Аналитика 11 июля 2022 г. 09:22

Бренды ушли – отели остались

Бренды ушли – отели остались
Отель HInn Express в Шереметьево. Фото: kir anderson

О том, кто будет управлять международными отелями в России и кто будет строить здесь новые

Москва. 11 июля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Ушедшие международные отельные операторы оставили в России не только хорошие воспоминания, но и высокие стандарты. Если ими сумеет грамотно распорядиться отечественный менеджмент, то российские отельеры получат очень хороший шанс на развитие собственных сетей.

Без "хозяйки"

С марта по июнь 2022 года российский рынок покинули или приостановили на нем деятельность четыре международных отельных бренда. Это IHG, Marriot, Hilton и Hyatt. Еще один — Accor — пока остановил открытие новых гостиниц. Бренды оставили в России 50 отелей общим фондом около 12 тыс. номеров, подсчитали в CORE.XP. В компании заверили, что уход не приведет к сокращению числа качественных действующих гостиничных объектов на рынке, так как в большинстве случаев отели на территории России не принадлежат иностранным компаниям, а находятся под их управлением или франшизой.

Объекты, которые вышли из международного управления, как правило, попадают под управление той команды менеджмента, которая уже была на гостиничном объекте. В некоторых случаях собственники рассматривают возможность привлечения российского отельного оператора или усиления команды в случае изменений в составе топ-менеджеров. В целом большинство отелей продолжают работать и конкурировать на существующем рынке. С точки зрения масштаба речь идет о 50-60 отелях, которые должны быть сменить оператора, название и маркетинговые материалы, уточнили в Knight Frank Russia.

Что касается объектов, работавших по франшизе, то они продолжат работу в штатном режиме, но уже без западного бренда и системы бронирования.

Welcome to…

Напряженная обстановка у западных границ России, а также вспышки коронавируса у восточных оказывают значительное влияние на спрос со стороны иностранных гостей. При этом низкий поток интуристов негативно повлияет в первую очередь на сегмент люкс и гостиницы верхнего предела высокого ценового сегмента. На данный момент можно отметить, что загрузка отелей самых высоких сегментов упала в 2-3 раза, отмечают в CORE.XP.

К сожалению, низкий уровень потока зарубежных туристов будет воздействовать на рынок в ближайшие несколько лет. В перспективе завершение спецоперации и снижение уровня международной политической напряжённости позволит, в первую очередь, вернуть часть западных бизнес-туристов. Но уже понятно, что в общей структуре иностранного турпотока произойдет поворот в сторону ближневосточных и азиатских стран. Также ожидания возлагаются на туристов из Китая (около 21% всех зарубежных туристов в РФ в 2019 г.), которые смогут компенсировать загрузку гостиниц в крупных городах России, но только после снятия коронавирусных ограничений в КНР и последующего открытия границ.

"Как только мы увидим возвращение китайцев, которые до сих пор сидят в различных карантинах, восстановятся и доходы отелей", - уверены в Becar Asset Management.

Место не пусто

Ковидные ограничения на зарубежные поездки 2020 года стали первым толчком к развитию туризма внутри страны. И если тогда спрос иногда сталкивался с неудовлетворительным предложением, то уже сейчас такие направления как Подмосковье, Краснодарский край, Калининградская область, Алтай, Карелия и Байкал предлагают качественное размещение для туристов.
В 2022 году сложности с заграничными поездками также сохраняются, но уже ввиду других причин. Таким образом, как минимум в 2022 году, внутренний туризм продолжит быть основным драйвером развития гостиничного рынка России, открывая новые возможности для различных регионов, кластеров и создавая новые точки роста для бизнеса, говорят в CORE.XP.

По мнению экспертов Knight Frank Russia, загородные и курортные объекты находятся в выигрышном положении, объекты, расположенные недалеко от крупных городов, пользуются спросом за счет того, что люди сейчас реже выезжают за границу. Кроме того, сохраняются ограничения перелетов на юг страны, что усложняет передвижение на море. Поэтому люди путешествуют внутри своего региона, а также посещают крупные интересные города страны. В городах показатели работы отелей несколько хуже, чем было в стабильное время, так как ранее весомая доля приходилась на деловой и корпоративный сегмент, а также event-сегмент: такие мероприятия проводились в рабочие дни, зачастую в межсезонье, и снижение этого спроса пока не покрывается другими сегментами туризма в полной мере.

В настоящее время на некоторых направлениях отсутствие въездного туризма компенсируется даже со стороны государства. Так, одним из самых интересных проектов является инициатива по развитию туристической инфраструктуры Большого Золотого кольца России. Кроме того, недавно было заявлено о возобновлении программы туристического кешбэка, запущенной в 2020 году.

Где деньги?

Конечно, важным этапом в дальнейшей реализации потенциала новых направлений внутреннего туризма является развитие инфраструктуры, напоминают в CORE.XP. С одной стороны это могут быть программы развития транспортной составляющей, что сделает те или иные регионы более доступными для поездок. С другой – это продолжение содействия развития гостиничной отрасли.

Напомним, что весной этого года, в рамках внедрения антикризисных мер поддержки российского бизнеса, была введена "нулевая" ставка НДС для гостиниц и прочих объектов туриндустрии (для действующих объектов с 1 июля налог обнуляется на 5 лет, а для новых ставка 0% будет действовать в течение 5 лет с момента открытия).

"Это позитивный и очень своевременный шаг, поскольку на фоне инфляционных ожиданий и роста себестоимости обнуление данного налога позволяет отельерам оптимизировать затраты и использовать сэкономленные средства, либо чтобы покрыть возросшие издержки, либо чтобы направить средства на развитие собственных объектов. Это своевременная мера для операционных объектов, она хорошо вписывается во всю канву налоговых и кредитных мер, которые были приняты для поддержания гостиничного бизнеса и стимулирования гостиничного девелопмента. Особенно это важно для новых объектов, поскольку первые пять лет работы отеля – как раз тот самый период, когда объект выходит на стабильные операционные показатели, при этом расходы достаточно большие, а доходы только начинают демонстрировать рост", - говорят в Knight Frank Russia.

В CORE.XP напоминают, что еще существует правительственная программа по выдаче льготных кредитов со ставкой 5%, направленная на создание качественных гостиничных объектов. По мнению экспертов, в текущих условиях высокой стоимости проектного финансирования она является достаточно эффективной и уже приносит результаты: большое количество проектов в разработке, причем по многим уже начаты работы. Особенно большое количество девелоперской активности наблюдается на территории Подмосковья, где мы видим спрос на разработку проектов отелей высоких ценовых сегментов.

В целом, эксперты считают главным трендом российского рынка в 2022 году рост загородного и регионального предложения. Это Алтай, Байкал, Карелия, южное и дальневосточное направления, север страны. На этих направлениях идет активный девелопмент и курортных, и быстровозводимых проектов, поэтому в перспективе 3-5 лет на рынок выйдет много новых проектов. Новая инфраструктура будет востребована, так как она во многом создается взамен устаревшей или в качестве совсем новой инфраструктуры там, где ранее качественные объекты отсутствовали совсем. Многие путешественники отмечают, что внутри страны есть что посмотреть, есть качественные отели, есть хорошие организаторы туров.

Кто куда, а мы домой

В компании CORE.XP уверены, что уход зарубежных брендов в сочетании с ростом внутреннего спроса – это стратегическая возможность для российских гостиничных сетей. Например, текущая ситуация дает дополнительные преимущества для более интенсивного развития таким российских операторам, как Azimut и Cosmos Group, которые уже набирают вес на рынке.

В компании считают, что в условиях отсутствия западных туристов переход на российский бренд является более выгодной стратегией для собственников отелей. Что касается операторов, то для них такое решение повысит узнаваемость отечественных компаний в России и на рынках стран ближнего зарубежья.

С тем, что сейчас хорошее время для российских операторов отелей, согласны и в Knight Frank Russia. Отельеры могут получить в свой портфель новые объекты для управления. Как правило, это хорошо спроектированные гостиницы с отличным расположением, так как международные операторы довольно внимательно подходили к подбору объектов.

"Гостиничный рынок насчитывает огромное количество объектов, при этом в России достаточно низкий процент отелей, которые находятся под сетевым управлением. Поэтому у российских операторов есть возможность развиваться, и тема антимонопольных ограничений для данного сегмента пока неактуальна", - заверили в компании.

Что касается самих отельеров, то они настроены скорее оптимистично и готовы работать. Они видят возможности в развитии доступных форматов и отелях с модными концепциями.

"В относительно более хорошей ситуации могут оказаться молодежные отели. К сожалению, даже те международные гостиничные сети, которые до последнего времени продолжали и продолжают работать в России, не стремились выводить в Россию молодежные бренды", - говорят в Becar Asset Management, которая развивает три гостиничных бренда в России.

"Мы видим огромную заинтересованность в наших брендах. Все эти бренды мы развиваем как самостоятельно, так и предлагаем по франшизе", - рассказали в компании.

Эксперты рынка считают, что Россия в целом вряд ли лишится высококачественного гостиничного сервиса. Дело в том, что внедрявших его западных специалистов давно сменили россияне. Другое дело, что до сих пор не хватает квалифицированного персонала для работы в регионах. Другой причиной сохранения гостиничного сервиса является то, что в России, как и на Востоке, например, он и так традиционно выше, чем на Западе, считают в компании.

В целом можно сказать, что текущая ситуация является не краткосрочным явлением, а начальной стадией нового вектора развития. Изменения произошедшие, происходящие и те, которые мы увидим в ближайшие годы, будут выражаться не только в колебаниях различных показателей гостиничного рынка, но и в его структурных изменениях. Конечно, в случае полноценного открытия границ и налаживания авиасообщения некоторая часть трафика перейдет за границу, однако привычка и возможность отдыхать внутри страны останется, что даст толчок к развитию индустрии. В ближайшие годы этот сегмент будет укрепляться.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще