Михаил Крестмейн

Михаил Крестмейн

Главный инженер Института Генплана Москвы

Фото: пресс-служба

Михаил Крестмейн: Единый билет и удобная пересадка – вот и все, что нужно пассажиру

18 февраля 2019, 08:22

О принципах планирования метро и будущем подземки рассказал главный инженер Института Генплана Москвы

Москва. 18 февраля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Метро – это транспорт, которым пользуются все в городе. В последние годы в подземке можно встретить даже бизнесменов, чиновников и гламурных дев. Чаще всего на метро доехать быстрее – и это его основное преимущество. И чем больше районов будет охвачено станциями подземки, тем удобнее и быстрее будет город. О том, куда придут новые станции, а кому еще придется подождать, рассказал "Интерфаксу" главный инженер Института Генплана Москвы Михаил Крестмейн.

Больше всего на слуху строительство БКЛ. Что там происходит сейчас?

Я считаю, что это не просто главный проект метростроения, а по-настоящему революционная идея, реализация которой приведет к существенному улучшению транспортной системы города. Проект БКЛ – следствие сложного, смелого и чрезвычайно ответственного решения столичного руководства. Ведь можно было пойти и по простому пути, а именно – строить новые участки радиальных линий и продлевать их в новые районы. Однако серьезным специалистам было очевидно, что уже в 2010–2011 годах существующая схема метро себя исчерпала, так как в результате продления радиусы бы только перегружались. А новая кольцевая линия, во-первых, позволит разгрузить пересадочные узлы в центре, а во-вторых, создаст альтернативные маршруты передвижения.

Сегодня многие ругают радиально-кольцевую структуру города, однако я убежден, что единственным недостатком этой системы применительно к Москве является то, что радиусов или диаметров много, а колец, напротив, мало. Если нарисовать нормальную радиально-кольцевую схему, где много колец и много радиусов, то это ничем не будет отличаться от Манхэттена, разве что ячейки будут другой формы. Москве в наследство досталась такая структура, и надо работать с ней.

Идея строительства второй кольцевой линии была заложена еще в генплане 1971 года…

Да, но трассировка той линии не совпадала с маршрутом БКЛ, она имела куда бóльшую протяженность и на севере города доходила почти до железнодорожного кольца. В те годы не было сил и средств на столь масштабное строительство, а сегодняшняя БКЛ уже частично работает, и совершенно ясно, что она будет введена в ближайшие годы. Это позволяет нам, инженерам-транспортникам Института Генплана Москвы, проектировать новые радиальные линии, отходящие от БКЛ.

Какие, к примеру?

На самом деле их немало. Уже, кстати, завершается строительство новой Кожуховской линии. В скором времени начнется возведение участка Люблинско-Дмитровской линии в поселок Северный, что было бы попросту невозможно в отсутствие второго кольца. Такая же ситуация и с метро в Гольяново – этот район является активным участником программы реновации, так что потребность в метро здесь в ближайшие годы вырастет. Мы предлагаем максимально приблизить сроки строительства этого участка Арбатской – "синей" – линии метро: на сегодня рассматриваются два варианта продления линии после станции "Щелковская".

Если мы говорим о чуть более отдаленном будущем, о том, что будет происходить после 2023 года, то планы на этот период тоже весьма внушительные. Уже было анонсировано строительство линии в Рублево-Архангельское: эта территория в самом скором времени начнет активно развиваться, и метро здесь будет очень востребовано. Нельзя не сказать и про новый участок Калужско-Рижской линии в Мытищах с депо в районе деревни Челобитьево – жители области и власти Подмосковья за этот проект очень ратуют.

Не получится так, что из-за этого будет перегружена вся Калужско-Рижская линия?

Именно поэтому мы и не спешим с этим проектом. Сначала необходимо запустить Московский центральный диаметр по Ярославскому направлению – это даст нам возможность распределить потоки пассажиров между современной железнодорожной магистралью и перспективной линией метро.

Расскажите о перспективных линиях в "новую" Москву

Присоединенные территории, отдаленные районы вообще, безусловно, нуждаются в доступе к метро. Была продлена Сокольническая линия, прорабатываются варианты новых радиусов – речь, в том числе, о Новаторской, или Коммунарской линии, которая с одной стороны будет связана со станцией МЦК "Крымская", а с другой – протянется до административно-делового центра в Коммунарке.

Другой пример – так называемая Бирюлевская линия. Жители одноименного района уже не один год просят "свою" станцию, однако строить там небольшое ответвление в прежних условиях было неэффективно. Теперь же, с учетом планов по строительству БКЛ с выходом в "новую" Москву, это становится очень актуально и интересно.

А на какой стадии сейчас находится работа над перечисленными проектами?

На стадии концептуальной проработки. Детальное, предметное проектирование пока не ведется.

Рассматривалась ли когда-нибудь возможность строительства дополнительных станций на существующих линиях, для того чтобы сократить перегоны?

Такой опыт у Москвы есть. Достаточно вспомнить станцию "Спартак" или недавно открытую "Беломорскую". Возможность размещения этих станций была предусмотрена нашими выдающимися предшественниками. Однако подчеркну, что возведение таких комплексов на действующих линиях, даже если их законсервировали ранее, подобно операции на сердце у человека. Наши строители, конечно, могут все, но эта работа сродни подвигу. Поэтому возведение таких дополнительных станций в настоящее время не стоит на повестке. Однако у нас есть планы по устройству дополнительных выходов с уже действующих станций.

Как вы считаете, не встанет ли рано или поздно вопрос о создании еще одного кольца скоростного транспорта?

Наши предшественники и об этом позаботились. Вы же знаете, что существует Большая Московская окружная железная дорога, или, как ее сокращенно называют, БМО. Когда запускалось Московское центральное кольцо, именно туда были переведены основные грузовые потоки. Хотя сегодня на нескольких участках БМО организовано и пассажирское движение. Я недавно инспектировал работу БМО. Где-то дорога идет через дремучие леса, где-то через участки, осваиваемые весьма активно. В целом же, я считаю, нет смысла по всему кольцу запускать пассажирское движение. Однако после вводаМосковских центральных диаметров отдельные отрезки БМО, как мне кажется, уместно будет интегрировать в единую транспортную систему.

Вы сейчас упомянули некую единую транспортную систему. В последнее время все чаще звучат слова о том, что в Москве не просто появятся новые радиальные и кольцевые линии, но возникнет гигантский транспортный узел. Как это будет выглядеть?

В этом контексте очень важна система пересечения любых радиальных линий метро или железных дорог с кольцами. В Москве уже ведется работа по организации таких пересадочных узлов. Есть очень хороший немецкий опыт: когда пассажир едет с одним билетом хоть на метро, хоть на электричке – главное, чтобы его поездка осуществлялась на рельсовом транспорте. При этом транспорт по этим рельсам ходит не по расписанию, а с заданным интервалом. Единый билет и удобная пересадка – вот и все, что нужно пассажиру. К этому и надо стремиться.


Горячие
темы

Курс валют

USD

64,42

- 0,12

EUR

71,84

- 0,13

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

174,539
($2,578)

Курс валют

USD

64,42

- 0,12

EUR

71,84

- 0,13

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

174,539
($2,578)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

13,281,000
$206,163

-0.497%

%
Коммерческая недвижимость

Цена кв.м. (по RRG)

9,061,000
($140,655)


Объекты

238
(295 тыс. кв.м)


Подписка