Аналитика 17 октября 2008 г. 19:06

В условиях кризиса интерес к услугам консультантов будет снижаться, но некоторые услуги станут исключением - эксперты

О ситуации на рынке консалтинговых услуг в связи с кризисом рассказывают специалисты.

Ситуация на рынке консалтинговых услуг в мире различается в зависимости от текущего состояния рынка недвижимости в разных странах. Там, где сектор недвижимости был перегрет и не отвечал реальным потребностям экономики, коррекция была сильнее, что и отразилось на всех компаниях занятых в секторе недвижимости, в том числе и на консалтинговых.

По словам экспертов, на западе у всех крупных консалтинговых компаний идет волна сокращений и снижений размера вознаграждений для оставшихся сотрудников - стагнация ряда европейских рынков происходила несколько лет независимо от проблем, созданных американской экономикой. Аналогично поступают и многие наши конкуренты в России, сокращая персонал и следуя политике оптимизации затрат.

По мнению компании Knight Frank, увольнения происходят в основном в компаниях с менее эффективными системами управления и раздутым штатом, в целом же это мало отразилось на компаниях с чётким и эффективным менеджментом, которые смогли сократить потери от падения спроса на их услуги.

"В России же рынок девелопмента (особенно это касается коммерческой недвижимости) достаточно молод, поэтому возможности для развития есть - с одной стороны, идет оздоровление рынка - из портфолио девелоперов исчезнут сомнительные проекты", - считает Илья Шуравин, партнер S.A. Ricci/King Sturge.

О ситуации на рынке мнения разделяются. Некоторые эксперты считают, что спрос на консалтинговые услуги снизится по причине выхода с рынка достаточно большого количества девелоперов, заморозки проектов и сворачивания планов на развитие в связи с неопределенной ситуацией и трудностями с привлечением проектного финансирования.

Другие игроки рынка консалтинга в недвижимости прогнозируют, что на 2009 год спада оборотов по консалтингу не планируется.

По словам Вероники Великосельской, коммерческого директора РосЕвроДевелопмент, возникнет снижение спроса на ряд услуг, в первую очередь, связанных с развитием и продажами проектов, оказываемых консультантами по развитию девелоперских проектов, но при этом будут пользоваться популярностью услуги, направленные на осуществление антикризисных мер.

И все-таки большинство специалистов считает, что наиболее востребованным будет услуга брокериджа. В условиях кризиса арендаторы будут быстро покидать ТЦ с не очень успешными концепциями. Безусловно, в этой ситуации девелоперам или управляющим компаниям понадобятся услуги по привлечению новых арендаторов.

"В кризис будет запускаться меньше проектов. А значит можно прогнозировать снижение интереса к услугам консультантов по маркетинговым услугам и разработке концепции проектов. Сетевые девелоперы, которые имеют свои маркетинговые подразделения и опыт успешного запуска проектов, будут экономить на привлечении сторонних консультантов, используя собственные консалтинговые структуры", - рассказывает Виталий Ефимкин, вице-президент ГК "Ташир".

Такого же мнения придерживается Илья Афраймович, директор по развитию холдинга ROSS Group. По его словам, "разработка концепций для новых проектов, проведение маркетинговых исследований и других консалтинговых услуг связанных с

реализацией новых проектов в сфере коммерческой недвижимости снизится".

С другой стороны, по мнению Виталия Ефимкина, цена ошибки во время кризиса намного возрастает. Если раньше девелоперы агрессивно выходили на рынок и держались на плаву даже с не очень успешными проектами, то сейчас требования к объектам будут выше. Девелоперам, которые запускают первый проект, безусловно, понадобятся услуги консультантов.

По прогнозам экспертов, будет наблюдаться снижение цен на торговою недвижимость, так как те девелоперы, которые испытывают недостаток собственных средств и имеют проблемы с финансированием проектов, будут вынуждены выходить из бизнеса, избавляться от площадок, проектов и готовых объектов по сниженной стоимости.

"Но, несмотря на такое положение дел, эта ситуация сыграет на руку непрофильным компаниям, которые не участвовали в девелопменте, не работали с кредитными схемами на рынке недвижимости, а занимались металлургией, нефтяным бизнесом и так далее", - считает Илья Афраймович.

По его мнению, эта ситуация может повысить популярность таких консалтинговых услуг, как сопровождение сделок по продаже и приобретению объектов, а так же в оценке объектов коммерческой недвижимости.

По прогнозу Ильи Шуравина, партнер S.A. Ricci/King Sturg, несколько лет девелоперы будут работать с меньшей маржой бизнеса - хотя и это даст консалтинговым компаниям в будущем новое серьезное поле для дела - организацию рефинансирования проектов.

По оценке Дмитрия Канунова, заместителя директора отдела стратегического консалтинга компании Knight Frank Russia and CIS, компании, находящиеся на стадии разработки концепции или согласования проектов планируют использовать кризисный период для формирования полного пакета исходно-разрешительной документации и разработки проекта, что позволит им получить преимущества через 2-3 года, когда на рынке будет всплеск отложенного спроса на недвижимость, а дефицит новых проектов сделает данные проекты очень востребованными.

"Кризис – время повышения эффективности копании и ее активов. Мы наблюдаем рост заинтересованности в достаточно новом для российского рынка продукте – оптимизации существующего портфеля недвижимости. Теперь услуга asset strategy стала особенно актуальна - портфели недвижимости многих компаний нельзя назвать оптимальными, и, если раньше стоимость этого портфеля стабильно увеличивалась, теперь многие объекты будут переоценены, ликвидность части активов – будет снижаться", - считает Дмитрий Канунов.

В ритейле же ограниченность в развитии ряда небольших сетей приводит к тому, что проекты, разработанные ранее, будут нуждаться в реконцепции. "Уже сейчас мы наблюдаем, что размеры торговых галерей уменьшаются в связи с ограниченным спросом", - заключает Илья Шуравин.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще