Аналитика 9 сентября 2008 г. 19:43

Комплексное освоение подземного пространства Москвы начнется в 2010 году

Столица будет разрабатывать свой закон о недрах

Проект постановления правительства Москвы "О городской программе подготовки к комплексному градостроительному освоению подземного пространства г. Москвы на период 2009-2011 гг." принят во вторник на заседании столичного правительства.

"Определить статус подземелья, которое является обитаемым"

"Программа действительно нормальная", - сказал после обсуждения документа мэр Москвы Юрий Лужков.

По словам мэра, это следующий шаг после принятия в прошлом году концепции подземной урбанизации. Ю. Лужков настоял на том, чтобы внести в Генплан развития Москвы до 2025 года специальный раздел, посвященный подземному строительству. Он сказал, что надо "определить статус подземелья, которое является обитаемым".

О сути программы на заседании правительства доложил первый заместитель руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Константин Королевский. Он сообщил, что на данном этапе произведено районирование территорий, составлен базовый список (в него вошло 37 объектов подземного строительства), оценивается уровень инвестиционной привлекательности, а также издержек, разрабатывается методика оценки техногенных рисков при освоении подземного пространства столицы.

Кроме того, составляются карты подземного пространства Москвы.

Определение кадастровой оценки участков позволит оценить экономический потенциал подземного строительства, которыми обладает город, сказал К. Королевский.

По его мнению, необходимо будет установить плавающий коэффициент обременения, который будет зависеть от сложности проекта, этажности и типа строений, сроков реализации. Это позволит разработать стартовые условия при проведении конкурсов по выбору инвесторов и застройщиков, считает он.

Программа, по словам К. Королевского, будет реализована в два этапа. В 2008-2009 году упор будет сделан на проведение экономических расчетов, разработку технологических и градостроительных решений, нормативно-правовой базы ( в первую очередь речь идет о принятии московского закона о недрах) и подготовку кадров. В 2010-2011 годах начнется комплексное освоение подземного пространства.

Базовый список новых подземных объектов

К. Королевский заметил, что существующих сегодня законодательных и нормативных актов достаточно для того, чтобы приступить к строительству объектов из стартового списка.

Так, в Восточном административном округе предусмотрено строительство подземных объектов в районе пересечения ул. Русаковской и ул. Стромынка в районе станции метро "Сокольники" (2011 год), в районе пересечения ул. Краснопресненская, ул. Преображенский Вал, ул. Б. Черкизовская и Преображенской ул. в районе станции метро "Преображенская площадь" (2009-2011 гг), в зоне проектируемого 4 Транспортного кольца, ул. Б. Черкизовская и Московской железной дороги Ярославского направления в районе станции метро "Черкизовская" (2009-2010), на пересечении л. Плеханова с шоссе Энтузиастов в районе ст. метров "Шоссе Энтузиастов" (2009-2010).

В Западном административном округе – на пересечении Минской ул., Ломоносовского проспекта, Мичуринского проспекта, площади Индиры Ганди (2011), на пересечении Мичуриснкого проспекта, Аминьевского шоссе, ул. Лобачевского (2011), на персечении окружной железной дороги с Кутузовским проспектом, Киевским направлением железной дороги, станция метро "Кутузовская" (2011), на пересечении Рублевского, Аминьевского шоссе, Кутузовского проспекта (2009-2011).

Подземные пространства Северного административного округа будут осваиваться между Лениградским шоссе, железнодорожной веткой Рижского направления, ст. метро "Войковская" (2011), между Дмитровским шоссе, железнодорожной станцией "Окружная" Савеловского направления, окружной железной дороги, 3-м Нижнелихоборским проездом (2011), между Дмитровским шоссе, железнодорожной станицей "Петровско-Разумовская" Ленинградского направления, ст. метро "Петровско-Разумовская" (2009-2010), на пересечении Ленинградского и Волоколамского шоссе, Ленинградского проспекта, улиц Алабяна и Балтийской (2009-2010).

В Южном административном округе собираются строить подземные объекты на пересечении 3-го Транспортного кольца и Малого кольца МЖД в районе станции метро "автозаводская" (2011), на пересечении Каширского шоссе и проспекта Андропова в районе станции метро "Каширская" (2009-2010), на пересечении Пролетарского проспекта и Кантемировской улицы в районе станции метров "Кантемировская" (2011), на пересечении Каширского шоссе и железной дороги Курского направления в районе станции "Москворечье" (2011), на пересечении Бакинской улицы и железной дороги Курского направления в районе станции метро "Царицыно" (2011), на пересечении ул.Автозаводская и Б. Тульская с железнодорожной веткой Павелецкого направления в районе станции метро "Тульская" (2011), на пересечении Варшавского шоссе и Малого кольца МЖД в районе станции метро "Нагатинская" (2011), на пересечении Нахимовского проспекта и Варшавского шоссе в районе станции метро "Нахимовский проспект" (2011), между Варшавским шоссе и железной дорогой Павелецкого направления в районе станции метро "Варшавская" (2011).

На территории Северно-Западного округа пока запланирован только один объект – на пересечении ул. Народного Ополчения, проспекта Маршала Жукова, ул. Мневники (2009-2010).

Аналогичная ситуация с планами освоения подземного пространства в Юго-Западном округе – пока в списке значится один объект на Нахимовском проспекте в районе станции метро "Профсоюзная" в рамках строительства Четвертого транспортного кольца (2011).

В Северо-Восточном административном округе подземные объекты планируется строить на пересечении Алтуфьевского шоссе с Московской окружной железной дорогой в районе станции "Владыкино-Московская" и станции метро "Владыкино" (2009-2011), на пересечении Ярославского шоссе с железной дорогой Ярославского направления в районе станции "Северянин" (2009-2010), на пересечении проспекта Мира с ул. Космонавтов в районе станции метро "ВДНХ" (2009-2010), на пересечении Бутырской улицы с улицей Нижняя Масловка в районе площади Савеловского вокзала (2011).

На юго-востоке Москвы есть намерение построить подземные объекты на пересечении ул. Авиамоторная с шоссе Энтузиастов и Московской кольцевой железной дорогой с районе станции метро "Авиамоторная" (2009-2010), между Рязанским проспектом и Московской железной дорогой Горьковского направления в районе платформы Карачарово (2011), на пересечении Волгоградского проспекта и Малого кольца МЖД в районе станции "Угрешская" (2011), на пересечении Волгоградского проспекта и железнодорожного направления Курского направления в районе станции метро "Текстильщики" (2009-2010), на пересечении Проспекта 40 лет октября и железной дороги Куоского направления в районе станции метро "Печатники" (2011).

И, наконец, в Центральном административном округе запланировано строительство на пересечении ул. 1905 года со Звенигородским шоссе (2011), в районе площади Рижского вокзала, ул. Сущевский Вал и железной дорогой Рижского направления в районе станции Ржевская (2011), на пересечении Третьего транспортного кольца, Шмитовского проезда, в районе станции "Тестовская" (2009-2010).

На "приграничных" территориях (САО и ЦАО, а также ВАО и ЦАО) предусмотрено построить по одному подземному объекту: соответственно, между Хорошевским шоссе, Беговой ул., районе станции метро "Беговая" (2011) и в районе Б. Семеновской и ул. Бакунинской, станции метро "Электрозаводская" и железнодорожной станции ""Электрозаводская" Казанского направления (2011).

Выстроить архитектурную вертикаль

Первый заместитель председателя Москомархитектуры Пшимаф Шевоцуков считает, что освоение подземного пространства в столице – неизбежность, поскольку город должен развиваться в существующих границах. При этом он отметил, что решение этой задачи не должно оказывать негативного влияния на исторические объекты, на окружающую среду.

Стоит задуматься, сказал он, о вертикальном зонировании – то есть обеспечить архитектурную связь подземных и наземных объектов. По его мнению, этот момент необходимо учесть при актуализации Генплана.

На сегодняшний день в планах подземного строительства – вовзведение торговых и развлекательных центров, кафе и ресторанов, гаражей. Однако не исключено, что будет использован зарубежный опыт по строительству под землей дорог, паркингов. В частности, как сказал К. Королевский, под землю уйдут железнодорожные ветки пригородного сообщения Рижского вокзала.

Глубина проблемы

Академик Виктор Осипов, директор института геоэкологии РАН, рассказал о картировании подземного пространства и сообщил, что в разных районах столицы существует своя предельная глубина, на которую могут опускаться строители.

"Верхние водоносные горизонты в Москве загрязнены, а нижние – чистые. Запас чистой питьевой воды составляет 350 тыс. кубометров в сутки. Это стратегический запас, и мы не должны загрязнять эти ресурсы. Исходя из этого, в долине реки Москвы можно углубляться на 30-40 метров, а на юге – на 100 метров", - пояснил Н. Осипов.

Депутат Михаил Москвин-Тарханов назвал программу серьезным и актуальным документом и предложил "усилить в документе пункт о контроле за строительством подземных объектов, совместно с Москомнаследием разработать положение об использовании охранных зон" и выступить с законодательной инициативой по внесению изменений в Гражданский кодекс, которые помогут разобраться и "с собственностью, и сервитутами, и с арендными отношениями". Он также отметил, что необходимо проводить общественные слушания прежде, чем начинать строительство под землей.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще