Аналитика 9 октября 2017 г. 15:49

Во сколько бизнесу обходится эвакуация?

Во сколько бизнесу обходится эвакуация?
Платные дороги. Фото: Официальный сайт "Автодора"

Бдительность для ТЦ стоит дороже, чем для офисов

Москва. 9 октября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - Шквал анонимных сообщений об угрозах взрыва в общественных местах обрушился на Москву в минувшую пятницу. Свыше 160 тыс. человек были эвакуированы из более чем 260 объектов, рассказали "Интерфаксу" в правоохранительных органах.

            И если первая волна "минирований", которая прошла в городах России 11 сентября, коснулась в основном торговых объектов, то сейчас эвакуировать пришлось несколько школ Москвы и области, Мособлдуму и несколько крупных бизнес-центров. Эвакуация затронула более 50 госучреждений, почти 70 школ, более 40 торгово-развлекательных центров, все московские вокзалы, более 60 мест массового скопления людей, около 15 больниц и поликлиник. Во всех случаях людей эвакуировали из зоны риска, при этом ни один из анонимных звонков не подтвердился.

            Прежде всего, при эвакуации люди теряют время, которое они запланировали на те или иные дела. Но потери несет и бизнес, в том числе, связанный с объектами недвижимости, которые приходится покидать.

            Так, собственники БЦ несут скорее репутационный ущерб от эвакуации, если тревога ложная, считает директор отдела управления недвижимостью CBRE Дмитрий Свешников.

            "Эвакуация офисного центра как последствие телефонного терроризма, конечно, негативно сказывается на имидже объекта, хотя и является, по сути, форс-мажором, т.е., владелец объекта, как и управляющая компания, не несут ответственности за случившееся. Лучшее, что они могут сделать - обеспечить грамотную эвакуацию по всем правилам безопасности", - согласен собственник ГК "ЭКООФИС" Андрей Ковалев.

            В любом случае, ущерб от эвакуаций для собственников БЦ едва ли можно оценить как существенный - арендная плата при наличии таких инцидентов не корректируется, добавил партнер, руководитель департамента управления недвижимостью Cushman & Wakefield Семен Юрченко.

            А вот арендаторы страдают существенно, и их риски уже оцениваются в реальном денежном эквиваленте.

            "Ущерб от эвакуации может быть выражен в денежном эквиваленте, если арендатором БЦ является банк, и в момент эвакуации происходили реальные сбои при транзакциях", - приводит пример Д.Свешников.

            "Если это редакция или рекламное агентство, скорее всего, сотрудники смогут довольно быстро возобновить прерванную работу - из дома, из ближайшего кафе, либо экстренно подключить удаленных сотрудников. Разумеется, какие-то потери будут, но они сопоставимы с простоем в результате отключения электричества, перебоев с интернетом и т.п. Если речь о салоне красоты, кафе, магазине товаров ежедневного спроса, убытки будут более значительными, вплоть до суточной выручки", - добавляет А.Ковалев.

            В целом, время простоя персонала и эффективной аренды в случае эвакуации можно оценить как величину соразмерную с 2-4 часами текущих операционных затрат бизнеса (1 - 3 % месячных операционных затрат), рассказал С.Юрченко.

            "Если принять среднюю зарплату с налогами и отчислениями сотрудников офисных центров класса Б как 40 тыс. рублей в месяц и арендой в 15 тыс. рублей в год при плотности рассадки  6 кв.м на человека, то потери от одного "звонка" составят 237 рублей на кв.м арендуемых площадей. Если говорить об офисах класса А - это 90 тыс. рублей в месяц и аренда в 29,5 тыс. рублей в год при плотности рассадки 10 кв.м на человека - итого 343 рублей на кв.м арендуемых площадей. Бесспорно, мы говорим о грубом расчете операционных потерь без учёта эффекта от влияния простоя на производственный процесс и упущенную выгоду, что может быть рассчитано с мультипликатором от 2 до 10, в зависимости от природы бизнеса арендатора", - резюмирует эксперт.

            Эти суммы довольно существенны, однако они в разы меньше ущерба от эвакуации работающего торгового объекта, напоминает А.Ковалев.

            "К примеру, если в региональном ТЦ с хорошим трафиком упущенная выгода арендаторов только за час простоя может составить 5-6 млн рублей, для офисного центра с развитой инфраструктурой день простоя, скорее всего, обойдется дешевле", - говорит он.

            С такой оценкой в целом согласен директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Александр Обуховский. Он отмечает, что для ТЦ - выручка от аренды в час в среднем $10 тыс. Арендаторы платят собственнику долю от своей выручки, а примерная выручка торгового центра - $100 тыс. Таким образом, в час торговый центр может недополучить около $100 тыс.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще