Иван Богатов

Иван Богатов

Генеральный директор "Главстрой Девелопмент"

Фото: Пресс-служба "Главстрой Девелопмент"

Девелопмент должен быть нацелен в послезавтрашний день

14 июля 2017, 12:57

Московская агломерация победила в экономической конкуренции, считает генеральный директор «Главстрой Девелопмент» Иван Богатов

Москва. 14 июля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – «Главстрой Девелопмент» – крупнейшая девелоперская компания федерального уровня, которая реализует проекты комплексного освоения территорий от Москвы до Сочи. О специфике девелоперского бизнеса в текущей рыночной ситуации и новых трендах в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор «Главстрой Девелопмент» Иван Богатов.

С чем связан интерес вашей компании к строительству в регионах?

Это логично – мы развивается в зоне присутствия нашего холдинга, компании «Базовый Элемент». Например, в Ярославле перед нами была поставлена задача реорганизовывать территорию устаревшего предприятия, принадлежащего нашей группе. Нужно было это сделать эффективно для бизнеса и красиво для города. И мы сделали это. Краснодар – это тоже зона присутствия большого количества наших подразделений, равно как и Сочи, Восточная Сибирь.

Где сегодня целесообразнее строить – в Москве или регионах?

В Москве, конечно, ведь она выиграла экономическую конкуренцию у других городов. И не только потому, что это столица. Москва делает задел на послезавтра, вкладывает значительные средства в будущую экономику, создает крупнейшую инвестиционно привлекательную агломерацию. Если вдруг деньги в стране кончатся, в Москве экономическое присутствие останется. Уже очевидно, что население страны урбанизируется, и города жестко конкурируют за людей, которые вместе с бизнесом генерируют доход для города. А для того, чтобы люди оставались в этом городе и завтра и послезавтра, нужно в буквальном смысле перекопать весь город.

Это относится и к программе благоустройства "Моя улица", верно?

Безусловно. И эта программа – задел на послезавтра. Вам нравится Париж? Так вот благоустроенная Тверская улица с широкими тротуарами, высаженными деревьями – отчасти Елисейские поля. А ведь перемены во французской столице произошли, когда в середине 19 века префект департамента Сена Жорж Эжен Осман снес старый Париж и построил новый. Это была величайшая программа реновации, если можно так сказать. До этого Париж был городом с узкими улочками и отсутствующей канализацией. Осман уделил градостроительству огромное внимание. Помимо выпрямления и расширения улиц, создавались точки и зоны притяжения. Парки, площади, общественные пространства – вот то над чем нужно работать, чтобы город стал привлекательным для субъектов экономики, людей и бизнеса. Вот это сейчас и происходит в Москве.

По-вашему, россияне готовы к переменам ментально?

"Не дай нам бог жить в эпоху перемен", — писал Конфуций. Перемены всегда малоприятны, но без них не обойтись. Ну давайте мы доведем Москву до того состояния, в котором оказался Париж в начале 19 века. Старые дома и их коммуникации не вечны. Их в любом случае требуется обновлять. Да и расширять город в пользу машин тоже неправильно. Города создаются не для машин – города создаются для людей. Архитектор Максим Атаянц, когда мы начинали делать вместе первые проекты, как-то сказал, что комфортно людям там, где некомфортно машинам. Блестящее определение, я считаю.

Значит, Москва идет по пути Парижа?

Сценарно да. Однако сегодня все-таки 21 век. Как я уже говорил, надо смотреть на послезавтра, делать решения не вчерашние и даже сегодняшние, а послезавтрашние.

Чувствуется ли рост конкуренции на рынке недвижимости столицы?

Безусловно. На Московском урбанистическом форуме председатель Москомстройинвеста Константин Тимофеев отмечал, что в этом году выдано рекордное количество разрешений на строительство – в продаже находятся 19 млн кв.м. Такого не было никогда. Это как раз следствие того, что в 2014-15 гг. правительством города были приняты беспрецедентные меры поддержки по отношению к девелоперам. И эти меры за два года удвоили рынок. Это показатель эффективности, насколько все было мощно продумано и реализовано.

Ряд законодательных инициатив, вступивших в силу с начала этого года, направлен на укрупнение бизнеса. Тренд уже ощутим?

Не соглашусь с этой трактовкой. Коррективы в 214-ФЗ не были направлены на укрупнение рынка, избавление от мелких игроков. Изменения, первая часть которых вступила в силу 1 января 2017 г., а вторая – 1 июля, были, прежде всего, направлены на защиту дольщиков. Регулятор – в виде федерального и московского правительств, понимает, что с сегодняшней стоимостью кредитных ресурсов застройщики не могут обойтись без долевого строительства. Привлечение средств дольщиков, финансирование ими строек – факт, от которого нельзя отказаться. Поэтому регулятор пытается защищать дольщиков, вводя требования к уставному капиталу, разрешительной документации и пр. Как показала практика, перемены прошли легко – 1 января никто деятельность не остановил. Москомстройинвест совместно с Клубом инвесторов Москвы сделали огромную работу. Тщательно отработали методологию подготовки всей новой документации, разложили по полкам, создали консультационный орган, поместили разъяснения на сайтах и постоянно ведут работу с застройщиками. Впервые за 20 лет в профессии я вижу, что меня, современного руководителя бизнеса, по эффективности и прозрачности управленческих технологий муниципальная власть обогнала. Приятно удивлен.

Как вы используете "послезавтрашний" принцип в стратегии развития вашей компании?

Мы учитываем базовые тренды. Прежде всего, это взрывная информатизация, сокращение личных контактов, сокращение времени на получение информации, личностный арбитраж информации их предложений и в то же время — ситуационное, моментальное принятие решений. Это сейчас главные векторы изменений. Надо попробовать представить, где будет этот тренд завтра и послезавтра, и строить там.

Хочу также отметить, что даже на таком костном рынке, как недвижимость, в последнее время произошли фантастические изменения в сознании. Выбор жилья уже определяется не только локацией, ценой, площадью и пр., в фокусе – огромное количество потребительских предпочтений, которые дробятся, дифференцируются, кастомизируются (от англ. сustomer – покупатель). Наш продукт должен этим предпочтениям соответствовать.

По мере реализации проектов в регионах удается ли повысить планку местного девелопмента?

Приведу в пример Ярославль и ЖК "Династия". Когда мы только начинали строить, покупатели ориентировались не на монолит, топовую технологию в массовом строительстве, а на традиционную для Ярославля строительную технологию и материал -кирпич. Мы год рассказывали, почему монолит — это хорошо. Сейчас заканчивается первая очередь этого проекта, начинается новая. Мы продали все, что у нас было в первой стадии. Причем цены были выше, чем в среднем по городу в своем сегменте. Объект получил несколько престижных наград. Есть чем гордиться и нам и городу.

Кстати, хотелось бы также отметить, что Ярославль – крайне эффективный город с точки зрения построения девелоперского бизнеса. Я благодарен сегодняшней команде губернатора, мэру Ярославля. Хотел бы призвать коллег – приходите работать в Ярославль!

Не боитесь конкуренции?

Нет. Во-первых, в Ярославле больше нет таких площадок, если сравнивать и локацию, и размер, и окружение. Наш комплекс расположен в историческом центре города. Во-вторых, там больше нет таких "сумасшедших", что бы проектировать такие красивые и сложные дома. У нас есть некий код, заложенный ответственностью бизнеса и акционера перед обществом. Мы не можем себе позволить сделать низкокачественный продукт. Мы всегда стремимся давать чуть больше в сегменте доступного жилья. К примеру, приходит покупатель, говорит, на что рассчитывает. А мы ему говорим, что дадим чуть больше – лучшую отделку, инженерные системы и пр. Это принцип, вызванный уровнем ответственности большого системного бизнеса компании «Базовый элемент».

Расскажите о планах по развитию Имеретинской низменности.

Сегодня в Сочи группа компаний «Имеретинский», подразделение холдинга "Базовый Элемент", разрабатывает масштабный проект "Имеретинка 2.0", охватывающий значительную территорию Имеретинской низменности и генерирующий разнообразную недвижимость – рекреационную, коммерческую, жилую. Идет проектирование, изучение, проводится международный конкурс на концепцию, архитектуру. 15 июля мы объявим четырех финалистов. Проекта такого масштаба в стране нет. Это фантастически интересный проект – олимпийское наследие, прекрасная береговая линия, горы, потоки туристов и местных жителей... Этому проекту обязательно нужно дать жизнь.

Каким оказалось первое полугодие 2017 г. для вашей компании? Какие есть планы?

Мы хорошо отработали первое полугодие. Ввели в эксплуатацию все, что планировали. Мы вводим "Династию" в Ярославле, а в Москве заканчиваем "Яузу-парк" и планируем новый большой проект в Филях. Мы очень тонко поработаем в этом проекте над деталями его содержания, а в архитектуре – детально придумываем фасады с иностранными специалистами. Насытим проект принципами использования преимуществ сообщества и иными современными трендами. Будет интересно. Подробности можно будет узнать осенью, когда мы презентуем этот проект.


Горячие
темы

Курс валют

USD

91,98

+ 0,11

EUR

100,24

+ 0,27

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

271,548
($2,971)

Курс валют

USD

91,98

+ 0,11

EUR

100,24

+ 0,27

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

271,548
($2,971)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

20,989,000
$228,191

3.389%

%

Подписка