Проблема поддержания и развития дорожной сети республики требует дифференцирования источников финансирования — "Белавтодор"

1 сентября 2008, 11:45

Минск. 1 сентября. ИНТЕРФАКС-ЗАПАД — Проблема поддержания и развития дорожной сети республики требует дифференцирования источников финансирования, считают в департаменте "Белавтодор".

"Нужны постоянные большие финансовые вливания с тем, чтобы дорожная сеть Белоруссии не только не потеряла свои качественные характеристики, но и совершенствовалась. Поэтому стоит задача искать и найти источники финансирования такие, которые бы цивилизованно и дифференцированно учитывали интересы всех пользователей автодорог, всех граждан", — заявили агентству "Интерфакс-Запад" в департаменте.

"Ныне как вариант пополнения дорожного бюджета рассматривается вопрос о взимании платы за проезд с транспортных средств, отталкиваясь от реально осуществленных перевозок с учетом километража и объема перевозимых грузов", — рассказали там.

В департаменте привели пример из мировой практики: "Определенный интерес в этом отношении вызывает практикующаяся в Западной Европе электронная система автодорожных сборов, на основе современной микроволновой технологии, которая не оказывает влияния на окружающую среду".

"Автомобили, с которых взимается по этой системе сбор за проезд по автомагистрали, обязаны быть оснащены небольшим электронным оборудованием — прибором "premid", обеспечивающим связь с системой сбора за проезд. Автодорожный сбор насчитывается автоматически", — пояснили в департаменте, добавив, что эту систему можно было бы использовать для взимания платы, например, с грузовых транспортных средств.

"Внедрение данной системы могло обеспечить недискриминационную дифференцированную политику взимания платы, зависящую от интенсивности использования дорожной сети, позволило бы существенно повысить эффективность сборов за проезд. Это будет способствовать привлечению инвестиций в республику и уменьшению налогового бремени", — добавили там. "Но этот и иные варианты требуют тщательной проработки, грамотных технико-экономических обоснований, споров, согласований", — подчеркнули в "Белавтодор".

Там отметили, что в этой связи разрабатывается технико- экономическое обоснование системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам общего пользования с учетом мирового опыта. "В технико-экономическом обосновании рассматривается несколько вариантов (спутниковое позиционирование, микроволновая технология, виньетка, комбинированные), которые планируется представить правительству на рассмотрение", — добавили в департаменте.

"В настоящее время в Белоруссии платных дорог, за исключением лишь автомагистрали М-1/Е30 Брест-Минск-граница России, нет. Что касается этой единственной "платной" дороги, то за проезд по ней не взимается плата с владельцев отечественных легковых автомобилей", — заметили там.

Говоря о средствах, собираемых за пользование дорогами, в "Белавтодоре" отметили: "Автомобилист, пересекший границу нашей страны, за исключением проезда по М-1/Е30, по закону призван вносить определенную плату (в основном от $5 до 60, а в редком случае — до $150) в целом за проезд по белорусским дорогам (это так называемый дорожный сбор)". "Плата установлена только в зависимости от времени пребывания у нас, а не от количества пройденных километров", — подчеркнули в департаменте.

"В то же время у нас широко распространена практика освобождения зарубежных грузовых транспортных средств от подобных дорожных сборов, правда, по взаимной договоренности. Порой 80-90% грузовиков, проехавших через республику, освобождаются от взимания с них платы", — обратили внимание в департаменте. "Так что непосредственно такая форма пополнения бюджета для восстановления наших дорог очень уж относительная: ежегодно лишь собирается где-то в среднем около Br10 млрд", — констатировали в департаменте. "Для сравнения в этом году на дорожные нужды государство выделило около Br1 трлн 300 млрд", — продолжили там.

В "Белавтодоре" заметили, что "государству сложно самостоятельно тянуть огромный воз расходов на дороги". "В этой связи дорожниками республики были предприняты попытки привлечения инвесторов, но пока инвесторов для реализации своих планов найти не смогли", — рассказали там.

"Многие фирмы вроде бы были готовы вложить свои средства в тот или иной дорожный проект, но тщательно все просчитав, они делали вывод о том, что это не выгодно", — пояснили в департаменте.

"Основной принцип, которого придерживается большинство европейских стран в деле пополнения своих дорожных бюджетов — гармонизация и упорядочение систем взимания платы за проезд и сборов за пользование инфраструктурой. Наиболее важным из условий является плата за проезд с учетом пройденного расстояния и типа транспортного средства", — напомнили в "Белавтодоре".

Комментируя бытующие в обществе предложения взимать больше с иностранцев за проезд по белорусским дорогам, в департаменте назвали их "слишком прямолинейными". Там заметили, что подобное решение может вызвать переключение транзитных потоков с Запада на Восток из республики на соседние страны.

Как сообщалось, предложения установить платным проезд по некоторым дорогам республики для белорусских автомобилистов за пройденный участок дороги подразумевают, что платными в республике могут стать 2,5-3 тыс. километров дорог Белоруссии, которые являются транзитными с Запада на Восток. Это может быть дорога от Бигосово из Латвии-Витебск-Полоцк- Россия, это, возможно, будет Брузги-Гродно-М-1, это, может быть, будет Берестовица-Барановичи-М-1. Однако обсуждается, что ставки будут разные для белорусских и иностранных автовладельцев.


Горячие
темы

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

272,166
($2,975)

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

272,166
($2,975)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

20,973,000
$227,325

-0.077%

%

Подписка