Как тестовое благоустройство станет финальным на примере Саратова

9 октября 2017, 19:12

Благоустройство Саратов

Фото: Интерфакс

Все пожелания жителей по результатам пробного преобразования территории учтут в следующем году, когда будет сформирован окончательный вид площади

Москва. 9 октября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Масштабное благоустройство Привокзальной площади в Саратове пройдет в следующем году. В 2017-м здесь провели тестовые преобразования — изменили схему движения автомобилей и разбили сквер. Преображенная площадь была представлена жителям и гостям города во время форума "Среда для жизни" в мае этого года. Как известно, хочешь, чтобы тебя правильно поняли — пол работы не показывай. Не все идеи архитекторов пришлись саратовцам по душе, но на то оно и тестовое благоустройство, чтобы выяснить сильные и слабые стороны проекта. Как изменилось и как изменится это общественное пространство "Интерфаксу" рассказали в КБ "Стрелка".

Было/стало

Тестовое благоустройство Привокзальной площади в Саратове — первое тестовое благоустройство в России. Заложенные в проекте предложения тестируются «в поле» с помощью недорогих и мобильных решений. Общая территория благоустройства 33515 кв. м.

Когда архитекторы начали работать над Привокзальной площадью, они заметили сразу несколько "узких мест". Половину проезжей части занимала стихийная парковка, не было удобных остановок общественного транспорта. Еще в глаза бросались узкие тротуары и запущенный сквер как центр архитектурной композиции. Специалисты рассудили, что все это создает не лучшее впечатление от Саратова. А ведь первые эмоции о городе турист получает уже на выходе из поезда.

В итоге, площадь ждали серьезные перемены. Главной из них стало изменение схемы движения транспорта. Площадь по сути была кольцевой развязкой из-за одностороннего движения на прилегающей Аткарской улице. Даже те машины, которым не нужно было на площадь, были вынуждены проезжать через нее. Положение усугубляла стихийная парковка и отсутствие остановок для такси и личного транспорта. В итоге на Аткарской улице организовали двустороннее движение и избавили автовладельцев от необходимости ехать транзитом через площадь.

Новая транспортная схема Привокзальной площади должна сделать доступ жителей к вокзалу удобнее. Подобные решения уже применяются в большинстве городов России и мира относительно крупных транспортных хабов (аэропорты, вокзалы). Для общественного транспорта создали отдельный перрон, где концентрируются автобусы и троллейбусы. Со зданием вокзала перрон соединяет удобный пешеходный переход. А еще рядом со входом в вокзал появилась зона для посадки и высадки пассажиров такси и автомобилей.

Преобразился и сквер перед вокзалом. Раньше машины ехали по малому кольцу, "разрезая" это пространство. Архитекторы вернули дорожное движение на большое кольцо и вернули скверу целостность. Движение машин направляют специальные столбики из ударопрочного пластика — болларды, а на перекрестках установили светофоры. Еще у вокзала появилась организованная парковка на 47 мест.

На площади также разбили зоны отдыха с уличной мебелью. Новые пешеходные зоны украшены орнаментом саратовского уличного художника Олега Зябкина. Проектом предполагается высадка дополнительно 173 кустарников и деревьев, установка дополнительных лавочек и мачт освещения. Художественные элементы кроме эстетической играют важную прикладную роль: благодаря им пешеходные зоны лучше заметны водителям.

От теста к капитальному благоустройству

Тестовое благоустройство площади у вокзала проводилось для того, чтобы узнать реакцию местных жителей, выявить сильные и слабые стороны нового решения.

"Тестовое благоустройство — это возможность показать, что можно совершенно по-другому выстраивать взаимоотношения с городом и с тем, что окружает горожанина. Это базовая потребность человека и необходимое условие для нормальной жизни. Пока что для нас, для горожан, путь из пункта А в пункт Б — преодоление, мы добираемся до работы уже уставшими. Хотя эту часть жизни хочется проживать осознанно, находиться в полноценном контакте с городом", — отметила генеральный директор "Стрелка Архитектс" Дарья Парамонова.

Капитальное благоустройство пройдет на площади в следующем году, и в нем учтут пожелания жителей. Например, 47 мест для парковки перед вокзалом оказалось мало — их число будет увеличено. Изменения проекта позволят повысить его качество и сэкономить. Предлагается, что исло парковочных мест увеличится до 144. Если мы предполагаем, что город выставит стоимость парковки — 30 рублей за час, то одно машиноместо в сутки будет приносить бюджету 720 рублей. Ежедневно городской бюджет будет пополнятся более чем на 100 тыс рублей.

Важное решение будет принято городом по поводу памятника Дзержинскому, который установлен на площади на историческом постаменте. Его предложено перенести. Но предложение не окончательное, оно дискуссионное. Перенос позволит увеличить фронт посадки и высадки перед вокзалом до 9 машиномест (в рамках тестового благоустройства фронт высадки — 3 машиноместа, теперь до входа в вокзал менее 50 метров). Увеличение фронта — пожелание горожан. А финальное решение за городом.

Важно при этом, что город не тратит на программу своих средств. Реализация проекта Привокзальной площади осуществляется за счет федеральные субсидий в рамках Программы «ЖКХ и Городская среда».

В 2018 году Привокзальная площадь будет благоустроена по проекту голландского архитектурного бюро West 8 для совместной программы развития городской среды КБ "Стрелка" и Фонда единого института развития в жилищной сфере (создан АИЖК)

Семь территорий благоустройства

Всего же в Саратове до 2022 года планируется благоустроить семь общественных пространств. Проекты разработают три саратовских бюро. В этом году уже идут работы на улице Рахова. Также в этом году появился дизайн-код на проспекте Кирова, сейчас этот код интегрируется в другие общественные пространства Саратова. А еще на финальную стадию вышла разработка объемно-пространственных регламентов города.

В КБ "Стрелка" неоднократно заявляли, что формирование комфортной городской среды значительно повышает качество и уровень жизни. Современные общественные пространства должны быть удобными для пешеходов, экологичными и достаточно компактными — чтобы все было в пешей доступности. Саратов считается одним из лидеров благоустройства в России.

Горожанам крайне важно, чтобы проект благоустройства Привокзальной площади в Саратове был скорректирован с учётом мнения жителей. И все заинтересованные стороны готовы на это пойти. На общественных слушаниях, которые прошли в Саратове 9 октября, заместитель генерального директора АИЖК Денис Филиппов особо подчеркнул, что проект изменен.

«Сегодняшний вариант проекта Привокзальной площади — это уже не тот проект, который был сделан мае. Это проект, учитывающий все корректировки и предложения, которые мы собирали в течение полугода. Я считаю, что половина проекта уже принадлежит жителям города», — отметил он.

Сегодня проектирование ведётся за счёт чистой прибыли АИЖК, а реализация проекта, как предполагается, будет происходить за счёт средств, которые область и город получат в рамках федеральной программы.


Мнения

Горячие
темы

Курс валют

USD

58,84

- 0,39

EUR

69,30

- 0,50

Курс валют

USD

58,84

- 0,39

EUR

69,30

- 0,50

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

166,630
($2,830)

Коммерческая недвижимость

Цена кв.м. (по RRG)

9,537,000
($162,092)


Объекты

492
(469 тыс. кв.м)


Аренда жилья

1K | 2K | 3K (CIAN)

33 | 47 | 66 тыс. /мес.

Подписка