Глава Минэкономразвития рассказал об эффектах создания ВСМ Москва-Петербург

13 декабря 2018, 16:22

Брест. 13 декабря. ИНТЕРФАКС — Возможное строительство железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург имеет несколько дополнительных эффектов для региона, включая разгрузку авиаузлов на этом маршруте, сообщил журналистам глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

"Это разные проекты — то, что я говорил вчера. Если посмотреть, какие вот есть эффекты у ВСМ? У него есть эффекты от того, что люди начинают быстрее двигаться, экономят время — это первый эффект, который получают, в том числе, в целом и те, кто пользуются этими услугами. У "Москва — Санкт-Петербург" еще очень большая история, связанная с грузовым движением по северо-западному направлению. У нас сейчас поезда грузовые идут в обход из-за движения по основной ветке "Сапсанов". Третья история, которая тоже связана с "Москва — Санкт-Петербург", — дополнительный эффект — это разгрузка базовых аэропортов Московского региона и Санкт-Петербурга от трафика между Москвой и Санкт-Петербургом. Резкое сокращение времени в движении поездов — понятно, что это серьезно трафик оттянет от авиационного сообщения. Если сейчас "Сапсаны" идут 3:45 — это гораздо больше, чем авиационное сообщение. Резкое сокращение сделает ж/д сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом гораздо более конкурентоспособным по сравнению с авиационным трафиком, и часть трафика перетянет, и разгрузит напряженные авиаузлы Москвы и Петербурга. Вот эти все эффекты нужно посчитать перед принятием решений. (...)", — сказал он, отвечая на вопрос о возможной реализации ВСМ-проектов.

"Постоянно сейчас идут совещания на разном уровне, потому что это такие концептуальные истории с точки зрения принятия решений о развитии транспортной отрасли", — добавил он.

"Есть поручение президента, посвященное (проектам ВСМ — ИФ), эта тема обсуждалась на одном из оперативных совещаний президента с правительством, и обсуждался вопрос эффективности этой сделки", — уточнил М.Орешкин.

"То, о чем я вчера говорил, — что любой ВСМ-проект — это проект очень затратный. Это сотни миллиардов рублей инвестиций. И поэтому государство, когда принимает решение об участии или неучастии в этом проекте в полном масштабе, конечно же, должно отдавать себе отчет, за счет каких прямых или косвенных эффектов оно получит отдачу от этих инвестиций. Вот как раз сейчас мы этим с Минтрансом, с РЖД вместе с коллегами занимаемся расчетами", — отметил глава Минэкономразвития.

Вопрос строительства в РФ железнодорожной ВСМ активно обсуждается, в том числе ведутся расчеты по эффективности проекта Москва-Петербург, сообщил М.Орешкин накануне на встрече с членами Ассоциацией европейского бизнеса.

"Стоит этот вопрос (строительства ВСМ Москва — Казань — ИФ), обсуждается достаточно активно. Проблема была в том, что не до конца эта история была оцифрована с точки зрения понимания тех эффектов, которые может принести. В этом году сделана очень большая работа. Мы сейчас по этому пути движемся — методика оценки социально-экономических эффектов. Мы взяли лучший мировой опыт, чтобы посмотреть как в мире — Америке, Европе — считаются все эффекты, чтобы провести комплексный анализ проекта. Потому что в чем особенность высокоскоростных железных дорог? Первая особенность — они стоят очень дорого. Второе — просто за счет билетов эти проекты и инвестиции точно не окупаются. Поэтому принять стратегическое решение... Вот если бы пришла компания Siemens и сказала бы, что она полностью проинвестирует в строительство железной дороги Москва-Казань, мы с удовольствием бы поддержали такой проект. Речь же идет не об этом. Речь идет о том, что государство должно вложить очень большой объем ресурсов — не проинвестировать в другие транспортные проекты развития, а именно в этот проект. Чем может быть обоснована такая большая инвестиция? Теми общими эффектами, которые экономика может получить за пределами этого проекта. Сейчас задача, которая у нас стоит — их нормально квантифицировать, посмотреть", — сказал он, отвечая на вопросы участников встречи.

"И на самом деле может так получиться, что, например, гораздо большую эффективность покажет проект не Москва — Казань, а на самом деле строительство высокоскоростной железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Вот эти расчеты мы сейчас делаем, в них детально погружаемся. Потому что, построив высокоскоростную ветку между Москвой и Санкт-Петербургом, можно качественно изменить грузовое движение, которое сейчас идет в большой обход между Москвой и Санкт-Петербургом. И вот эти все эффекты мы пытаемся сейчас положить на бумагу и их конкретно просчитать, тогда решение принять будет гораздо проще. Потому что сейчас, когда этих цифр нет, когда есть разные цифры, которые пляшут и влево и вправо, принять решение в большом объеме инвестиций со стороны государства непросто", — добавлял М.Орешкин.

Как сообщалось, министерство транспорта РФ завершает подготовку материалов, касающихся строительства в РФ железнодорожной ВСМ Москва — Казань. "(Информация — ИФ) готовится. В ближайшее время мы ее обсуждаем на совещании в правительстве и выносим в Белый дом", — заявил журналистам глава Минтранса Евгений Дитрих в кулуарах съезда "Единой России" в субботу.

Тему чиновник обозначил в конце ноября в ходе слушаний по вопросам развития транспорта в Совете Федерации. "Что касается ВСМ, было поручение президента (РФ Владимира Путина — ИФ), по которому мы должны дополнительно рассмотреть эффективность дороги Москва — Казань, (первого ее участка — ИФ) Москва — Нижний Новгород, и доложить об этом. Мы это сделаем", — сообщал он.

"(В.Путин — ИФ) попросил, чтобы мы с КНР поработали и уточнили у них экономическую эффективность. Я 7 ноября был там и с министром транспорта (КНР — ИФ), и с замглавы комитета по развитию обсуждал эти вопросы. Они обещали показать нам финансовую модель по строительству ВСМ (...) (У китайцев — ИФ) часть магистралей в густонаселенные районы быстрее окупаются, часть (которые окупаются хуже — ИФ) они делают наперед. Но строят они огромными темпами: 5 тыс. км они собираются дополнительно к 2023 г. сделать еще", — отмечал Е.Дитрих.

При этом, говоря о проекте, министр сообщил, что для окупаемости производства в РФ поездов для высокоскоростной магистрали необходимо закупать составы не только для участка Москва — Казань.

"Чтобы идти в эту историю, нужно строить поезда на своей территории. Нужно заказывать минимум 50-100 таких поездов, а это большое количество для ВСМ. Это большая программа, большие капиталовложения. Поэтому мы, скорее всего, в этом ключе будем докладывать, просить президента нас поддержать. Если такая поддержка будет получена, мы в этом проекте будем двигаться дальше", — заявлял он.

ВСМ Москва — Казань предполагается проложить по территории семи регионов, на которых проживает более 25 млн человек. В 2015 году в Москве был подписан меморандум о формах сотрудничества, модели финансирования проекта как приоритетного участка евразийского транспортного коридора Москва-Пекин. Строительные работы предполагается начать в 2019 году — с участка Железнодорожный (Подмосковье) — Гороховец (Владимирская область) — он позволит запустить движение между Москвой и Нижним Новгородом. Общая потребность в финансировании оценивается в 621,5 млрд рублей в ценах соответствующих лет (без учета НДС), из которых 200 млрд рублей ожидаются из федерального бюджета, говорилось в проекте финансового плана РЖД.


Горячие
темы

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

272,166
($2,975)

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

272,166
($2,975)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

20,973,000
$227,325

-0.077%

%

Подписка