий нет лица - Сергей Кузнецов

У городских территорий нет лица - Сергей Кузнецов
Кузнецов. Фото: пресс-служба

У них есть предпосылки быть разными, но сложившаяся застройка убивает эту индивидуальность, считает главный архитектор столицы

Москва. 13 июня. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - Программа реновации жилья в Москве предполагает не просто переселение жителей старых пятиэтажек в новые дома, но и формирование новой городской среды. Об особенностях проектирования новых кварталов и городской планировке рассказал в интервью "Интерфаксу" главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Сергей Олегович, недавно был объявлен конкурс на разработку концепции пяти новых кварталов. Зачем понадобился этот конкурс?

Конкурс даст нам некий набор решений, которые можно будет эффективно использовать при компоновке новый кварталов. Как показывает практика последних лет, именно проведение конкурсов с привлечением лучших российских и мировых архитекторов даст наилучший результат.

На конкурс будут представлены пять реальных московских районов. Сейчас мы ждем итогов голосования на проекте "Активный гражданин". После подсчета голосов будет понятно - какие территории станут пилотными. В дальнейшем набор технических решений может быть использован и при проектировании других кварталов.

То есть на другие кварталы конкурсы проводиться уже не будут?

В принципе можно будет со временем проводить конкурсы и по другим сложным участкам и территориям. Однако организация конкурсов – это сама по себе сложная организационная задача, поэтому постоянно их проводить нет смысла. Сейчас мы получим некий пул архитектурных команд, которые смогут работать по проектам других районов.

Какую главную цель Вы ставите перед проектировщиками новых кварталов?

Каждый московский район индивидуален и отличается от других рельефом, историей, окружением, транспортной доступностью и другими особенностями. У них есть предпосылки быть разными и запоминающимися, но сложившаяся застройка убивает эту индивидуальность. К сожалению, сегодня у городских территорий нет лица, вот наша задача и состоит в том, чтобы вернуть лица районам Москвы.

Сергей Олегович, не ухудшится ли транспортная ситуация в городе?

Сегодня во многие жилые кварталы ведут кривые проезды, которые еще и заканчиваются тупиками. Фактически их используют как транзитные дороги, получается неудобно ни ездить по ним, ни жить рядом. При формировании новых кварталов появятся дополнительные проезды и районные дороги. Значит и плотность улично-дорожной сети в городе значительно вырастет. При этом, соотношение асфальта и не асфальта внутри района такое как и сейчас, но проезды будут грамотно и логично организованы.

Также не стоит забывать о масштабном развитии общественного транспорта. МЦК с момента его открытия в сентябре прошлого года уже воспользовалось более 70 млн человек. В активной фазе строительства находится Третий пересадочный контур метро. Развиваются новые маршруты наземного транспорта.

Остановимся на дорожной сети внутри кварталов. То есть это будут небольшие кварталы с плотной сеткой проездов как, например, в Барселоне?

Я бы не хотел сравнивать, пока рано говорить. Барселона прекрасный город, но со своей историей, масштабом и традициями. Пока преждевременно говорить о размерах кварталов, это как раз задача экспертного сообщества. По нашим оценкам район, состоящий из нескольких квартальных блоков, может быть 500 на 500 метров. Например, в той же Барселоне квартал в длину и ширину по 135 метров. Однако важен не только размер, но и плотность, и высотность застройки. При квартальной застройке не имеет смысла строить дома выше 14 этажей, иначе мы получим "колодцы". Возможны, конечно, частные случаи со зданиями большей высоты, но это скорее исключение из системы.

Как будет обстоять дело с парковками?

Наши исследования показывают, что на территории новых кварталов, только благодаря грамотной организации пространства, без масштабного строительства паркингов, можно будет существенно увеличить количество машиномест. Сегодня же машины стоят хаотично, и неорганизованно, да и сама территория не предполагает этого. По нашим расчетам на каждые две квартиры в новых кварталах должно получиться по одному машиноместу. Это намного больше, чем сейчас. Вопрос важный. Все службы города -  и транспортный комплекс, и строительный, и мэр Сергей Семёнович Собянин - обратили внимание на этот вопрос. 

Сохранятся ли зеленые зоны в новых кварталах?

Хочу напомнить, что застройка в этих пятиэтажных районах очень неоднородная и неорганизованная. В результате этого, внутри территории появились странные и неиспользуемые пространства, "белые пятна" на которых стихийно местами растут деревья и кустарники. Получается, что физически зелень есть, но за ней никто не ухаживает. На этих же участках можно разбить скверы, проложить дорожки и установить лавочки. Это не означает, что все деревья будут вырубаться, наоборот, перед планировщиками будет стоять задача максимально бережно относиться к тем насаждениям, что уже есть, а также планировать новые зеленые общественные пространства.

Получается, программа реновации покончит с пустырями во дворах?

Земля – это важнейший ресурс города, и организацией ее рационального использования нужно серьезно заниматься. Вопрос реорганизации территории сегодня один из важнейших. Такие пустыри сегодня участки выпадают из жизни, их можно сделать удобными и комфортными.

Сергей Олегович, предполагает ли новая планировка организацию велосипедных дорожек?

Конечно, у нас есть планы развития сети велосипедных дорожек. Не только у станций метро, но и в жилых районах появятся удобные велопарковки. Важно будет продумать и места хранения для велосипедов на первых этажах домов.

Планируется ли создание специальных площадок для выгула собак?

Если будет такой запрос от общества, то эксперты и архитекторы могут обсудить такую возможность. Хотя, на мой взгляд, во многом это вопрос организации пространства и порядочности владельцев собак.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще