Феликс Блинов

Феликс Блинов

Гендиректор Инвестиционной группы "РВМ Капитал"

Фото: "РВМ Капитал"

Рынок государственно-частного партнерства в России ждет развитие — Феликс Блинов

29 апреля 2019, 15:08

Гендиректор Инвестиционной группы "РВМ Капитал" считает, что механизм ГЧП эффективно работает в России, но нерешенные вопросы все еще есть

Москва. 29 апреля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Государство заинтересовано в частных инвестициях для развития сферы экономики и увеличения качественных проектов в стране. Кроме того, реализация масштабных национальных проектов в стране может потребовать 7,5 трлн частных инвестиций до 2024 года. О том, как механизм ГЧП поможет государству реализовать амбициозные планы по строительству в стране необходимого количества крупных инфраструктурных проектов, что необходимо доработать в механизме, чтобы привлечь новых инвесторов, и о перспективах его дальнейшего развития рассказал в интервью "Интерфаксу" генеральный директор Инвестиционной группы "РВМ Капитал" Феликс Блинов.

- Насколько интересны бизнесу проекты ГЧП?

Рынок государственно-частного партнерства в России активно развивается, о чем свидетельствует и рост числа проектов, и увеличение объема подписанных обязательств, как с публичной, так и с частной стороны. В 2018 году объем вложений в инфраструктуру в рамках ГЧП-проектов составил рекордные 525 млрд рублей. Все это свидетельствует о том, что этот рынок, безусловно, интересен бизнесу.

- На каких условиях, как правило, реализуются ГЧП-проекты? В каких областях экономики?

Изначально большая часть ГЧП-проектов реализовывалась в трех основных отраслях — транспортной, коммунальной и социальной. Но в последние годы мы наблюдаем хорошую тенденцию по расширению отраслевой принадлежности таких проектов. ГЧП-проекты появились в сельскохозяйственной отрасли, в сфере IT, в авиационной инфраструктуре и так далее. В 2018 году было даже заключено первое концессионное соглашение в оборонной промышленности — на создание промышленно-логистического комплекса "Архангельск" с объемом инвестиций 15 млрд руб. Таким образом мы видим, что ГЧП-формат все активнее применяется в различных областях экономики. Связано это, в том числе, с тем, что за последние годы законодательство в сфере ГЧП было существенным образом доработано, и этот процесс продолжается до сих пор.

Государство совершенствует механизмы этого партнерства, чтобы расширить возможности для привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты. И если говорить о форме и условиях реализации ГЧП-проектов, я бы отдельно остановился на концессионном соглашении. Именно через этот механизм реализуется более 80% всех ГЧП-проектов. Связано это с тем, что концессионное законодательство, с одной стороны, наиболее проработано в части обеспечения гарантий возврата инвестиций, что нивелирует риски инвестора, а с другой стороны имеет "тонкие настройки", чтобы адаптироваться к конкретному проекту. Уже суммирован опыт по реализации ГЧП-проектов через механизм концессии, наработана соответствующая практика в регионах, сформированы профессиональные команды. Разработаны соответствующие "коробочные решения", позволяющие снизить затраты на подготовку проектов. Все это и обусловливает такое развитие этого ГЧП-формата.

- Что можно поменять в механизме, чтобы таких проектов стало больше?

Не думаю, что стоит что-то менять, так как мы видим, что динамика есть, и она — положительная. Скорее я бы сказал, что нужно дорабатывать, "докручивать" существующие настройки, чтобы участие частного капитала стало возможно и в тех проектах, которые изначально обладают невысокой экономической эффективностью и, соответственно, привлекательностью для инвесторов. В первую очередь, речь идет о проектах в социальной сфере — больницах, школах, пансионатах и т.д. Объективно, если бы проект изначально имел высокую эффективность, он успешно был бы реализован за счет частных денег и без ГЧП. Если же этого не происходит, значит, у проекта есть риски, или нет нормальной эффективности. И в данном случае роль государства как раз в том, чтобы нивелировать часть рисков в реализации проекта или дать инвестору инструменты, которые приведут экономические параметры к нужным показателям. Такими инструментами являются минимальный гарантированный доход (МГД) и капитальный грант. Пока эти инструменты используются администрациями достаточно осторожно, хотя эффект для проекта от их применения колоссальный.

Минимальный гарантированный доход позволяет привлечь банковское финансирование и расширить инвестиционные рамки проекта. При этом он закладывается в бюджет концедента, но при успешной реализации проекта может и не понадобиться. Кроме того, привлечение банковского финансирования, которое априори дешевле стоимости капитала инвестора, позволяет снизить стоимость услуги для конечного потребителя. Приведу пример. Мы реализуем проект по строительству платного автодорожного путепровода в Московской области. Стоимость проезда по нему напрямую зависит от привлечения банковского финансирования — без МГД стоимость проезда по путепроводу составила бы 74 руб., с ним — 42 руб. В свою очередь, капитальный грант позволяет снизить размер привлекаемого концессионером внешнего финансирования, а также заменяет обязательства публичной стороны.

- Над какими проектами работаете Вы? Какова их экономика, окупаемость?

Мы реализуем ГЧП-проекты в нескольких регионах России. В Московской области мы строим платные автодорожные путепроводы — в Раменском и Можайском районах. Объем инвестиций в оба проекта — более 2 млрд рублей. Мы подписали концессионные соглашения с Правительством Московской области, срок соглашений рассчитан на 22 года. Реализацию похожего проекта мы обсуждаем сейчас с администрацией Санкт-Петербурга. В Красноярском крае мы реализуем проект в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В состав нашей Группы входит компания, которая была выбрана региональным оператором по вывозу ТКО на левом берегу Красноярска. Также в портфеле Группы есть еще ряд ГЧП-проектов на разной стадии реализации и проработки.

- Какие проблемы возникают при реализации ГЧП-проектов?

Одна из наиболее серьезных проблем — отсутствие системного подхода к подготовке проекта. Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда на сайтах администраций годами висят одни и те же проекты. При более детальном изучении выясняется, что все цифры в проекте — это просто чье-то видение, не подкрепленное ни маркетинговыми исследованиями, ни предпроектными работами, ни финансовым моделированием. По сути это красивая "обертка", за которой нет проекта. Выходом из этой ситуации, на мой взгляд, может стать приглашение на предпроектную подготовку ответственных, профессиональных консультантов, а еще лучше — инвестора, который потенциально заинтересован в реализации проекта и просчитает все максимально реалистично.
Если же по какой-то причине дальнейшее сотрудничество не сложится, важно компенсировать инвестору выполнение этих работ. При этом при любом варианте развития событий, у администрации останется готовый к реализации проект, который можно предлагать другим инвесторам.

Еще одна проблема, с которой мы вплотную столкнемся в ближайшем будущем — это отсутствие профессиональных операторов создаваемой в рамках ГЧП-проектов инфраструктуры. Дома престарелых, реабилитационные центры, парки, набережные, ТПУ и т.д., профессионально управлять такими объектами могут единицы. В свою очередь инвестору крайне важно, кто в итоге будет оператором созданного объекта. Именно поэтому мы уверенно чувствуем себя в проектах, в которых наши компетенции и накопленный опыт позволяют нам быть и инвесторами, и операторами. В первую очередь, как я уже отметил выше, это концессии в области инфраструктуры, в том числе путепроводы, мосты, проекты в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. У нас есть этот опыт, и мы готовы вести такие проекты "от и до".

Неясность же в вопросе операторства не позволяет инвесторам уверенно выходить на незнакомые им рынки. Поэтому важно, чтобы администрации вместе с инвестпроектами прорабатывали и вопрос их дальнейшего профессионального управления. В такой ситуации вероятность привлечения частного капитала для реализации ГЧП-проектов существенно повышается.

- Каким вы видите будущее ГЧП в России?

Я уверен, что этот рынок будет активно развиваться и дальше. Очевидно, что реализовать амбициозные планы по строительству в стране необходимого количества крупных инфраструктурных проектов невозможно только за счет государственного финансирования. Рынок будет расти и в отраслевом, и в географическом разрезе. Уже сегодня мы видим, что лидерами по числу и качеству реализованных ГЧП-проектов, наряду с Москвой, Московской областью и Санкт-Петербургом, становятся регионы. Я думаю, что эта тенденция будет развиваться и дальше.


Горячие
темы

Курс валют

USD

91,98

+ 0,11

EUR

100,24

+ 0,27

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

271,548
($2,971)

Курс валют

USD

91,98

+ 0,11

EUR

100,24

+ 0,27

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

271,548
($2,971)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

20,989,000
$228,191

3.389%

%

Подписка