Интервью 10 июня 2019 г. 12:47

Новые технологии позволят сократить сроки отключения горячей воды – Максим Егоров

Новые технологии позволят сократить сроки отключения горячей воды – Максим Егоров
Максим Егоров. Фото: Пресс-служба Минстроя России

Использование современных технологий позволит проводить профилактические работы на сетях раз в два года, считает замглавы Минстроя РФ

Москва. 10 июня. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Полностью отказаться от отключения горячей воды в России в летний период не получится, однако новые технологии позволят ускорить проведение работ и сократить их сроки. Об этом сообщил в интервью "Интерфаксу" заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Максим Егоров. Он также рассказал о том, как в стране ведётся подготовка к масштабному обновлению коммунальной инфраструктуры и какие новшества готовятся в решении проблем газовой безопасности в жилых домах.

В Минстрое недавно создано два новых департамента по стратегическим проектам и развитию ЖКХ, работу которых вы курируете. Расскажите, каковы ближайшие планы по их работе? И какие проблемы планируется решить с помощью этих подразделений?

На преобразование департаментов нас сподвигла изменение концепции работы в прошлом году. Речь идет о реализации национальных проектов. Раньше в министерстве был департамент городской среды, который занимался приоритетным проектом "Формирование комфортной городской среды", сюда входило и расселение аварийного жилого фонда. С этого года в сферу наших компетенций добавилась еще часть федеральных проектов из национального проекта "Экология", кроме того мы всегда особое внимание уделяем капитальному ремонту, отдельно хотим углубиться в аналитическую работу в части жилищно-коммунального хозяйства и многое другое. Поэтому было принято решение преобразовать департамент городской среды в департамент стратегических проектов, который будет заниматься тем, о чем я сказал выше. 

Работа департамента развития ЖКХ будет направлена, в первую очередь, на инвестиционный блок, особенно в тепло,  водоснабжение и водоотведение. Конечно, отдельный блок останется и в части управления жилищными органами, контроля за управляющими компаниями. Также в этом блоке остается вся нормативно-правовая база, которая будет разрабатываться или дорабатываться Минстроем в области ЖКХ.

Какие ближайшие новшества могут быть?

Если говорить про новшества, то мы сейчас очень плотно заняты внесением изменений в федеральное законодательство в части новых механизмов по расселению аварийного жилого фонда. Мы использовали лучшие практики регионов, которые предложили для тиражирования и дальнейшего расселения аварийного фонда. Еще перед департаментом развития ЖКХ стоит задача в части разработки стратегии жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года. Большую работу  мы сейчас ведем с регионами в части привлечения инвестиций, а также  по продвижению и внедрению нового метода  регулирования отрасли в тепловой сфере. И, конечно, мы выполняем поручение председателя правительства РФ Дмитрия Медведева по инвентаризации инфраструктуры ЖКХ с износом более 60%. Это большая работа, которую сейчас мы делаем, и она идет достаточно тяжело.

В чем сейчас заключаются основные сложности? Как оцениваете уровень подготовки регионов к этой программе?

Наибольший износ, который мы видим, есть в субъектах Северо-Кавказского федерального округа. Сложная ситуация с коммунальной инфраструктурой сложилась в регионах Сибирского федерального округа: это Красноярский край, Томская область, в некоторых субъектах Дальневосточного федерального округа, Забайкалья и др. Неплохо ситуация обстоит в Уральском федеральном округе, там регионы подготовленнее, но их не так много. Точечно проблемы, конечно, есть и в Приволжском федеральном округе, в Северо-Западном и в Центральном. 

Есть ли сейчас регионы, которые еще не представило данные по износу коммунальной инфраструктуры?

Все регионы предоставили информацию. Мы общались на эту тему  и с губернаторами, и с заместителями, и с профильными министерствами. На самом деле, запрос очень сложный, ведь нужна была информация в разрезе каждого муниципального образования, по каждому юридическому лицу, работающему на рынке ЖКХ. Сейчас мы систематизируем полученные данные, но некоторые регионы, к сожалению, не смогли ответить качественно на запрос, будем дорабатывать в "ручном" режиме. 

Когда программа будет запущена в полном объеме?

Уже сейчас понятно, что потребность в модернизации высокая, поэтому надо запускать программу с небольшого оборота, ставить перед собой планы, которые можем освоить. Зачастую мы видим, что регионы определяют необходимый объем финансовых средств, а под этим нет финансово-экономических обоснований, и это одна из самых серьезных проблем, которая может помешать реализации программы. Думаю, начнем программу с 2020 года и постепенно будем ее раскручивать.

Есть ли понимание с каких регионов она начнется?

Пока нет, нам предстоит это решать. Это, в первую очередь, будет зависеть от готовности самих регионов к модернизации.

Программа требует немалых вложений от государства, как вы считаете не отразится ли она на коммунальных платежах населения?

Любое новое строительство, любая модернизация приводит к амортизации тарифов, и понятно, что они будут увеличены. Но при реализации программы мы будем ставить перед собой приоритетную задачу, чтобы эти проекты минимально ложились тарифным бременем на потребителей. Может быть, даже каким-то отложенным эффектом будет и снижение тарифов, потому что будет снижена потеря на сетях, будет более эффективная загрузка новых объектов благодаря использованию новых технологий для производства тепла и воды.

Будет ли ситуация зависеть от конкретных регионов?

Да, конечно. Мы будем смотреть на ситуацию в каждом регионе и, конечно, решать как разумно распределять деньги. То есть если меняем теплотрассу, то тут же нужно создавать и комфортную городскую среду, чтобы люди видели, что все делается комплексно.

Получается, серьезного увеличения тарифов не ожидается?

Мы постараемся этого не допустить. Основной задачей будет избежание повышения тарифов. Будем смотреть технический эффект программы и, конечно, экономический.

Сейчас лето и самая актуальная проблема, которая волнует всех в части жилищно-коммунального хозяйства, – это отключение горячей воды. Как считаете, возможно ли в России сокращение сроков отключения?

Полностью избежать отключения горячей воды невозможно. В принципе, что такое отключение? Это диагностика оборудования.  Современные технологии могут предложить нам сценарий, когда мы будем сокращать время на проведение этих работ.  Я могу сказать, что все это очень сильно зависит от состояния каждого города и его инфраструктуры. Сейчас в некоторых субъектах РФ и ряде районов Москвы отключение горячей воды уже происходит один раз в два года. Это нормальный процесс, мы должны к этому стремиться. За совсем короткий срок, два-три дня, все работы невозможно сделать. Однако многое зависит от состояния систем ЖКХ в конкретном городе. Мы надеемся, что сроки сократятся, и сведутся к отключению раз в несколько лет.

Еще один важный вопрос, волнующий население, касается газовой безопасности. Недавно в трети проверенных домов в России были обнаружены серьезные нарушения при содержании газового оборудования. Государство может повлиять на газовую безопасность в стране?

Государство может в этом помочь, но нам нужно, в первую очередь, изменить свое отношение. Недавние проверки выявили многочисленные нарушения самих жителей. Например, люди закрывают вентиляционные люки, завешивают их шторами, закрывают ящиками и мебелью. Все это говорит о том, что они сами допускают многие ситуации. Государство может и должно следить за этой сферой, но надо повышать и культуру потребления ресурсов.

А газовая сигнализация? Газоанализаторы могут помочь в вопросе газовой безопасности?

Буквально недавно вступил в силу свод правил, который рекомендует застройщикам все новые строящиеся дома, где предполагается газоснабжение, оснащать газоанализаторами. Установить их по всей стране, во всех уже построенных ранее домах – в рамках госпрограмм не планируется, но жители могут сами проявить инициативу и оснастить свой дом такими приборами.

Других законодательных инициатив не планируется?

Сейчас идет подготовка нескольких законопроектов, касающихся газовой безопасности, в том числе по одорированию газа. Сейчас они в процессе, идет их согласование. 

Вы также говорили, что надо навести порядок на рынке газовых баллонов? Приняты ли уже какие-то меры?

Этим занимается Минэнерго, но хочу напомнить, что у нас пользование газовыми баллонами в квартире в принципе запрещено. Да, есть ситуации, когда люди их используют во время ремонта, но за этим должны следить управляющие компании. Идея, которую мы будем стараться продвигать в жизнь, заключается в том, что за газовое оборудование в домах должны отвечать ресурсоснабжающие организации. Пока это делают сами жильцы, но так быть не должно.

В России сейчас идёт подготовка к новой Стратегии развития ЖКХ. Какие основные задачи планируется заложить в проект?

Задача стоит амбициозная, Стратегия разрабатывается до 2035 года. Во-первых, конечно, это должен быть действительно работающий и действующий механизм, который позволит нам достичь желаемых показателей в сфере ЖКХ. Основной задачей, которую мы перед собой ставим в так называемом нулевом цикле разработки Стратегии, - это понять, где же мы все-таки находимся в части состояния сферы ЖКХ. Страна большая и везде есть жилищно-коммунальное хозяйство. Поэтому надо провести инвентаризацию и понять, в каком состоянии находится имеющееся оборудование. Надо понимать, должны ли мы сначала менять трубы или же менять котельные, чтобы снизить удельный расход топлива, и что делать с водоподготовкой регионов. Это нужно делать в каждом муниципалитете отдельно и постепенно.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще