Аналитика 7 апреля 2014 г. 16:42

Эксперты рынка недвижимости не уверены в эффективности программы "Жилье для российской семьи"

По их мнению, реализации программы помогут налог на недвижимость, законодательные изменения и персональная ответственность чиновников

Москва. 7 апреля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - 3 апреля 2014 г. состоялось заседание Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике по вопросу о программе "Жильё для российской семьи".

Этой программой предусматривается строительство в России 25 млн кв.м доступного жилья на период до конца 2017 года со всей социальной и инженерно-технической инфраструктурой. Это жильё смогут приобрести порядка 460 тыс. семей по цене до 30 тыс. руб./кв.м (в ряде регионов цена будет на 20% меньше).

Для достижения этой цели, которая была предусмотрена еще майским указом Президента РФ в 2012 г., федеральной исполнительной властью принят фактически стандартный набор поручений, основной новацией которого является возможное снижение ставок по ипотечным кредитам.

Достаточно ли будет этих мер для реализации программы, рассуждают эксперты рынка столичной недвижимости.

Как напомнил вице-президент ГК Fedeco Юрий Сорокин, изначально предполагалось, что средства для реализации новой программы не будут привлекаться из федерального бюджета. Строительство инженерной инфраструктуры будет профинансировано за счёт привлечения средств с рынка, таких как выпуск инфраструктурных облигаций.

По мнению эксперта, в случае ввода муниципальными властями налога на недвижимость, это также станет дополнительным источником финансирования. С этой позицией согласен и генеральный директор Аналитического агентства RWAY Александр Крапин. Он считает, что необходимо ввести общепринятый в мире налог на недвижимость с характерными ставками 1-5%. По его мнению, этот налог фактически вводит экономический интерес у муниципальной власти развивать местные рынки жилья, предоставляя застройщикам подготовленные земельные участки и финансируя из муниципальной казны строительство необходимых объектов социальной инфраструктуры.

Ю.Сорокин напомнил, что средства на реализацию программы планируется привлекать также при участии АИЖК и частных инвесторов.

Однако в части привлечения средств эксперт и видит основные сложности на пути реализации программы, поскольку механизм не отработан.

Существуют некоторые опасения и касательно фиксированной цены. При фиксации цены застройщик не застрахован от убытков в случае инфляции. В особенности, это касается проектов комплексного освоения, где реализация проекта идёт на протяжении несколько лет.

Не совсем ясна ситуация и с обеспечением построенных объектов социальной инфраструктурой. Если это ляжет на плечи застройщиков, фиксированную цену будет трудно удерживать. Не понятен пока и механизм передачи построенных социальных объектов муниципалитетам, так как в данный момент при передаче застройщику не предоставляется никаких налоговых льгот, что ведёт практически к двойному налогообложению.

Учредитель компании GOOD WOOD Александр Дубовенко в целом оценивает идеи программы по обеспечению россиян жильем положительно. Однако участник рынка опасается, что централизованность программы и пути ее реализации не будут способствовать развитию рынка. Он подчеркивает, что людям надо дать возможность самим выбрать жилье.

Кроме того, некоторые девелоперы опасаются, что программа будет носить исключительно "декоративный" характер, поскольку вопросы, связанные со строительством и вводом социальной инфраструктуры, регулируются отдельными ФЗ. В итоге, программа может превратиться просто в документ, по которому будет необходимо отчитаться за результат, который от субъектов программы, по сути, никак не зависит.

Для скорейшего решения проблемы обеспеченности жильем граждан России, аналитики рынка предлагают: изучить и внедрить практический опыт ряда российских застройщиков по массовому строительству доступного жилья эконом-класса, привлечь для разработки региональных программ консалтинговые фирмы и возложить на них солидарную ответственность, а также ввести персональную ответственность федеральных и региональных чиновников за выполнение возложенных на них задач по строительству доступного жилья.

А.Крапин считает, что предлагаемые меры позволят в короткие сроки перейти от директивного управления к управлению с экономическим интересом для основных участников реализации программ строительства доступного жилья в России.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще