Компании на выданье: российские строители и девелоперы выходят на IPO

25 марта 2008, 15:44

Мировой финансовый кризис заставил многих эмитентов пересмотреть планы по размещению своих бумаг

Западную традицию размещения акций на фондовой бирже — как одного из основных инструментов финансирования дальнейшего развития бизнеса — в последние годы позаимствовали и "прозрачные" российские компании.

По итогам прошлого года Россия вышла в лидеры среди европейских стран по объемам публичных размещений акций.

Однако по оценке независимой аналитической группы ReDeal Group, прошлый год характеризуется небольшим количеством прироста IPO – 25 размещений против 23 в 2006 году. При этом стоимостный объем рынка вырос на 33% — с $17,7 млрд в 2006 году до $23,6 млрд в 2007 году.

С точки зрения отраслевой специфики эксперты выделяют финансовую сферу и строительство/девелопмент, которые совокупно занимают 67% стоимостного объема рынка ($15,7 млрд).

Где взять деньги

Привлечение финансовых средств в ходе размещения IPO позволяет эмитентам приобретать активы, которые они не могут купить за собственные средства и не считают нужным покупать их с помощью кредита. Это азбучные истины бизнеса.

Следует отметить также, что IPO открывает путь к более дешевым источникам капитала за счет повышения публичности компаний, позволяет оптимизировать структуру капитала и получить доступ, в том числе, к западным рынкам капитала.

Иностранные акционеры российских компаний зачастую в обязательном порядке требуют выхода на IPO – чтобы увеличить прибыль и диверсифицировать риски, связанные с продажей акций компании.

Впрочем, многие российские компании в последнее время также становятся публичными (раскрывают информацию об акционерах, имеют прозрачную структуру, добиваются высоких темпов роста, имеют успешную кредитную историю) и рассматривают IPO как способ привлечения средств для развития.

По данным опроса топ-менеджеров 50 российских компаний, проведенного Deloitte, основной целью IPO является привлечение капитала для развития существующего бизнеса или региональной экспансии (76%). Такие цели, как рефинансирование долга (20%) и проведение независимой оценки (17%) также широко распространены.

Основной целью 89% компаний, выходящих на рынок, является привлечение как иностранных, так и российских стратегических инвесторов для долгосрочного сотрудничества.

Среди ключевых задач, которые приходится решать компаниям при подготовке к выходу на IPO, является внедрение новых стандартов подготовки финансовой отчетности (26%), управление процессом подготовки (26%), а также трансформация бизнеса с целью внедрения новых структур корпоративного управления (20%).

Говоря о сложностях, препятствующих выходу на IPO, эксперты называют трудность реализации прозрачности бизнеса, проблемный аудит по МСФО, разногласия в оценке инвестбанком-консультантом на размещении и собственных ожиданий, непонимание инвесторами стратегии развития компании на роад-шоу.

Часто компании не могут четко обозначить свои приоритеты, а развивать одновременно и с одинаковой интенсивностью 7-10 направлений невозможно – для инвестора это непреложный факт.

Кроме того, многие жалуются, что сложно создать эффективную службу по работе с акционерами и инвесторами — на это нужно время и специалисты, которых очень мало.

Существуют трудности с внедрением эффективной системы корпоративного управления, изменением корпоративной культуры (особенно в отношении раскрытия информации).

Основными критериями выбора площадки для размещения являются ликвидность (56%), стоимость листинга (41%), доступ к инвесторам, заинтересованным в акциях СНГ (39%), и сроки размещения (28%).

Российский фондовый рынок широко признан и считается достаточно ликвидным для проведения IPO объемом до $500 млн.

Финансовый отчет

По итогам прошлого года Россия вышла в лидеры среди европейских стран по объемам публичных размещений акций.

Однако эксперты независимой аналитической группы ReDeal Group отмечают, что прошлый год характеризуется небольшим количеством прироста IPO. Так, в 2006 году было зафиксировано 23 размещения, в первом полугодии 2007 года – 14, а по итогам прошлого года – 25.

В 2007 году стоимостный объем рынка вырос на 33% и составил $23,6 млрд ( в 2006 году — $17,7 млрд). Средний объем IPO составил $942,9 млн, в основном за счет крупнейших размещений ВТБ и Сбербанка – 8% количественного и 48% стоимостного объема.

На банковские размещения пришлось 48% стоимостного объема.

С точки зрения отраслевой специфики нужно выделить финансовую сферу и строительство/девелопмент, которые совокупно занимают 67% стоимостного объема рынка ($15,7 млрд).

Сектор строительства занимает второе место после финансового – на его долю приходится 17,4%.

На данный момент около 70 российских компаний (с учетом эмитентов, зарегистрированных в других юрисдикциях, основные активы которых сосредоточены в РФ) провели IPO.

"2007 год стал наиболее успешным с точки зрения динамики суммарного объема инвестиций в развитие промышленной и гражданской инфраструктуры. По нашим предварительным оценкам, темп роста совокупных доходов компаний строительной отрасли по итогам прошлого года вплотную приблизится к 30%", — рассказал "Интерфакс-Недвижимость" Алексей Курасов, руководитель проектов IPO инвестиционного холдинга "ФИНАМ".

Строительные компании стремятся на биржу

Важной тенденцией последнего времени стало повышение прозрачности как всей строительной отрасли (перевод системы распределения строительных подрядов преимущественно на конкурсную основу, снижение степени влияния административного ресурса в отрасли, постепенное внедрение конкурентных условий ведения бизнеса), так и отдельных эмитентов в частности.

Среди ликвидных бумаг наиболее впечатляющую динамику продемонстрировали акции "Мостотреста" (справедливая цена — $503, потенциал снижения — 1,5%) и "Бамтоннельстроя" (справедливая цена — $4100, потенциал роста — 41%), увеличивших капитализацию почти вдвое.

В числе неудачников минувшего года, вопреки ожиданиям, оказался "Ленгазспецстрой" (справедливая цена — $8400, потенциал роста — 110%), потерявший более 20% рыночной стоимости.

Феноменальный рост продемонстрировали акции компаний, ликвидность которых в начале года оставляла желать лучшего, и которые эксперты рекомендовали в качестве инвестиций с повышенными рисками.

В частности, "Новоросцемент" (справедливая цена — $153, потенциал роста — 10%) с начала года увеличил капитализацию в 5,5 раз, а акции "Мостострой-11" (справедливая цена — $3400, потенциал роста — 21%) прибавили в течение года более 350%.

Негативным фактом для отрасли стало снижение рентабельности большинства строительных компаний.

По оценкам "Финам", данная тенденция была обусловлена резким ростом цен на стройматериалы (в частности, рост цен на цемент в среднем по стране превысил 60%), наряду с негибкими условиями старых строительных контрактов. Даже некоторые вертикально интегрированные холдинги не смогли в полной мере эффективно бороться со сложившейся рыночной конъюнктурой.

"Мы считаем, что снижение рентабельности не должно перерасти в тенденцию, и будущие контракты будут заключаться с учетом возможного дефицита на рынке стройматериалов", — рассказывает А.Курасов.

В условиях бурной экспансии строительной отрасли многие компании обратили свое внимание на рынки капитала как источники финансирования. В 2007 году публичное размещение осуществил сразу целый ряд крупных девелоперских компаний: AFI Development, ГК "ПИК", "Открытые Инвестиции", ЛСР, РТМ. Суммарный объем привлеченных инвестиций составил порядка $5 млрд.

Кризис нарушил планы

В аналитическом отчете компании Deloitte прогнозируется, что положение компаний, рассчитывающих привлечь в ходе IPO менее $1 млрд, будет достаточно благополучным, несмотря на неблагоприятные рыночные условия.

Под неблагоприятными рыночными условиями подразумевается негативное влияние мирового финансового кризиса.

По данным исследования мирового рынка капиталов компании Thomson Financial за первые два месяца 2008 года, вследствие мирового кризиса с начала года были отменены или отложены IPO на общую сумму $21,4 млрд. В январе первичное размещение акций отложили 25 компаний, в феврале — 19. При этом они продолжают готовиться: составляют отчетность для проспекта эмиссии, проводят юридическую реструктуризацию и улучшают структуру корпоративного управления.

В России же, как следует из опроса топ-менеджеров 50 российских компаний, проведенного Deloitte, решение о переносе выхода на IPO было связано с периодом президентских выборов: они опасались, что их "выход на публику" останется без внимания СМИ.

Некоторые компании, тем не менее, выходят на IPO: с начала года их объем составил $13,3 млрд.

Но аналитики отмечают, что приоритеты несколько изменились. Так, компании, рассматривавшие в качестве варианта размещения облигации, теперь готовы размещать акционерный капитал (особенно когда инвестиционные банки не в состоянии взять на себя долговые обязательства).

Как ожидает Deloitte, кризис ипотечного кредитования может заставить компании отдать предпочтение, скорее, инструментам фондового рынка, чем долговым инструментам.

По прогнозам ReDeal Group, в 2008 году впервые с 2004 года можно будет наблюдать стабилизацию как количественного, так и стоимостного объемов рынка. Финансовая нестабильность в мире может привести к тому, что итоги текущего года окажутся скромнее показателей 2007 года.

А.Курасов полагает, что IPO проведут не более 20 компаний и в сумме смогут привлечь не более 400 млрд. рублей.

При этом, уточняет он, наиболее вероятным ориентиром является на IPO выход 16 игроков (включая размещения компаний, зарегистрированных не в РФ, но ведущих основной свой бизнес в России, только на иностранных биржах).

Конечно, технически IPO&SPO в 2008 году могут провести более 80 компаний, но из-за нестабильности в первой половине года на рынке разместятся меньше половины возможных выпусков, говорит эксперт.

Среди них он выделяет выходящие на IPO компании быстроразвивающихся отраслей (медиа и IT компании, транспортные компании).

Он не исключает, что в этом году разместят на бирже "Совкомфлот", "Трансконтейнер" и "Трансаэро".

По мнению А. Курасова, активность также будут проявлять компании потребительского сектора, девелоперы, банки.

Руководитель проектов IPO инвестиционного холдинга "ФИНАМ" считает, что с дальнейшим ростом прозрачности отрасли интерес инвесторов к строительным компаниям будет стабильно возрастать, что, в свою очередь, будет способствовать появлению акций менее крупных строительных компаний на российских торговых площадках.

"Однако, те, кто хотел проскочить с толпой, не смогут разместиться, за остальными будет очередь — стоящих активов на рынке все еще мало", — говорит собеседник "ИФ-Недвижимость".

Главное — правильно выбрать время

В компании "ФИНАМ" говорят, что на фондовом рынке есть плохие и хорошие времена.

С этим трудно спорить. Так, в конце прошлой недели, жертвой негативной конъюнктуры рынка стали акции группы компаний ПИК — в ходе торгов в прошлый четверг глобальные депозитарные расписки (GDR) ПИК достигли $23 за штуку, что на 15% ниже показателя предыдущего дня. Однако под закрытие биржи в Лондоне девелопер смог частично отвоевать свои позиции: торги по бумагам группы остановились на цифре $25,2. В результате ПИК вернулась почти к тому же показателю, с которым разместилась на LSE в июне прошлого года. Напомним, что в декабре 2007 года ПИК торговалась на LSE по цене $32, а с середины января этого года стоимость бумаг не превышала $30 за штуку.

В тот же день в минусе закончила торги на LSE "Система-Галс", AFI Development Льва Леваева и RGI International.

Однако аналитики "ФИНАМ" обращают внимание на то, что "основная цель IPO — это не единовременное получение денег, а долгосрочное стратегическое решение успешных компаний с высоким уровнем корпоративного управления привлекать инвестиции на развитие бизнеса с организованного рынка капитала".

Специалисты уверены, что та часть компаний, которые проводят IPO с целью продажи бизнеса существующих акционеров в короткий срок, скорее выберут альтернативы IPO — частные размещения или M&A.

"Если целью собственников является реализация проработанной стратегии развития бизнеса, и для этого необходимо привлечь дополнительный капитал с фондового рынка, то для покупки реальных активов у инвесторов всегда найдутся средства и при размещении будет существенная переподписка книги заявок в 3-4 раза", — считает А.Курасов.

Собеседник "ИФ-Недвижимость" отмечает, что некоторые компании действительно "теряются" при массовом размещении акций компаний одного сектора экономики. Это происходит, если инвестора интересуют не индивидуальная характеристика компании, а сектор экономики и регион базирования.

В качестве примера А. Курасов напомнил: во время бума на рынке недвижимости Москвы в 2006 году покупалось все жилье, без оглядки на район и качество дома – все равно доходность составляла 90% годовых.

"Сейчас только очень грамотно выбранная инвестиция в недвижимость в Москве сможет показать рост в 30-40% годовых", — рассказывает А.Курасов.

Сейчас девелопмент уже неплохо представлен на биржах, так что инвесторы будут обращать повышенное внимание к индивидуальным характеристикам компании, добавил он.

Мнения экспертов по поводу того, стоит ли ждать с выходом на IPO или пора действовать, расходятся.

Многие полагают, что окно IPO еще закрыто, и не стоит размещать акции до конца года. "Инвесторы в IPO не хотят покупать акции, которые с большой вероятностью подешевеют", — аргументируют они свою точку зрения.

В то же время независимый директор Группы "ПИК" Вил Эндрич на конференции Лондонской фондовой биржи заявил, что сейчас самое правильное время для выхода на IPO.

"Когда же газеты пестрят объявлениями об успешных IPO – это неудачное время", — подчеркнул В. Эндрич.

Многие эмитенты надеются, что окно IPO "откроется" уже во II полугодии, и на осень запланировали выход на биржу.

C другой стороны, "осенние" IPO также могут не оправдать ожиданий: по мнению экспертов, привлечь запланированный объем средств смогут не все эмитенты.

Кто планирует выйти на IPO (по данным компании "ФИНАМ")

  • Эталон-ЛенСпецСМУ
  • "Снегири" ("СТ групп Регион")
  • РосЕвроДевелопмент
  • ТАИФ
  • "Веструс девелопмент"

  • "Международное логистическое партнерство" (MLP)
  • "Ташир"
  • "Перспектива"
  • "Макромир"
  • "Талион"
  • Технопромэкспорт
  • "Жилищный капитал" ГК
  • Coalco
  • "Камская долина"
  • Промсвязьнедвижимость
  • Белнефтехим
  • Setl Group
  • Russian Land
  • Finstar Properties
  • "Теорема"
  • СУ-155
  • Mirax
  • Rodex Group
  • "Олимпстрой"
  • "Дон-Строй"

Сергей Велесевич


Горячие
темы

Курс валют

USD

73,64

+ 0,60

EUR

87,17

+ 0,55

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

175,246
($2,578)

Курс валют

USD

73,64

+ 0,60

EUR

87,17

+ 0,55

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

175,246
($2,578)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

13,510,000
$203,894

-1.254%

%
Коммерческая недвижимость

Цена кв.м. (по RRG)

8,995,000
($140,655)


Объекты

238
(295 тыс. кв.м)


Подписка