Мнения 21 марта 2024 г. 10:13

Не все обсуждавшиеся на MIPIM тренды совпадают с нашими реалиями – Александр Шарапов

Не все обсуждавшиеся на MIPIM тренды совпадают с нашими реалиями – Александр Шарапов
Шарапов. Фото: Интерфакс

О том, как работает и отдыхает MIPIM без русских, рассказал президент Becar Asset Management

Москва. 21 марта. ИНТЕРФАКС – Во французских Каннах завершилась 34-я Международная инвестиционная выставка недвижимости MIPIM. Президент Becar Asset Management Александр Шарапов провел три дня во Дворце Фестивалей и оценил, насколько обсуждавшиеся тренды совпадают с российской повесткой, и что выделяют для себя россияне, окольными путями попавшие на некогда главное событие нашего рынка недвижимости.

 

От хорошего – к плохому

 

"Одной из центральных тем MIPIM 2024 стали инвестиции в доступное арендное жилье формата flexible living. В широком смысле слова такие гибкие форматы аренды – это и современные студенческие общежития, и коливинги, и Senior Living (то есть сервисные апартаменты для старшего поколения), разного рода микроливинги и те же сервисные апартаменты. Стоит заметить, что эта тема стала одной из главных, которые поднимались на выставке, в том числе, и со стороны мэров европейских городов. Другая сторона этого процесса состоит в том, чтобы дать отельерам альтернативные сегменты для развития, кроме традиционного туристического. В России этот сегмент представлен несколькими проектами, но развивается пока не так активно, как за рубежом", - рассказал Шарапов.

Он также отметил, что традиционно заметную часть деловой программы занимала "зеленая" повестка и ESG. "Впрочем, они всё еще не актуальны для России и неизвестно, когда станут", - считает эксперт.

При этом, по его мнению, совпадает тренд на дата-центры, инвестиции в которые назывались собравшимися на MIPIM экспертами чуть ли не самыми доходными. Рост спроса на них происходит на фоне развития искусственного интеллекта и нейросетей.

"И еще одним сегментом, на который делают ставку на рынках недвижимости развитых стран, стали так называемые "умные склады". Это, надо признать, сильно роднит наши рынки", - подчеркнул Шарапов.

 

Не до офисов и моллов

 

Говоря об экономической составляющей, он отметил, что высокая ставка рефинансирования в развитых экономиках широко обсуждалась на MIPIM.

"Если на российском рынке недвижимости это стало большой проблемой в сегменте жилья, то в Европы и США это вызвало массовые проблемы у инвестиционных фондов недвижимости, а объем дефолтов превысил $280 млрд. Еще больше усугубил проблему кризис на рынке офисной недвижимости. В то время, как в Москве, например, мы видим серьезное сокращение вакантности (примерно на треть за год) и происходящий на этом фоне запуск новых офисных проектов, в США и Европе всё иначе. Сотрудники не торопятся возвращаться в офисы, что привело к росту вакансии в США до 25%, а в Европе – до немыслимых 15%. Теперь проекты реконцепции офисных небоскребов в жилье – это реальность. Один из таких – в лондонском Сити – был в этом году представлен и на MIPIM’е. При этом все новые офисные проекты, которые заявлялись в Каннах, относятся к гибридному формату", - рассказал Шарапов.

Второй сегмент, где ситуация сложная – это ритейл, отмечает эксперт. "И если люксовый стрит-ритейл в центрах городов, а в особенности, туристических, чувствует себя очень неплохо, то в крупных моллах ситуация печальна. Люди сделали выбор в пользу e-commerce и районных ТЦ. По этой же причини, собственно, и развивается складской девелопмент – на Западе ничуть не меньше, чем у нас", - уточил Шарапов.

 

Вечеринок не будет

 

Говоря об эмоциональной составляющей, которую так любили раньше участники рынка от Российских компаний, Шарапов констатировал, что от прежней славы широко гремевших русских вечеринок и мегапроектов, например, в Москва-Сити, на MIPIM’е не осталось ничего.

"На выставке не встретить российских стендов, да и само участие от зарегистрированной в России компании, невозможно. Но знакомых лиц всё еще много – просто на порядок меньше: если 10 лет назад до пары тысяч россиян приезжали в марте в Канны, теперь же это максимум пара сотен человек. Все россияне, которые и были в этом году на MIPIM, приехали от компаний, зарегистрированных не в нашей стране. Их было не так много, но они определенно были. В первую очередь, разумеется, это главы (а теперь уже и владельцы) консалтинговых компаний, входящие в так называемую "большую пятерку". И если раньше они приезжали, чтобы найти новых инвесторов, то сегодня – исключительно для того, чтобы быть в курсе последних мировых трендов в недвижимости", - резюмировал Шарапов.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще