Розетка для авто: перспективы размещения зарядных устройств в ЖК

21 апреля 2023, 12:03

Зарядка для электромобилей

Фото: Официальный сайт мэра и правительства Москвы, Е.Самарин

Инфраструктура для электромобилей пока рассматривается застройщиками как перспектива, но может стать конкурентным преимуществом

Москва. 21 апреля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Мэр Москвы Сергей Собянин упростил порядок размещения зарядных станций для электромобилей. Теперь арендаторы столичной земли могут получить такое разрешение намного легче. О том, будет ли теперь в городе "зарядка" на каждом шагу и как к этой инфраструктуре относятся застройщики вообще, "Интерфаксу" рассказали заинтересованные участники рынка.

Москва заряженная

В соответствии с новым городским документом, арендаторы земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, смогут размещать на них зарядные станции для электротранспорта.

"Уверен, что такой возможностью воспользуются многочисленные торгово-развлекательные комплексы, коммерческие паркинги, офисные центры, АЗС и другие организации, заинтересованные в предоставлении подобных услуг. Потому что зарядные станции для электромобилей действительно пользуются спросом", — написал мэр Москвы в своем телеграм-канале.

Он заверил, что формирование зарядной инфраструктуры станет стимулом для расширения парка электротранспорта, что позволит уменьшить углеродный след и окажет благоприятное воздействие на экологическую ситуацию.

Раньше получить право на размещение зарядной станции на городском земельном участке можно было только на специальных торгах. Может быть, поэтому, "зарядки" в городе встречаются не так часто, как бензоколонки. По данным столичного дептранса, в Москве установлено около 400 зарядных станций для электромобилей и порядка 200 — для электробусов. Кроме того, зарядные станции работают еще и в капитальных паркингах.

Много это или мало? На этот вопрос как всегда может ответить суровая статистика. К концу 2022 года в России зарегистрировано всего 20 700 электромобилей (данные агентства "Автостат"). За год рост продаж составил 33% (3000 штук). Каждый десятый электромобиль в России принадлежит жителю Москвы. Всего за год, по данным департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, пользоваться городскими станциями для зарядки электромобилей стали в 15 раз чаще. Интерес сдерживает недостаточно развитая инфраструктура. То есть ее развертывание должно идти на шаг вперед потребительского спроса.

Пока так в целом и идет. Как напомнил руководитель проекта в ГК "Гранель" Виталий Макаров, раньше существовал запрет на установку электрических зарядных станций (ЭЗС) в подземных паркингах жилых комплексов. Но в 2017 году нормативы противопожарного режима скорректировали. Окончательно запрет на размещение ЭЗС в подземных паркингах отменили в прошлом году. Но оборудовать станции разрешается не ниже первого уровня.

Что дальше

Коммерческий директор девелопера October Group Юрий Коган считает, что следующий шаг — за девелоперами, которым предстоит создать машиноместа с зарядками для электромобилей в новостройках.

"В городе расширяется сеть заправок, владельцев электрокаров освобождают от транспортного налога, им доступна бесплатная подзарядка на городских ЭЗС, бесплатная парковка, в столице реализуется поддержка электрокаршеринга и электротакси, появились "быстрые" ЭЗС возле аэропортов, станций метро, бизнес-центров, кафе и супермаркетов. Не хватает главного – возможности поставить машину в своем собственном паркинге на медленную зарядку на всю ночь, чтобы утром спокойно отправиться по делам. Сегодня такие машиноместа есть в считанных проектах. Даже в историческом центре Москвы они существуют только в единичных локациях", — сетует Коган.

Он уточнил, что сегодня над этим задумываются преимущественно девелоперы, работающие с жильем бизнес- и премиум-класса. Однако предложение электромобилей на рынке расширяется, захватывая сегмент недорогих авто.

"Паркинги с розетками очень скоро будут тиражироваться в жилых комплекса комфорт-класса", — считает эксперт.

"Сейчас на рынке недвижимости зарядные станции для электромобилей представлены преимущественно в строящихся проектах бизнес-класса и выше. В ближайшем будущем ввиду увеличения на рынке количества более доступных моделей электромобилей из Китая, можно ожидать появления такой опции и в проектах комфорт-класса", — согласен основатель и владелец компании Upside Development Алексей Перлин.

Более гибкий подход демонстрирует Группа "Эталон", которая готова идти за спросом.

"Стоимость электромобилей все еще остается довольно высокой, поэтому зарядные станции мы пока предусматриваем только в проектах бизнес-класса. В дальнейшем мы сможем скорректировать этот подход в зависимости от динамики доли электрокаров и потребности в зарядных станциях", — говорят в компании.

"Сейчас принципиальный вопрос скорее не в общей целесообразности оборудования машино-мест электричеством, а в повышении доли машино-мест в общем объеме паркинга, которые должны его иметь. На наш взгляд, это не менее 10% мест в жилых комплексах комфорт-класса и не менее 20% в жилых комплексах сегментов "бизнес" и "премиум". Такой процент, на наш взгляд, имеет смысл закладывать именно с расчетом на перспективную потребность в оборудовании машино-мест зарядными устройствами для электромобилей по мере их распространения на рынке. При этом мы видим, что электричество на машино-местах востребовано, в том числе для бытовых нужд. Такие машино-места всегда покупают первыми, поступают запросы на дооборудование мест, где электричества нет, и далеко не всегда от собственников электромобилей", — поясняет директор департамента продаж Sezar Group Денис Демьяненко.

Как добавил Макаров, нормативы устанавливают определенные ограничения. На площади 1200 кв. м подземного пространства можно оснастить зарядными устройствами не более 10 машино-мест. При планировании большего количества необходимо предусмотреть дополнительные меры безопасности, например, обособить часть территории паркинга пожарными перегородками, шторами или экранами.

Дело техники

Столичные власти говорят, что оборудование "зарядки" – дело довольно нехитрое. Зарядные станции могут иметь каменные или бетонные основания с заглублением до 0,4 метра. Их установку необходимо согласовать со столичным департаментом городского имущества, а затем закрепить в дополнительном соглашении к договору аренды земельного участка. Образец заявления и требования к комплекту документов можно найти на портале mos.ru.

Если сравнивать установку отдельностоящей станции на улице с оборудованием зарядной установки в паркинге, то второй вариант выходит дешевле. Поскольку установка станции на улице требует дополнительных затрат на вывод инженерных коммуникаций повышенной электрической мощности, оформление стойки зарядных устройств и отдельного места для подзарядки автомобилей.

"При этом при обустройстве зарядных систем в паркинге зачастую застройщики выбирают два пути решения вопроса – часть станций устанавливаются универсального образца, который подходит для зарядки любых типов электромобилей. А часть мест для зарядки остается без специального оборудования, но с возможностью установки собственных систем. Это связано с тем, что некоторые производители электромобилей выпускают индивидуальные зарядные устройства для своих моделей. Таким образом у покупателей есть возможность выбрать для себя наиболее подходящее решение", — отмечает Юнна Эрвиц, собственник IQ Estate.

Денис Демьяненко уточнил, что установку зарядного модуля на своем машино-месте осуществляет сам собственник, исходя из спецификации бренда автомобиля, личных требований к мощности, скорости, дизайну станции и иным характеристикам. Девелопер организует техническую возможность.

"Для того, чтобы к машино-месту было подведено электричество, такой функционал должен быть изначально заложен в проект и учитываться при расчете совокупных электрических нагрузок на все жилое здание. Дооборудовать машино-места электричеством после ввода здания в эксплуатацию можно только в том случае, если есть запас мощности и нет иных технических ограничений (на практике это возможно далеко не всегда)", — пояснил Демьяненко.

Т.е. материальные затраты на оборудование электричеством определенной доли машино-мест в масштабе общего инвестиций в строительство жилого комплекса незначительны.

"Однако надо отдавать себе отчет в том, что зарядная станция – достаточно энергоемкая установка. Закладывая в проект ее установку, надо понимать, чьими деньгами и в какой перспективе она будет оплачена. У такой инфраструктуры должна быть операционная рентабельность – с точки зрения управляющих компаний, для которых, в отличие от операторов ЭЗС, обслуживание такой инфраструктуры не является профильным бизнесом. Инвестиции собственника жилья в покупку такого машиноместа, безусловно, тоже должны отбиваться", — напоминает Коган.

Что касается затрат, то здесь есть вариативность.

"На сегодняшний день разница в стоимости установки зарядного устройства для электромобилей может быть очень существенной. К примеру, цена зарядных станций от китайских поставщиков начинается на уровне 150 тыс рублей, при этом устройства от производителей из Германии будут стоить порядка 500 тыс руб. При этом существует и самый бюджетный вариант – установка стандартной розетки с отдельным счетчиком", — отмечает Перлин.

Отсыпьте волшебства

Застройщики как люди разумные, должны понимать, сколько именно места и ресурсов должно приходиться на такую инфраструктуру. По разным оценкам, доля машиномест в паркингах, оборудованных зарядными устройствами, составляет от 3 до 20% от общего числа машиномест. Этого пока хватает, но ключевое слово здесь – "пока".

"Что будут делать управляющие компании через 5-7 лет, если парк электромобилей в России, как предполагает Минпромторг, вырастет до 1,5 млн штук, и столица окажется в лидерах? Стоит подумать о том, чтобы сразу делать паркинг с пожарной отсечкой и запасом мощности, чтобы заложить возможность для дооборудования обычных машиномест в будущем. Тогда достаточно будет докупить зарядные станции под запрос владельцев. Иметь такой продукт необходимо", — уверен Коган.

С коллегой согласен и Денис Демьяненко, который также не сомневается в том, что в перспективе доля электромобилей однозначно будет расти.

"Пока объективных факторов для лавинообразного роста нет, тем не менее мы считаем, что при проектировании комфортной и качественной недвижимости всегда целесообразно предусмотреть заранее возможность дооборудования машино-мест электричеством по запросу собственника при дальнейшей эксплуатации паркинга", — отмечает эксперт.

В Upside Development добавили, что с точки зрения планирования количества зарядных станций для электромобилей в доме следует исходить из запаса электрической мощности конкретного жилого комплекса. Если имеющихся объемов не хватает для установки желаемого количества зарядных станций, в некоторых случаях устанавливается специальный распределительный блок, который по заданному алгоритму распределяет энергонагрузку на большее число устройств. Такое решение позволяет увеличить количество зарядных станций в 1,5-2 раза.

Пока же все основывается на существующих потребностях и используется разумно, поясняет Мария Кокоулина, руководитель направления маркетинга KR Properties.

"Во время проектирования парковочных мест мы изначально предусматриваем выделенную мощность под электрические зарядные станции – в каждом объекте заложена интеллектуальная система распределения электрических мощностей, которая отдает на точки зарядки электрокаров максимальные показатели в часы наиболее частого использования (обычно это ночное время). В остальное время данная мощность используется квартирами", — пояснила эксперт.

Говоря о дальних перспективах этого сегмента инфраструктуры в ЖК, эксперты сошлись во мнении, что ей быть.

"На рынке появляется все больше моделей разной ценовой категории, поэтому запрос на обустройство зарядных устройств в паркингах будет только расти, причем и в проектах комфорт-класса тоже. Наиболее ощутимым этот тренд будет в городах-миллионниках. И свое отражение он найдет в концепциях новых строящихся проектов", — резюмирует Юнна Эрвиц.

Более того, с точки зрения капитализации недвижимости, преимущество останется за теми районами, которые стали строить такую инфраструктуру раньше и лучше других, добавляет Коган.


Горячие
темы

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

272,166
($2,975)

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

272,166
($2,975)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

20,973,000
$227,325

-0.077%

%

Подписка