Армен Миракян

Армен Миракян

Генеральный директор компании "Прозрачный мир"

Фото: пресс- служба компании

Затопленные территории можно обеспечить новым жильем гораздо быстрее – Армен Миракян

12 ноября 2019, 14:48

Технологии модульного строительства могут быть хорошим вариантом для решения этой задачи, уверен гендиректор компании "Прозрачный мир"

Москва. 12 ноября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Год 2019, который близится к завершению, уже можно назвать "богатым" на катаклизмы – летние паводки и пожары в Амурской и Иркутской областях, прорыв дамбы в Красноярском крае, осеннее наводнение в Северо-Западном регионе. Восстановление жилья и инфраструктуры после этих катаклизмов, к сожалению, идет плохо. Основные сроки восстановления жилья, были нарушены, констатировал заместитель председателя правительства РФ Виталий Мутко в начале ноября. "Основные сроки нарушены, и пока промышленного строительства нет", — сказал он. Скорейшему восстановлению недвижимости в пострадавших районах могло бы помочь объемно-модульное капитальное строительство, заверил в интервью "Интерфакс-Недвижимость" генеральный директор группы компаний "Прозрачный мир" Армен Миракян.

Что такое модульное строительство? Есть ли в России опыт использования подобной технологии?

Когда произносят слово "модуль", все почему-то представляют себе что-то вроде бытовки, блок-контейнера. В английском языке есть два слова, которые исчерпывающе объясняют суть производства модулей. Это offside – все, что готовится за пределами строительной площадки, и prefabricated – заранее изготовленное на заводе. На самом деле – это капитальные здания, с полным инженерным оснащением, сделанным еще на заводе. Собирать дома из таких модулей – будь то жилые или социальные объекты – проще и быстрее.

При этом по модульной технологии строили еще в СССР, но большого распространения это тогда не получило в силу разных причин. "Возрожденный" опыт модульного строительства уже имеется и в современной России. Например, по государственной программе "Здоровье" при участии "Ростеха" за полтора года было построено 14 сложнейших в инженерном плане медицинских центров. Для них из Германии и Турции завезли 2400 модулей общей площадью 135 тыс кв.м. Теперь собственные модульные производства стали наконец-то появляться и в России. Завод в Твери — один из них.

Везде ли можно использовать модульные технологии – климат и дороги у нас не везде идеальные...

Как раз проблемы доступности районов перед технологией практически не стоят. Есть много регионов, в которых элементарно нет строительных материалов, поэтому строительство в таких удаленных местах достаточно проблематично. А модульная технология позволяет изготавливать все на заводе, доставлять на место и быстро монтировать. Например, в рамках инвестиционной программы РЖД возведен первый в мире "модульный" вокзал в Сосногорске – это Республика Коми. Вокзал площадью 1250 кв.м. был построен за полгода с момента подписания договора. Обычная "стройка" заняла бы куда больше времени – удаленность от населенных пунктов затрудняла доставку материалов и оборудования, это к вопросу о логистике. На площадке был старый вокзал, где не было воды и канализации. Современное же здание, построенное по проекту института "Ленгипротранспуть" (филиал "Росжелдорпроекта"), полностью отвечает современным санитарным, строительным, противопожарным и социальным нормам.

Планируется, что в эксплуатацию он будет запущен в IV квартале 2019 года, сейчас идет подключение к городским сетям и благоустройство территории.

Что касается климата, ограничений для модульного строительства практически нет. Достаточно привести в пример больницы в Якутии, построенные по этой технологии. На основе особенностей той или иной климатической зоны принимаются и конкретные проектные решения: меняется толщина утеплителя, пирог стены, некоторые другие параметры.

А если говорить о срочном строительстве, когда надо максимально быстро разработать и построить жилье, например, для пострадавших людей, в кратчайшие сроки?

Сейчас мы с подачи социальной службы РЖД, отвечающей за строительство "корпоративной" жилой недвижимости, социнфраструктуры, готовим концептуальное решение по проектированию модульного капитального жилья. У железнодорожников в Иркутской области, к примеру, тоже оказались объекты в зоне бедствия, вот для них мы и разрабатываем несколько типовых модульных конструкций. По сути, это будут готовые жилые модули с фиксированной комплектацией, фиксированным наполнением и с фиксированной ценой. В случае острой необходимости развернуть где-либо подобное модульное жилье – на 20, 30, 40 квартир – можно достаточно быстро. Сколько это займет времени? Я думаю, что если это будет повторная реализация, и на производстве будет вся готовая документация, то вопрос может идти о месяце или двух.

Также есть у нас запрос на проектирование по модульной технологии инфекционной больницы в Тулуне, в Иркутской области. Стоит задача, чтобы летом эта больница уже функционировала, поэтому, единственная технология, которая позволяет быстро, капитально и качественно возвести больницу, это модульная технология.

Как это делается? На заводе заранее изготавливаются все блоки здания, на объекте они лишь собираются. Степень их готовности 90–95%.

Что касается разнообразия конструкций, то модульный – не значит одинаковый. Модуль не имеет стандартных размеров, поэтому мы не ограничены с точки зрения архитектуры и планировки. Есть ограничения по высотности — модульное здание может быть не выше 12 этажей. Всё, что выше – это уже гибридное сооружение: каркас, лифтовые шахты, лестницы будут монолитными, а остальное собирается из модулей.

А что с ценником?

Все очень доступно. Можно, к примеру, создать инфраструктурный лизинг, привлекая как частные, так и государственные компании. Допустим, региону нужно построить сколько-то больниц и школ в течение ближайших 5 лет. Надо использовать частные средства для инфраструктурного строительства, покупать эти здания у поставщиков в рассрочку на сколько-то лет. Подобный опыт уже накоплен в Европе, стоит его изучить.

Конечно, необходима господдержка в этом вопросе. Например, сегодня Фонд развития промышленности предлагает льготные кредиты. Но такие же кредиты или компенсации кредитной ставки нужно предложить и людям, которые купят модульные дома или квартиры в них. Это намного эффективней, чем та же ипотека в той форме, как она у нас существует сейчас.

В Европе технология распространена широко. У нас только начинает свое продвижение. Когда, по вашему мнению, она распространится в России?

Сегодня до 30% всех новых зданий в Европе возводятся по технологии объемно-модульного капитального домостроения. Например, в Германии практически все социальные объекты (больницы, детские сады, дома престарелых, школы) давно строятся из модулей. В Великобритании в 2019 году правительство объявило тендер на строительство модульным способом 120 школ. В итоге 10 компаний модульного строительства поделят между собой 3 миллиарда фунтов – такова сумма контракта. А по данным исследования Zion Market Research, объем мирового рынка модульного строительства к 2025 году составит $175 миллиардов. И это еще без учета России, так как наш отечественный строительный рынок модульного строительства только зарождается. Игроков на нем пока немного. Но я уверен, что рано или поздно эти технологии будут востребованы – у нас 60% территории не освоены в стране, да плюс постоянные авралы после стихийных бедствий. Технологический прорыв, заложенный в нацпроекте, без этих технологий, по моему мнению, труднодостижим.


Горячие
темы

Курс валют

USD

63,95

+ 0,10

EUR

70,28

- 0,32

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

175,246
($2,578)

Курс валют

USD

63,95

+ 0,10

EUR

70,28

- 0,32

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

175,246
($2,578)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

13,510,000
$203,894

-1.254%

%
Коммерческая недвижимость

Цена кв.м. (по RRG)

8,995,000
($140,655)


Объекты

238
(295 тыс. кв.м)


Подписка