Крик большого города

11 сентября 2020, 12:25

Строительство станции "Кленовый бульвар" БКЛ метро

Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы, Максим Мишин

Как шум в мегаполисе влияет на людей и что с этим делать

Москва. 11 сентября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Жители мегаполисов уже не могут не обращать внимание на звуки — использование развитой системы транспортной инфраструктуры, активная строительная деятельность, работа промышленных предприятий создают шумовой фон. По мере роста городов он становится всё сильнее и является источником раздражения жителей. Москва не исключение, поэтому вопрос о том, как "понизить громкость" города, приобретает особую актуальность.

Учёные сошлись во мнении, что избыточный шум, или шумовое загрязнение, может сократить продолжительность жизни на 10-12 лет. Это воздействие на 36% более значимо для здоровья человека, чем курение табака. И дело здесь не в том, что громкие звуки снижают слух. Из-за них человек не может расслабиться и восстановить силы, становится более нервозным и раздражительным. Особенно негативно влияние шума ночью, когда он препятствует сну. Именно по этой причине законодательство РФ запрещает превышать уровень шума в ночные часы.

Безопасный для человека уровень шума днем — 55 децибел. Это звук спокойной человеческой речи. Ночью должно быть тише. Допустимым считается шум до 45 дБА. Примерно такую громкость имеет звук, возникающий при колыхании листвы деревьев от ветра.

Однако в реальности уровень шума в городах зачастую превышает предельно допустимые значения. К базовым звукам добавляется шум, который вызывают некоторые предметы или действия людей. Он может быть временным, когда соседи за стенкой делают ремонт, под окнами ведется строительство или, к примеру, в соседнем магазине разгружают товар, а может постоянно сопровождать человека — как шум работающего транспорта.

В России борьба с временными нарушителями спокойствия ведется на законодательном уровне. Существует нормативы, которые регулируют уровень шума и предусматривают административное наказание за нарушение тишины. Так, постановление правительства Москвы "Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве", вводит целый ряд ограничений в данной сфере.

Согласно документу, при работе ночью водители обязаны заглушать двигатели автотранспорта. Кроме того, нельзя использовать громкоговорящую связь, производить забивку свай и сварку без установки защитных экранов. Нарушение любого из требований может повлечь за собой не только предупреждение, но и штраф в размере до 2 тыс. рублей для граждан и до 300 тыс. рублей – для юридических лиц. Впрочем, несмотря на эти меры, по данным департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы в 2019 году, 40% строительных площадок в Москве не соблюдали установленный порядок ведения ночных работ.

Для сравнения, в Германии действует более жесткий регламент. Там запрещено нарушать тишину с 22.00 до 6.00 по будням, а в воскресение еще и днем.

"Применительно к строительной деятельности нормативы допустимого уровня шума на территории жилой застройки установлены санитарными нормами и правилами, в частности СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки". Согласно этому документу, для территории жилой застройки допустимые значения уровней шума в дневное время суток не должны превышать 55 дБ по эквивалентному и 70 дБ по максимальным уровням шума. Предельные допустимые уровни шума в ночное время должны быть ниже указанных значений на 10 дБ", — говорит управляющий партнер "ВекторСтройФинанс" Андрей Колочинский.

"Чтобы ответить на вопрос, не избыточны ли установленные требования, можно привести пример. Уровень шума обычного пылесоса в квартире — 70 дБ. Что будет с человеком, если в течение дня он будет находиться под воздействием этого шума? Ответ очевиден – могут возникнуть проблемы со здоровьем. При длительном воздействии повышенный уровень шума оказывает негативное влияние на работу центральной нервной системы, может привести к нарушению сна, вызывать переутомление и т.д", — добавляет он.

В свою очередь вице-президент — руководитель блока девелопмента "ИНТЕКО" Станислав Фролов отмечает, что сложность соблюдения застройщиком режима тишины напрямую зависит от расположения объекта.

"Если строительство ведется в центре Москвы, то возведение конструктивных частей здания в ночное время невозможно. В то же время на стройплощадках, расположенных за пределами Садового кольца на достаточном удалении от жилых домов, ничто не мешает вести монолитные работы круглосуточно", — говорит Фролов.

Андрей Колочинский согласен с коллегой.

"Проекты, которые реализуются в окружении сложившейся жилой застройки, как правило, вызывают больше всего нареканий. И если днем, когда большинство жителей окрестных домов находятся на работе, шум от стройки не сильно беспокоит, то шумные работы по ночам доставляют массу неудобств. Застройщикам, работающим на территории бывших промышленных зон, повезло больше — в ближайшем окружении нет жилых домов, соответственно шум никому не мешает. А жители первых очередей с понимаем относятся ко временным неудобствам и проявляют лояльность к строителям, так как сами заинтересованы в скорейшем завершении всего проекта", — говорит он.

По словам Фролова, при проектировании комплекса девелоперы стараются расположить жилые корпуса на удалении он магистралей, зачастую отделяя их от проезжей части не только пешеходными тротуарами, но и зеленой полосой с высаженными деревьями.

"Ландшафт территории также может использоваться в качестве естественного барьера для проникновения шума в квартиры — двор ЖК может быть расположен на возвышенности, а первые этажи предусмотрены для коммерческих помещений и мест общего пользования. В самих квартирах большое внимание уделяется оконным профилям, стеклопакетам — при необходимости в них могут быть установлены специальные шумозащитные клапаны", — отмечает Фролов.

По мнению Колочинского, сейчас количество нарушений уровня тишины со стороны застройщиков может вырасти.

"Понять застройщиков, которые осознанно идут на нарушение требований, сейчас можно — им приходится наверстывать месячный простой, который произошел не по их вине. Напомню, в апреле-мае стройки на территории Московского региона были приостановлены в рамках мер по борьбе с распространением коронавируса. Чтобы минимизировать негативное шумовое воздействие от стройки застройщики проводят комплекс мероприятий: возводят шумоизолирующие экраны, используют шумоизолирующие конструкции вокруг стационарных источников шума, ограничивают скорость движения грузового автотранспорта на стройплощадке и прилегающих территориях", — говорит управляющий партнер "ВекторСтройФинанс".

Как отмечает начальник экологической мастерской ГАУ "НИ и ПИ Градплан города Москвы" Иван Галушкин, если возникновение временных шумов не всегда можно спрогнозировать, то постоянные шумы — более предсказуемое явление. Они преимущественно связаны с транспортом.

Известно, что в среднем на магистралях городов при транспортных потоках в 2-3 тысячи автомашин в час шумовое загрязнение достигает 77-90 дБА. Поэтому для снижения уровня шума в жилых кварталах большое значение имеет правильное планирование размещения зданий — вдали от шумных магистралей. Если же территория прилегает к производственным и транспортным источникам шума, то устанавливают шумозащитные или шумопоглощающие экраны. Их можно увидеть вдоль железнодорожных путей и крупных московских автомагисталей: МКАД, Варшавского и Боровского шоссе, проспекта Маршала Жукова. От шумозащитных экранов звуковая энергия отражается в противоположную сторону. А шумопоглощающие "съедают" звук, не вызывая увеличения его уровня на противоположной стороне дороги.

Кстати, такими же свойствами обладают и материалы, используемые при строительстве зданий. Например, минеральная вата, слой которой укладывают под облицовочный фасадный материал. А дополнительное звукопоглощение внутри помещения могут обеспечить штапельное стекловолокно, полимерно-битумная мембрана и композит.

Для повышения шумового поглощения современные транспортные магистрали прокладывают в выемках или по дну разработанных оврагов. Однако в урбанизированном ландшафте Москвы рельеф по большей части выровнен. Поэтому актуальными мерами по снижению шума от автомобильного транспорта являются использование малошумных дорожных покрытий, создание зон с ограничением скорости движения транспортного потока и ограничение движения грузовых автомобилей в ночное время.

Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы для разных округов (ВАО, САО, СВАО, ЮВАО) установлен "Грузовой каркас", при котором вводятся ограничения для движения грузовиков более 2,5 тонн по дорогам вблизи жилой застройки. А в "Экологической стратегии ОАО "РЖД" на перспективу до 2030 года" предусматривается снижение уровня шумового воздействия на окружающую среду, в первую очередь, в черте населенных пунктов. Для этого предлагаются меры по установлению шумозащитных экранов, улучшение качества рельсового полотна, модернизация подвижного состава.

"Частично компенсировать вредное воздействие шума способны зеленые насаждения, поскольку листва поглощает и отражает звуковые волны", — говорит Иван Галушкин.

Степень снижения шума во многом зависит от породного состава защитных посадок, их возраста, состояния, сомкнутости крон. Плотные многорядные "зелёные стены", расположенные перпендикулярно направлению источника шума, могут ослаблять его интенсивность на 15-20 дБА. Наибольшей способностью к поглощению и рассеиванию шума обладают лиственные породы, однако их действие прекращается в холодный период. Хорошо задерживают шум клены, липы, вязы, ясени и тополя. Но максимальный эффект дают смешанные посадки лиственных пород деревьев с хвойными — елями, туями и соснами.

К примеру, в Санкт-Петербурге вблизи КАД шумозащитные полосы зеленых насаждений применяются для защиты жилой застройки, расположенной в километре от трассы. Доля защитных посадок составляет 25% от общей протяжённости акустических преград на КАД.

В мире используют различные подходы для изоляции от шума в городе. Одним из способов разгрузки дорожно-транспортной сети является замена городских автомобилей велосипедами и самокатами. Также применяется строительство грунтовых шумозащитных валов. Широкое распространение получил подход, связанный с разработкой карт акустического ландшафта с индивидуальными звуковыми характеристиками районов города. С его помощью был спроектирован парк на площади Науэнер-платц в Берлине, расположенный на пересечении двух главных дорог, Райникенштрассе и Шульштрассе. До его реорганизации жители жаловались на сильный шум от машин. Однако разработанная стратегия развития этого общественного пространства, в ходе реализации которой по краям детской игровой площадки установили стену из габиона, а по всему парку разместили шумоизолирующие скамейки и сидения, позволила изменить звуковой ландшафт.


Горячие
темы

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

272,166
($2,975)

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

272,166
($2,975)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

20,973,000
$227,325

-0.077%

%

Подписка