Сергей Георгиевский

Сергей Георгиевский

Генеральный директор Агентства стратегического развития "Центр"

Фото: Агентство "Центр"

В России очень много недооцененных городов

26 февраля 2018, 10:23

Но даже самыми простыми средствами можно перевернуть атмосферу места, считает основатель и генеральный директор Агентства стратегического развития "Центр" Сергей Георгиевский

Москва. 26 февраля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Урбанистика — не хобби, а работа, говорят специалисты из сферы развития городских территорий. С помощью урбанистических решений можно формировать новую городскую ткань, бережно сохраняя существующую. Генеральный директор Агентства стратегического развития "Центр" Сергей Георгиевский рассказал "Интерфаксу", как урбанистика помогает оживить депрессивные территории и сформировать новую экономическую модель их развития.

Ваша компания реализовала более 40 крупных проектов в области развития территорий. И, тем не менее, вы представляете достаточно экзотичный для России бизнес. В чем его специфика?

Мы работаем в отрасли, которая называется городским консалтингом, даем рекомендации, разрабатываем стратегии для органов власти и девелоперов, участвующих в процессе градостроительного развития. Найти скрытый потенциал городских пространств и объектов, внедрить новые решения, которые дадут хороший экономический эффект, другое будущее — наша глобальная задача. По сути мы моделируем новую реальность, ищем новые точки роста, которые позволят неэффективной территории выйти на уровень устойчивого развития. Разрывать шаблоны, убирать границы, выходить за рамки предложенного — то, что отличает наш подход к поставленным задачам.

Мы начинали с создания качественной городской среды: трансформации столичных общественных пространств – крупных парков в центре города (Сокольники) и на периферии (Митино), и разработки концепции развития набережной Москвы-реки (конкурсный проект). Поработали с кинотеатрами как объектами социо-культурного назначения и столичными промзонами как территориями, за счет которых город может восполнить свои ключевые дефициты. Затем мы продолжили работу с объектами жилой и коммерческой недвижимости и обратили свое внимание на регионы. Сегодня в нашем активе проекты не только в Москве и области, но в 16 регионах России, в частности в Республике Татарстан, Краснодарском крае, ряде областей ЦФО. Там нас ждало много открытий.

Каких, например?

В России очень много недооцененных городов, которые не могут показать свой потенциал. Например, сейчас мы работаем над проектом, конечным результатом которого должна стать “перезагрузка” одного из экономически значимых российских городов, изменение его восприятия в глазах бизнеса и власти, жителей и туристов. Речь идет о Новороссийске, крупнейшем грузопортовом городе страны, одном из ведущих субъектов экономики Кубани. Сейчас в городе практически отсутствует инфраструктура, ориентированная на бизнес-туризм и потребности деловых людей. Здесь нет современных отелей, высококлассных офисов, международных выставочных центров, в общем MICE-инфраструктуры. Притом, что в порт Новороссийска заходят грузы и его резидентами являются несколько десятков стран. У города, безусловно, есть потенциал для развития, но нет практически ничего, что он может предложить бизнес-сообществу сегодня.

Наш проект – это создание туристско-рекреационного кластера в районе набережной им. Адмирала Серебрякова. Это будет крупнейший деловой кластер в Новороссийске, инфраструктура которого ориентирована на международные бизнес-мероприятия, профессиональные выставки и образовательные программы. Мы уверены, что наш проект поможет перевернуть парадигму развития города. Изменить его экономически, имиджево, влить новую энергию и создать условия для развития бизнеса.

Мы подошли к этому проекту глобально: провели комплекс исследований, проанализировали, в какой застройке нуждается город, предложили концепцию развития этой территории. У проекта очень ответственный и вдумчивый инвестор, который вникает в процесс и готов стать “первопроходцем”. Проект уже получил поддержку края и администрации города, которая понимает, что городу необходимы качественные изменения. Мы организовали международный архитектурно-градостроительный конкурс. И буквально пару недель назад получили первые результаты. Международное жюри выбрало финалистов – 3 консорциума, составу которых может позавидовать не один архитектурно-градостроительный конкурс. И в конце мая профессиональное жюри оценит их работы и выберет победителя, концепт которого будет реализован в ближайшее время. Ввести в эксплуатацию первую очередь проекта планируется уже в 2021 году.

Какие еще города вам представляются недооцененными?

В первую очередь города, возведенные вокруг крупных производств и утратившие в настоящее время свое промышленное назначение. У них огромный потенциал. Многие из них проектировались лучшими архитекторами того времени, на них отрабатывались передовые на тот момент модели развития, их называли символами экономических успехов страны. У каждого из промышленных объектов в этих городах есть свои особенности: интересная архитектура, местоположение, история и влияние. Которое они оказали на формирование идентичности города и горожан. И все они, сейчас часто заброшенные и бездарно используемые, могут быть вписаны в современный городской контекст и стать катализатором развития городской среды.

Осознав масштаб проблемы, мы провели комплексное междисциплинарное исследование на эту тему, посвященное «промке», правда, пока только московской — “Москва RE:промышленная”. Вдумайтесь: только на территории столицы находятся 209 промышленных зон. Они занимают порядка 19 тыс. га, что составляет примерно 17% территории города. Это 1/6 его часть! Для сравнения, доля парковых территорий, которым сейчас уделяется самое пристальное внимание в Москве, несколько меньше – 12,2%. Наше исследование объединило 4 аналитических подхода: градостроительный, архитектурный, историко-культурный и экономический – и ведущих экспертов этих отраслей. Это позволило рассмотреть объект исследования так, как этого не делал никто раньше, — со всех возможных сторон, включая мировой опыт, выявить оптимальные методы реновации производственных зон и дать сравнительную стоимостную оценку вариантов редевелопмента. Таким образом, исследование ценно не просто само по себе, а имеет вполне понятное прикладное назначение: оно будет полезно любому девелоперу, планирующему работать с промзонами и создавать общественно-рекреационно-деловое пространство там, где его до этого никогда не было.

Идея, которую мы развиваем в своей профессиональной деятельности, – полицентричность, способность создавать новые центры притяжения и развития в совершенно разных регионах страны. У нас, к сожалению, достаточно городов, которые имеют множество «забытых» общественных пространств, «ничьих», упущенных. И важно понимать, что через эти пространства города могут получить новый импульс для развития. Ведь общественное пространство — не только комфорт, но и экономика. Так, правильно сформированная улица дает новые возможности для ритейла, малого и среднего бизнеса. Приемов очень много. Мы как раз и занимаемся тем, что собираем по всему миру кейсы и практики, анализируем, каким образом депрессивные и неликвидные территории оживали благодаря инновационным решениям, — и используем эту информацию в основе наших решений.

В чем залог успеха?

В умении увидеть. Если правильно посмотреть на объект, проанализировать и понять его уникальность, а затем эффективно ее использовать, можно любое место превратить в востребованное, экономически рентабельное. Уверен, безнадежных объектов нет. Всегда есть точка опоры, которая позволяет перевернуть ситуацию. Для этого нужно уметь видеть за рамками устоявшихся на рынке правил. Это возможно только в том случае, если команда скрупулезно анализирует различные практики, изучает, каким образом возникли те или иные проекты. Почему заброшенный порт стал эталоном развития прибрежной территории в мировом масштабе? Прогнившая фабрика превратилась в модный арт-кластер? А жилой район, куда никто не хотел переезжать, — популярным? Мы живем в век, когда даже самыми простыми средствами можно перевернуть атмосферу места. Не денег? Начините с малого: используйте стрит-арт – и фасады будут радовать даже в самую плохую погоду, разработайте дизайн-код вывесок – и уйдет визуальный шум, а облик города изменится, впустите креативных людей, инновационный бизнес, которые изменят репутацию места... Этого очень много в мире. Этого, к сожалению, пока мало у нас.

Лучшее из того, что есть в России, есть только в финансово обеспеченных регионах? Москве, например.

Ничего подобного! Москва, конечно, главный город страны, но далеко не во всем она лидирует. Совсем недавно мы завершили масштабное исследование по лучшим практикам жилищного строительства России в контексте создания комфортной городской среды в жилых комплексах, сданных в эксплуатацию в первом квартале 2016 года — первом квартале 2018-го. Эта работа стала уже вторым исследовательским проектом, посвященным анализу лучших строительных практик в регионах РФ. Предыдущий был подготовлен для I Международного форума «Среда для жизни». Так вот, в первую десятку нового рейтинга лучших жилых комплексов вошли проекты из самых разных городов, — Казани, Ижевска, Новосибирска, Ярославля, Перми, Уфы, Челябинска. Например, в ней оказался ЖК из Тюмени, который разделил первое-второе места с московским проектом (правда, увы, в Тюмени же находится и один из худших проектов, попавших в исследование), на третье место вышел проект из Казани.

Это исследование дало нам несколько неожиданных открытий. Например, лидером по количеству строящихся объектов в проанализированном периоде стала вовсе не Москва, а Краснодар. В столице Кубани было введено в эксплуатацию 113 ЖК, в Москве — всего 68. При этом столица оказалась не на втором месте, а на третьем — ее обогнал Санкт-Петербург.

Какие еще мифы удалось развеять в исследовании?

Например, миф о том, что комфортная среда в отдельно взятом ЖК напрямую зависит от класса жилья: чем выше – тем лучше. Это не всегда так. В эконом- и комфорт-классах, где девелоперы находятся в состоянии очень острой конкуренции, качество среды может быть даже выше, чем в новостройке бизнес-класса. Девелоперы проектов массового сегмента понимают, что для успеха проекта нужно создать в нем комфортное пространство: разработать и воплотить систему общественных пространств, ориентированных на различные целевые аудитории – и на мам с детьми, и подростков, и на пожилых, и на собачников. И они делают это.

Как исследование можно использовать на практике?

Мы проанализировали 1069 объектов из 53 городов в восьми федеральных округах. Это лучшие кейсы, которые показывают, как в разных регионах, городах и сегментах решена задача создания комфортной среды, благодаря которой эти комплексы находятся в дне сегодняшнем, заглядывая в завтрашний. Рейтинг нужен для того, чтобы сориентироваться на рынке, использовать лучшие из существующих наработок. Уверен, что он будет интересен как девелоперам, работающим в разных регионах или планирующих выходить туда, так и властям этих регионов: по сути перед ними объективная картина, показывающая уровень строительства в области. Демо-вариант исследования можно найти на сайте «Центра».

Сегодня на самом высоком уровне говорят о создании комфортной городской среды. Это действительно важно городу и человеку, в частности?

Это очень важно. Мировая глобализация привела к тому, что в 21 веке основная борьба развернулась за человека и качество населения в целом. Причем конкурируют не страны, а города. Они привлекают жителей в том числе через создание комфортной среды, пропагандируя себя через качество жизни и уровень сервиса, которые он может предложить.

Мало иметь деловые центры вроде Москва-Сити, много жилья, объекты образования — это есть в каждом мегаполисе. Для огромного количества людей определяющий фактор для выбора места жительства — качество среды. Доказано, что человек остается там, где он чувствует себя как дома. Чтобы я хотел остаться в определенной точке, я должен чувствовать, что моя здесь не только квартира, мой здесь и двор, и пространство, а еще это мой район, а вообще я – горожанин и этом мой город. К сожалению, это ощущение утрачено во многих российских городах.

Более того, я уверен: современный город – это, в первую очередь, сервисная модель, которая должна предлагать человеку инфраструктуру для самореализации.

Однако не все идеи урбанистов разделяет общественность...

Безусловно. Но в большинстве случаев этого можно избежать, если сделать горожан своими союзниками, а не противниками. Для этого достаточно на начальном этапе вовлечь жителей и иные заинтересованные стороны в процесс принятия решений, как это делается во всем мире. Нужно встречаться с горожанами не на общественных слушаниях, когда проект уже подготовлен, а гораздо раньше, чтобы они чувствовали, что происходящие изменения — это их изменения, и это они на них повлияли. Есть огромное количество различных методик, позволяющих это реализовать. В целом такой подход, когда человек является по сути созаказчиком проекта, наряду с бизнесом и властью, называется коллективным заказчиком и может быть реализован через технологию соучаствующего проектирования. Это помогает объединить интересы жителей, экспертов, бизнеса и власти и помочь им услышать друг друга. Мы уже не раз пробовали такую схему работы в городе и поняли: работает!

Где и как?

Например, в Казани, когда мы работали над знаковым для города объектом –набережными и береговой полосой системы озер Кабан, пронизывающей почти весь город через центр к периферии. Кабаны – самая крупная по площади озерная система в Татарстане, легендарное место. И речь шла не просто о благоустройстве территории. Мы искали комплексное решение: через архитектуру требовалось выразить культурно-историческую идентичность города. Концепция должна была стать некой рамкой, которая взаимоувязывала бы город и архитектуру, экономику и ландшафт, экосистему и культурную программу этого места. И здесь мы столкнулись с недоверием и опасениями местных жителей, которые грозились вылиться в противодействие. Во избежание этого мы приняли решение скооперироваться с жителями: провели несколько проектных семинаров, организовали общественное обсуждение концепции развития набережных — и все перевернулось. Совместными усилиями жители сформировали «народное» техническое задание конкурса, и эта информация в числе прочей была включена в техническое задание, полученное финалистами проекта. Сейчас проект находится в стадии реализации. И первую его очередь планируется торжественно открыть к началу Чемпионата мира по футболу.

Одна из ваших специализаций — организация и сопровождение международных архитектурных и градостроительных конкурсов. Зачем нужен такой широкий охват?

Если город претендует на звание города мира, то он должен создавать объекты, в которых есть прочтение самых разных культур и стран по отношению к его истории и его самовыражению в глобальном мире. В наши конкурсы приходят команды из совершенно разных стран и континентов — Европа, Азия, Америка... Многие из них готовы с нами работать и реализовывать свои проекты в нашей стране. Мировым специалистам по архитектуре, градостроительству, экономике, маркетингу, стратегическому развитию городов интересна наша территория, наши города, в т.ч. провинциальные, а не только столицы. И интерес к Новороссийску, где из 41 присланной заявки 29 были направлены от международных консорциумов, лишь подтверждает этот тезис. Они готовы приходить, вникать, искать решения для комплексного развития территорий и объектов, чтобы создавать новые модели пространственного развития, а мы – слушать и слышать, а потом адаптировать лучшее из мирового опыта.

Какие международные конкурсные проекты, кроме упомянутых, сегодня в работе?

Сейчас у нас в работе несколько проектов. Не обо всех я могу вам рассказать. Из публичных — уже второй для нашей компании международный конкурс на архитектурный облик новых станций Большой кольцевой линии Московского метрополитена. На этот раз это юго-восточная часть кольца – станции «Нагатинский затон» и «Кленовый бульвар». К нам поступило 102 заявки из девяти стран мира и восьми городов России. И на данный момент выбраны финалисты: по 5 команд на каждую из станций. До 1 марта они разрабатывают свои концепции, которые будут вынесены на финальное жюри в конце марта.

Другой интересный проект – в Татарстане. Он только начинается. И в ближайшее время нас ждет подготовка исследования по оценке потенциала рынка жилого строительства в республике, а затем организация и проведение конкурса на разработку концепции комплексного развития уникальной территории в Казани.

Без ложной скромности скажу, что сегодня наша команда способна реализовать проект любой сложности в сфере городского консалтинга. Наши компетенции и опыт полностью отвечают требованиям, предъявляемым к специалистам, работающим в сфере развития территорий и объектов, а также формирования качества городской среды.


Горячие
темы

Курс валют

USD

65,82

- 0,34

EUR

77,38

- 0,30

Курс валют

USD

65,82

- 0,34

EUR

77,38

- 0,30

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

169,458
($2,509)

Коммерческая недвижимость

Цена кв.м. (по RRG)

10,227,000
($155,372)


Объекты

398
(520 тыс. кв.м)


Аренда жилья

1K | 2K | 3K (CIAN)

33 | 47 | 66 тыс. /мес.

Подписка