Речной вокзал Твери: станет ли разрушение приговором

10 августа 2017, 13:15

В любом случае место должно оставаться истоком тверской культуры, считают эксперты

Москва. 10 августа. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Речной вокзал в Твери частично обрушился. Здание огорожено, у него круглосуточно дежурят сотрудники полиции и МЧС, а местные жители прямо у ограждения устроили импровизированные похороны. Корреспондент "Интерфакса" разбирался, можно ли было спасти здание и что можно сделать теперь.

Вскрытие покажет

Речной вокзал частично разрушился в ночь на 8 августа: обрушилось часть перекрытий и южной стены второго этажа ротонды. Масштаб бедствия составил 400 кв.м.

"Такой красавец был этот речной вокзал. Архитектор был словно болен Италией и построил такое южное, изысканное здание на северной реке. Много открытых пространств, много прекрасных видовых точек на волгу. Фасад как-то вычурно переходил во внутреннее пространство и потом через крышу обратно", — написал галерист Марат Гельман на своей странице в Facebook в день, когда вокзал обрушился.

Теперь жители Твери делятся фотографиями с зияющими пустотами на месте ротонды, вспоминают истории из жизни, связанные с Речным вокзалом, и делают ставки, сколько он еще сможет простоять.

Здание предварительно обследовали эксперты. Они пришли к выводу, что обрушение произошло из-за сильного износа несущих конструкций. Они были выполнены из оштукатуренного дерева и силикатного кирпича.

В здании также должна пройти научно-техническая экспертиза, после чего будет решаться, что с ним делать дальше.

Вокзал был обречен

Тверь — крупный город на Волге. В 30-е годы здесь решили развивать речное судоходство, и городу, который тогда именовался Калинином, потребовался вокзал для приема судов. Речной вокзал построили на месте снесенного Тверского Отроч монастыря в рекордно короткие сроки — всего за три года. Проект создали архитекторы Райский и Гаврилова — заключенные Волжского лагеря.

Речной вокзал обслуживал регулярные, экскурсионные и прогулочные рейсы и мог одновременно принимать до 550 пассажиров. Но былое величие постепенно угасало. К началу 2000-х остались только пригородные перевозки, потом и их свернули. Причалы стали использовать немногочисленные прогулочные и экскурсионные суда, а в здании вокзала поселились музеи ужасов и воинской славы России, но потом съехали и они.

"Вокзал строили из силикатного кирпича, который легко рушится. Он был обречен с самого начала, его нужно было постоянно поддерживать в жизнеспособном состоянии. Но этого не делалось. Помимо самого здания, нужно было укреплять и благоустраивать берег (вокзал стоит на стрелке Волги и Тверцы), но и этого не было сделано. В итоге разлив рек тоже сильно повлиял на его состояние", — говорит архитектор Мария Пичугина, которая исследовала Речной вокзал еще до его обрушения. Она отмечает: шанс спасти здание был, но этим надо было заниматься планомерно на протяжении многих лет.

Как пытались спасти Речной

Сказать, что в этом направлении не делалось попыток, в принципе нельзя. В 2011 году команда тогдашнего тверского губернатора Дмитрия Зеленина решила оживить Речной вокзал — отреставрировать здание и сделать его центром культурной жизни города.

В город приехал Марат Гельман, который к тому моменту уже создал центр современного искусства PERMM в Речном вокзале Перми. Он взялся за создание культурного центра в разрушающемся тверском аналоге.

В здании в итоге разместился культурный центр TverCA. В интерьерах выставлялись Дмитрий Гутов и Дмитрий Цветков, среди колонн разместились карикатуры Андрея Бильжо и готические витражи, сложенные из зубочисток, многочисленные инсталляции с использованием воды и света. На открытие первых выставок в музей приезжали Иосиф Кобзон и Светлана Сорокина. А региональная власть выделила финансирование на работы по реставрации здания. Однако закончилось все внезапно и печально.

"Мы когда-то с Каспржаком (бывший заместитель губернатора Тверской области Алексей Каспржак — ИФ) восстановили шпиль, сделали проектную документацию для реконструкции, но Зеленина сняли из-за твита о червяке в кремлевском салате и все", — продолжает М.Гельман.

Договориться с новым губернатором Андреем Шевелевым насчет будущего Речного вокзала не получилось. В 2014 году М.Гельман уехал из России, а вокзал снова оказался в запустении.

"Визитная карточка" Твери

Почти 80 лет Речной вокзал был одним из самых узнаваемых мест в городе. И сейчас главный вопрос — что будет дальше? Бывший заместитель губернатора Тверской области, а ныне директор "Артека" Алексей Каспржак считает, что это место, где сливаются Волга и Тверца, должно остаться культурным центром города.

"Хотя я уже несколько лет не живу в Твери, но полагаю, что все-таки это должен быть культурный центр города. В каком виде — это другой вопрос. Будет ли восстановлено здание в первоначальном виде или отдана дань истории Русской православной церкви в части воссоздания Отроча монастыря, самое главное, повторюсь, что само место должно оставаться истоком тверской культуры и души Волги", — сказал он в интервью местному порталу Tverigrad.ru.

Архитектор М.Пичугина считает, что воссоздавать церковные строения в этом месте точно не стоит. "Ничего круче этого здания в этом месте быть не может. Его уникальность заключается в том, что здесь сочетается сталинская неоклассика и геометрия разрушенного монастыря", — сказала эксперт.

Она подчеркнула, что Речной вокзал можно воссоздать из современных материалов, и он должен остаться архитектурной доминантой набережной Волги. Что касается использования здания, то архитектор согласна с А.Каспржаком: Речной может стать музеем.

"Самая логичная функция этого здания — музей. Но теоретически возможно также создание хостела или мини-отеля", — сказала М.Пичугина.

С тем, что здание может нести и коммерческий смысл согласен и директор отдела региональных торговых помещений CBRE Михаил Рогожин.

"Традиционно на развитых рынках объекты транспортной инфраструктуры тесно связаны с сегментом торговой недвижимости, так как имеют высокую пропускную способность, но в данном случае, традиционный подход не работает. Подъезд к зданию затруднен, так как оно находится оно в месте слияния двух рек в малозаселенном Заволжском районе, где проживают жители с доходом ниже среднего. С учетом этого можно предположить, что здание может быть интересно инвесторам, готовым вложиться прежде всего в жилье с некоторой торговой составляющей, направленной на обслуживание туристов, приезжающих в Тверь на теплоходах и собственно горожан, которые будут проживать в этом районе", — пояснил М.Рогожин.

Впрочем, до окончания экспертизы невозможно сказать ничего определенного. Специалисты сейчас выясняют, можно ли провести противоаварийные работы и сохранить здание. Региональные власти пообещали, что посоветуются с жителями, когда будут принимать решение об окончательной судьбе Речного. Но, судя по всему, шансов сохранить здание крайне мало, и выходов будет только два: либо снести и воссоздать его из современных материалов, либо просто снести.


Горячие
темы

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

272,166
($2,975)

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

272,166
($2,975)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

20,973,000
$227,325

-0.077%

%

Подписка