Аналитика 12 ноября 2015 г. 17:46

Обратная сторона ритейла

Основными проблемами торговли в России являются не только экономические трудности, но и воровство, а также ненадлежащее качество продукции

Москва. 12 ноября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - Впервые за всю историю наблюдений в российском ритейле международные бренды закрыли больше магазинов, чем открыли, рассказал журналистам на презентации ежегодного исследования "Международные бренды - степень развития в России" генеральный директор МАГАЗИН МАГАЗИНОВ Дмитрий Бурлов.

По данным компании, в период со второго квартала 2014 года по первый квартал 2015 года международные бренды закрыли 1024 магазина против 314 закрытых годом ранее. При этом открылось за это время только 991 торговых точек, что в принципе сопоставимо с ежегодными показателями.

"Рынок сохранил активность, что свидетельствует об адаптации игроков к существующим условиям", - подчеркнул Д.Бурлов.

Примечательно, что основной объем закрытий пришелся на города с населением от 500 тыс до 1 млн человек. Больше всего торговых точек закрыли одежные бренды среднего ценового сегмента.

Как отметил Д.Бурлов, международные бренды отошли от стратегии экстенсивного развития, закрыли все убыточные магазины и перешли к политике оптимизации. Скорее всего, прогнозирует эксперт, такого массового закрытия магазинов международных брендов мы больше наблюдать не будем.

Любопытно, что на этом фоне в России наблюдается рекордный выход новых марок. 60 международных брендов открыли свои первые монобрендовые магазины (17 сетей закрыли объекты). Однако, несмотря на высокие показатели, масштабной экспансии не предвидится – скорее, это тестовые точки. Самыми активными на российском рынке оказались бренды из США, обеспечившие 64% прироста.

Самую значительную часть этого объема демонстрируют сети общественного питания - KFC, Burger King, McDonalds, Starbucks и Baskin Robbins. Эти сети суммарно обеспечили 28% от общего количества открытий. Также активными с точки зрения развития были сегменты товаров для детей и для дома.

По данным исследования компании "INFOLine Аналитика", представленном в рамках конференции "Ритейл в России", в 2015 году в России растущими даже в рублевом выражении остаются только те отрасли ритейла, которые действительно являются защищенными.

"Это продукты, лекарства, косметика. Ну, очевидно, что женщины в последнюю очередь перестают краситься. И это детские товары. Вот те четыре сегмента, которые в рублевом выражении растущие, все остальные сегменты даже в рублях пересмотрели свою стратегию развития", - отметил генеральный директор компании "INFOLine Аналитика" Михаил Бурмистров.

Эксперт подчеркивает, что в сегодняшних условиях наблюдается тенденция, когда довольно заметный пласт покупателей перестает ходить в гипермаркеты (или делает это гораздо реже). "Потому что там много соблазнов, на которые можно потратиться", - объясняет он.

Он считает, что это отрицательно сказывается не только на прибыли больших сетевых магазинов, но и на здоровье покупателей. "Поскольку продукты в небольших продуктовых магазинах не всегда соответствуют надлежащему качеству", - говорит М. Бурмистров.

С этим не вполне согласен заместитель начальника управления санитарного надзора Роспотребнадзора Геннадий Иванов.

"В пищевых продуктах за последние годы отмечается улучшение ситуации по безопасности продукции, в том числе это касается отечественной продукции", - рассказывает Г.Иванов, отмечая, что по качеству отечественная продукция сегодня в разы лучше импортной.

В свою очередь директор по качеству, руководитель департамента контроля качества X5 Retail Group Светлана Чебарова согласна с тем, что крупные магазины могут с большей долей вероятности обеспечить надлежащее качество.

"Сегодня ситуация такова, что говорить о гарантиях качества среди производителей, к сожалению, не получается", - отмечает она. Поэтому, по словам С. Чебаровой, работа по исследованию качества продуктов во многом ложится на ритейлера, что увеличивает его затраты. Ритейлерам приходится заниматься этой работой, поскольку от ее результатов тоже зависит посещаемость.

Но не только экономические проблемы в стране и падение качества продукции являются серьезными угрозами ритейлу. Не менее важной проблемой сегодня видится воровство в магазинах. В 2015 году, по данным исследования агентства The Smart Cube и Эрни Дейла (аналитик предотвращения финансовых потерь в розничной торговле), финансовые потери от магазинных краж, внутреннего воровства сотрудниками, недопоставок и административных ошибок стоили мировой индустрии розничной торговли более $123,4 млрд., из них $36,76 млрд пришлось на США.

Россия занимает 5 место по соотношению уровня финансовых потерь от воровства к общей выручке ритейлеров в Европе. В абсолютных цифрах наша страна находится на втором месте после Германии ($6,6 млрд.).

В списке наиболее часто похищаемых товаров в России находятся небольшие вещи, которые легче всего спрятать и вынести: модные аксессуары, электроинструменты, мобильные устройства, спиртные напитки. Примечательно, что по сравнению с периодом 2013-2014 гг. уровень потерь российских ритейлеров от краж снизился с $6,648 млрд. до $6,17 млрд.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще