Иван Греков

Иван Греков

Партнер студии "Арт-группа Камень"

Фото: пресс-служба компании

То, что проектируется сегодня, должно быть актуальным через 15 лет

30 января 2018, 15:49

Архитекторам приходится "оказываться в будущем", чтобы проектировать сегодняшние жилые комплексы

Москва. 30 января. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Москва в последнее время активно меняется. В городе реализуются сразу несколько масштабных городских программ, которые существенно изменят его облик. Это редевелопмент промышленных зон, программа реновации и обустройство городских набережных. С последней связан новый жилой квартал с пешеходной набережной. Проект получил название "Береговой", его девелопером и инвестором выступает компания "Главстрой". В проектировании квартала участвует архитектурная студия "Арт-группа Камень". Корреспондент "Интерфакса" поговорил с партнером компании Иваном Грековым о развитии Москвы и о том, каким станет жилье будущего.

В Москве реализуется программа развития городских набережных. Как вы ее оцениваете?

Идея мне очень близка, я ее поддерживаю. Сейчас набережные в Москве — не полноценные общественные пространства, а городские пустоты. Их развитие способствует формированию новых функций прибрежных территорий, которыми могли бы пользоваться живущие рядом жители. Это парковые зоны, инфраструктурные объекты, новые прогулочные маршруты. Плюс это также помогает развивать городские, районные сети внутриквартальных улиц, которые должны иметь доступ к воде.

Москва-река – это характерное городское пространство, которое влияет на формирование всего города. Это очень важная составляющая, которая сегодня начинает активно развиваться.

Эти задачи решаются в проекте "Береговой"?

Да, "Береговой" имеет непосредственно выход на набережную, все его видовые характеристики и основные качества приватных зон связаны с видом на реку. Река здесь – это основа качества пространства. В составе проекта планируется строительство набережной, которая в дальнейшем будет благоустроена и доступна для пешеходов. Она станет продолжением Филевской набережной. И вместе их протяженность составит 6 км.

Все риверсайд проекты объединяет похожая задача, они нацелены на то, чтобы люди проводили там свой досуг.

Города будущего – какие они? Какие тренды популярны в мире и что из этого применяется у нас?

То, что мы проектируем сейчас, должно соответствовать градостроительному контексту, который будет актуален через 15 лет. Наша задача — как бы оказаться в будущем, чтобы найти адекватное решение. Если мы будем смотреть на существующий опыт или чуть-чуть назад, то, построив жилье и инфраструктуру таким способом, мы выясним, что опоздали.

Основной тренд ближайших 10-15 лет – это, конечно, умный город. Все переходит в цифровой формат. Например, это мониторинг всех городских сетей в режиме реального времени. Дальше, все идет к беспилотным машинам. Это очень важная тенденция, поскольку она влияет на количество парковочных мест, на то, как работает дорожная и транспортная инфраструктура вокруг жилых кварталов. Идея машин без водителя связана с активно развивающейся сегодня в современных мегаполисах концепцией sharing economy – экономика совместного использования ресурсов, которая преобразует городские территории в города взаимодействия и партнерства — sharing cities. Это глобальный тренд. И мне кажется, что в новых жилых комплексах — это важная составляющая.

В каких городах такая концепция уже реализована? Как это применить к проектам в Москве?

В мире это уже существует, активно развивается. В мировых столицах – Лондоне, Нью-Йорке и других. Причем, как в жилых проектах массового сегмента, так и в бизнес и премиум класса. Возможно, в будущем будут развиваться сервисы, где люди делятся жилыми и общественными пространствами. Появятся новые схемы взаимодействия в рамках юридического поля между частным и общественным. Например, люди будут иметь какую-то долю в первых этажах домов, в которых живут, и получать от этих помещений прибыль. То есть жилые кварталы будут консолидировать в себе все функции – дом, работу, отдых У нас есть ряд уникальных для Москвы проектов, которые мы разрабатываем в рамках подобных концепций.

В России все чаще говорят о том, что жилые кварталы обязательно должны выполнять функцию социализации людей. Каким образом это происходит?

Это еще один глобальный тренд – социальная сеть улиц, развитие мелких розничных функций. Коворкинги, комьюнити, библиотеки, рестораны, кафе – их должно появляться все больше и больше. Это будет и создавать безопасную среду, и активизировать какие-то не очень развитые районы города. Собственно, первые этажи проекта "Береговой", где сосредоточатся общественные функции, будут способствовать развитию всего квартала, активировать его.

А это уже приводит к следующему методу, который мы пытаемся во все проекты интегрировать, – гибридному подходу к использованию функционала зданий. Например, как мы предлагаем в нескольких наших совместно разработанных концепциях с американским архитектурным бюро Steven Holl Architects, где мы располагаем общественную функцию внутрь, в тело здания или даже на верхние этажи, соединяя несколько корпусов общественными пространствами: библиотеками, коворкингами, лобби, бассейнами, спа-центрами. Этот инструмент тоже плотно связан с изменениями в подходе к городскому жилью. Люди получают возможность работать из дома, им нужно больше пользоваться в течение дня качественной инфраструктурой, что сегодня практически отсутствует в нашем городе.

Можно ли применить гибридный подход, например, при реновации?

Да, мы участвуем в этом проекте, предложили включить гибридное использование зданий. Существующая среда в кварталах с пятиэтажками — абсолютно пустая, ни днем, ни вечером там нечем заняться. Все ездят на работу в центр, современной инфраструктуры, позволяющей работать из дома, здесь нет. Получается спальный район. Сейчас во всем мире серьезно меняется подход к жилью. Комплексы нового поколения правильно распределяют приватные и общественные зоны и включают в себя места, где люди живут, работают и отдыхают одновременно.

Я считаю, что идея полицентрии – создания городских центров в разных кварталах – очень интересная и перспективная. Думаю, проект "Береговой" будет таким центром, и, надеюсь, что такие точки притяжения появятся и в кварталах реновации.

Если говорить о городских проектах. Это и редевелопмент промышленных зон, и реновация – что наиболее интересно с точки зрения архитектора?

Реновацию сложно оценивать, она еще не началась. Но первый шаг – проведение открытого международного конкурса – очень качественный и интересный. Вопрос, как это дальше будет реализовываться? Что останется из того, что было предложено архитекторами? Что касается переосмысления промышленных территорий, тут можно сказать, что это довольно схожие с реновацией задачи, и обе интересны и необходимы городу.

Кстати, об архитектурных конкурсах. Насколько они представительны и необходимы?

Это очень позитивный фактор. Мы с удовольствием поддерживаем проведение конкурсов, участвуем в них. Это хорошая возможность для молодых бюро и проявить себя, и возможность сформировать качественную конкурентную среду.

А как новые жилые проекты соотносятся с городской программой благоустройства, которая уже не первый год идет в Москве?

Так или иначе, архитектор при проектировании нового жилого проекта должен учитывать все факторы. Есть контекст, в который нужно гармонично интегрировать будущий объект. Если вокруг сделано благоустройство, каким бы оно ни было, с ним нужно грамотно взаимодействовать. Глобально это положительный тренд, и лично мне очень нравится все то, что происходит с городом сейчас. Начиная от платных парковок, заканчивая программой "Моя улица". Это облагораживает среду. Архитекторы, на мой взгляд, должны это поддерживать и активно в этом участвовать.

Благоустройство в последнее время в нашей стране приобрело глобальный масштаб. Реализуется приоритетный проект Минстроя РФ по формированию комфортной городской среды, и в нем предлагается опираться на мнение жителей. На этот счет есть разные точки зрения. Какой вы видите роль жителей в благоустройстве?

Мнение жителей необходимо учитывать при реализации любого проекта. Но с общественным мнением нужно грамотно и системно работать, знакомить жителей с новыми трендами и современными технологиями, объяснять каким должно быть, например, благоустройство, чтобы оно оставалось современным и в долгосрочной перспективе.

Раньше девелоперы часто обращались в зарубежные архитектурные бюро, сейчас все больше сотрудничают с отечественными архитекторами. С чем это связано?

Я надеюсь, что этот тренд будет и дальше сохраняться. Могу даже больше сказать, наших архитекторов все чаще приглашают проектировать за рубеж. Российские компании сейчас участвуют во многих международных конкурсах наравне с ведущими иностранными бюро. Качество и профессиональный уровень российских специалистов очень заметно вырос. У меня есть опыт работы в зарубежных бюро, и могу сказать, что наши архитекторы ничем не уступают иностранным по своим знаниям, опыту и навыкам. Сейчас мы видим достаточно большое число россиян, которые отучились в известных зарубежных архитектурных вузах, вернулись в Россию и продолжают здесь работать.

Законодательство в сфере строительства в нашей стране меняется в последнее время часто и очень заметно, и это оказывает влияние на экономику проектов. Не приведет ли это к тому, что девелоперы начнут экономить на архитектурной составляющей?

Экономика девелоперского проекта в России — очень сложная, на нее влияет и платежеспособность населения, и ставка ЦБ, и доступность ипотеки и другие факторы. Но в условиях высоко конкурентного рынка девелоперы должны будут задуматься о сохранении и улучшении качества проектов.

Какие передовые технологии используются в проектах?

Применение передовых технологий – это тоже вопрос правового характера. За границей везде устойчивое проектирование поддерживается властями, в России мы только к этому идем. Но все же постепенно это нужно внедрять.

Сейчас пришло время, чтобы применять такие инженерные решения, как использование солнечной энергии для подсветки зданий, сбор дождевой воды для наполнения собственных водоемов.

В чем выражается уникальность современных проектов?

Должна быть идея, концепция. Она должна быть настолько емкой и цельной, чтобы отражаться во всех деталях: от генерального плана застройки до дверной ручки. Во всем должен прослеживаться единый язык: в фасадах, МОПах, вывесках, брендинге проекта. Однотипная, безликая застройка, на мой взгляд, не имеет никакого будущего. Везде должны быть свой характер и индивидуальность, в каждом проекте.


Горячие
темы

Курс валют

USD

91,98

+ 0,11

EUR

100,24

+ 0,27

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

271,548
($2,971)

Курс валют

USD

91,98

+ 0,11

EUR

100,24

+ 0,27

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

271,548
($2,971)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

20,989,000
$228,191

3.389%

%

Подписка