Аналитика 19 июля 2018 г. 14:05

Как Москва привлекает капиталы?

Как Москва привлекает капиталы?
Московский урбанистический форум. Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы, Денис Гришкин

Почему столица привлекает инвесторов и как это помогает ей в развитии, рассказали участники Московского урбанистического форума

Москва. 19 июля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Российская столица является одним из 200 городов, создающих мировой ВВП. О том, каким образом столице удалось добиться доверия инвесторов и стать центром притяжения российских и международных капиталов, "Интерфакс-Недвижимость" рассказали участники Московского урбанистического форума.

 

Инвестиции и отрасли

 

В Москву инвестируют крупнейшие экономики мира от США до Японии. Совокупный объем накопленных прямых иностранных инвестиций на 1 января 2018 года составляет $260 млрд. Почему Москва? Она является одной из крупнейших городских экономик по паритету покупательной способности и входит в число крупнейших мировых потребительских рынков.

Ну и конечно, условия для инвестиций играют в процессе немаловажную роль: инвесторам предоставляются существенные налоговые льготы и другие преференции.

"Инвестиционная политика Москвы уже получила международное признание. В рейтинге инвестиционной привлекательности крупнейших европейских городов Financial Times столица вошла в пятерку лидеров. Москва опережает такие города как Хельсинки, Варшава, Берлин и Стокгольм", - подчеркнул Министр московского Правительства, руководитель Департамента экономики столицы Владимир Ефимов.

Во что же инвестируют бизнесмены? Здесь спектр направлений довольно широк.

"Если говорить о приоритетных отраслях для частных инвестиций, то Москва, как крупнейший международный игрок, делает ставку на отрасли, связанные с новой экономикой и развитием городской среды: наукоемкий бизнес, высокотехнологичное производство, направленное на реализацию программы импортозамещения и способствующее развитию экспорта, совершенствование городской транспортной инфраструктуры", - отмечает В.Ефимов.

А что же строительство? И оно в числе лидеров. Каждый год частные инвесторы вкладывают, например, в проекты по строительству в новой Москве около 150 миллиардов рублей. По оценкам Владимира Жидкина, руководителя Департамента развития новых территорий Москвы, объем инвестиций по этому направлению будут только расти - к 2035 году бюджетные и внебюджетные инвестиции составят не менее 7 трлн. рублей.

Естественно, не только частным капиталом питается городская экономика.  Москва предлагает выгодные налоговые условия для городских инвесторов, девелоперов, инвестиционных фондов и компаний, финансирующих проекты по развитию транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. Особенность подхода Москвы к таким проектам – минимизация государственного вмешательства в операционную деятельность инвестора.

 

Государство + бизнес

 

Москва три года подряд занимает первое место среди российских регионов в Национальном рейтинге ГЧП, который составляет Национальный центр ГЧП совместно с Минэкономразвития РФ. В зависимости от целей и задач, которые решаются в каждом конкретном проекте, выбирается модель ГЧП. 

Основные формы сотрудничества государства и частных инвесторов в Москве – долгосрочные госконтракты с инвестиционной составляющей (в т.ч. офсетные контракты), концессии, контракты жизненного цикла (КЖЦ), льготная аренда недвижимости с инвестиционными обязательствами, корпоративные формы ГЧП. КЖЦ предусматривают приобретение товара (или услуги) с дальнейшим обслуживанием и ремонтом со стороны поставщика. В рамках программы «1 рубль за кв. м» бизнес может взять в льготную аренду на срок 20 или 49 лет городскую недвижимость (в том числе объекты культурного наследия) в обмен на инвестиции в их ремонт и реставрацию.

Посредством корпоративных соглашений на территории Москвы создаются транспортно-пересадочные узлы. Одной из основных мер привлечения промышленных инвесторов являются офсетные контракты – долгосрочные госконтракты, в рамках которых инвестор создает производство на территории столицы, а город гарантирует закупку продукции этого предприятия. Что касается концессий, то в их рамках все созданные инвесторами объекты после определенного договором срока эксплуатации частным инвестором остаются в собственности государства.

"Объем контрактов Москвы по проектам ГЧП с 2013 по 2018 годы составил более 800 млрд рублей. Бизнес готов сотрудничать с городом и расширять партнерство. В целом, такая кооперация выгодна и столице, и частным инвесторам: Москва получает создание или модернизацию инфраструктуры, а бизнес – долгосрочные гарантии спроса и прибыли", - считает В.Ефимов.

Одно из преимуществ Москвы в том, что проект в рамках государственно-частного партнерства может получить льготы по налогам на прибыль, имущество, землю. Однако очень важно понимать, что ГЧП – это дополнение к бюджетным инвестициям, но не их замена. Оно должно помочь перераспределить бюджетные средства на наиболее важные задачи.

"Поскольку столица нацелена на получение результата от проектов ГЧП, инвестор должен обладать глубокими компетенциями одновременно как в привлечении финансирования, так и в создании (реконструкции) и эксплуатации объектов. Предложения можно направлять через линию прямых обращений на Инвестиционном портале города Москвы (www.investmoscow.ru)», - прокомментировал директор городского агентства управления инвестициями Леонид Кострома.

 

Что дальше?

 

Согласно прогнозу социально-экономического развития города Москвы, в ближайшие годы ожидается рост инвестиций в основной капитал на уровне не менее 3% в год в реальном выражении. При этом, в текущем году власти рассчитывают на продолжение роста активности в секторе государственно-частного партнерства.

Так В.Ефимов сообщил, что город планирует заключение второго офсетного контракта, объем инвестиций по которому составит не менее 3 млрд рублей. Кроме того, в этом году будут выставлены на торги 10 проектов по созданию транспортно-пересадочных узлов. И это, не считая уже завершившихся в 2016-2017гг торгов по 16 ТПУ, прогнозируемый частный объем инвестиций по которым превысит 113 млрд руб.

Также он напомнил, что, в этом году поступила частная концессионная инициатива о реализации комплексного проекта по строительству современной канатной дороги между станциями метро Сходненская и Речной вокзал. Канатную дорогу планируется интегрировать в транспортную систему (в том числе в единую платежную систему «Тройка»). По предварительным оценкам, услугами канатной дороги будут пользоваться до 19 тыс. пассажиров в сутки, время в пути сократится с 45 до 7 минут. Частные инвестиции по проекту в ближайшие 2,5 года составят порядка 3,9 млрд руб.

"На следующий год у Москвы большие планы. Город будет продолжать активно инвестировать в развитие инфраструктуры, в реализацию масштабных проектов. Набирает обороты программа реновации, которая станет еще одним локомотивом столичной экономики, входит в активную фазу реализация проекта строительства Московских центральных диаметров, расширяется строительство автомобильных дорог, метро и т.д.. Только из городского бюджета на инвестиции в развитие транспортной системы, развитие образования и здравоохранения, экономическое развитие и многое другое планируется направить порядка 500 млрд рублей. Исходя из существующей практики, когда на 1 рубль инвестиций бюджета приходится 3 рубля частных, город рассчитывает получить мультипликативный эффект для экономики», - отметил В. Ефимов.

Министр рассчитывает и на то, что Москва продолжит активно развивать формы государственно-частного партнерства. В проработке находятся несколько проектов, в том числе социальной направленности.

Столичные власти также продолжат привлекать инвесторов в сектор промышленных и высоких технологий. В этом плане особая экономическая зона «Технополис «Москва» имеет большой потенциал.  В 2019-2020гг запланировано ввести в эксплуатацию еще 5 инновационных лабораторно-промышленных корпусов.

"Инвесторов привлекают не только льготы, но и созданная городом инфраструктура, которая дает высокотехнологичным компаниям возможность за минимальное время и с экономией затрат выходить на новый рынок, локализовать производство, создавать рабочие места", – подчеркнул Л. Кострома.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще