Интервью 31 августа 2020 г. 12:44

Российский рынок все еще привлекателен для иностранных инвесторов - Владимир Киреенко

Российский рынок все еще привлекателен для иностранных инвесторов - Владимир Киреенко
Владимир Киреенко. Фото: пресс-служба компании PPF

Проекты с хорошими характеристиками всегда будут пользоваться популярностью, уверен CEO Comcity

Москва. 31 августа. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Офисный парк Comcity, который считается визитной карточкой деловой застройки новой Москвы, продолжает развиваться, согласно планам его застройщика. В 2022 году здесь появятся еще два офисных здания, гостиница Novotel и ЖК homecity. PPF Real Estate Russia инвестирует в проект комплексного развития территории 550 млн евро. О будущем Comcity и о том, повлияла ли пандемия на планы компании, в интервью "Интерфаксу" рассказал CEO Comcity Владимир Киреенко.

Первая очередь проекта Comcity стала одной из самых успешных на рынке. Расскажите, как вам это удалось? Что сейчас с вакансиями?

На данный момент вакантных площадей в зданиях первой очереди у нас нет – 100% офисов были сданы в аренду. До пандемии и связанных с ней ограничений на территории Офисного парка работали около 11 тыс. человек. Сейчас жизнь почти вернулась в привычное русло, хотя некоторые арендаторы пока оставили ту или иную долю сотрудников на "удаленке".

В связи с последними событиями как ведут себя арендаторы? Появились ли дополнительные затраты по клинингу? На кого лягут эти затраты и во сколько обойдутся?

Как и большинство арендодателей, мы не только соблюдаем санитарные предписания, но и обновили навигацию, чтобы минимизировать скопление людей, установили специальное оборудование для дезинфекции, усилили информирование и пр. Все подобные затраты, конечно, наша компания берет на себя.

Арендаторы также действуют соответственно ситуации и потребностям своих компаний. Некоторые с начала самоизоляции перевели почти всех сотрудников на "удаленку", другие же работали практически в привычном режиме. Это касается как офисов, так и торговой галереи. Выход из режима самоизоляции происходит постепенно, на данный момент примерно четверть резидентов вернулись на рабочие места. Мы ожидаем, что данный показатель вырастет до 50% в сентябре-октябре этого года.

В конце февраля вы приступили к реализации фазы "Браво" вашего флагманского проекта Comcity. Скорректировала ли пандемия ваши планы? Каким образом?

Нам пришлось на месяц заморозить стройку, как того требовали распоряжения столичных властей. Наш генеральный подрядчик Renaissance Construction также был вынужден несколько скорректировать график. Безусловно, компания принимает необходимые меры и соблюдает все требования Роспотребнадзора, чтобы снизить вероятность заражения среди персонала на стройке.

Вторая фаза будет введена в эксплуатацию в 2022 году, и мы уже ведем переговоры на эти площади. Даже в условиях ограничений наша команда – в рамках разрешенного законодательством – продолжала общение с будущими клиентами. В основном это компании, которые ищут новое помещение или хотят консолидировать у нас свои офисы. Текущие арендаторы, планирующие расширение в ближайшем будущем, также проявляют интерес к фазе "Браво".

В 2022 году, с вводом фазы "Браво", число рабочих мест увеличится до 17 тыс. Арендуемая офисная площадь новой фазы составит 61 тыс. кв.м. Также в рамках второй очереди на территории Офисного парка появится 4-звездочная гостиница Novotel на 150 номеров под управлением международной сети AccorHotels.

Будет ли коррекция по этому проекту?

Мы не планируем корректировать проект гостиницы. Да, эксперты обсуждают просадку гостиничного рынка в данный момент. Но, согласно аналитическим данным, он восстановится как раз к введению нашего объекта в эксплуатацию – к 2022 году. Важно и то, что в Москве по-прежнему не хватает качественных отелей, при том что интерес к столице растет – а значит, внимание к таким проектам будет еще выше. Поэтому наша команда не видит необходимости корректировать гостиничную составляющую Comcity.

Comcity реализован в концепции "Город в городе". Что уже есть на территории? Что еще появится?

В Comcity есть абсолютно все, что может потребоваться для работы и отдыха. Торговая галерея представлена 40 операторами, и для нас было принципиально важно, чтобы они охватили максимум услуг и сервисов для резидентов. Например, у нас 17 концепций точек питания – от более дешевых до более респектабельных; от фастфуда до здорового питания.

На территории Офисного парка есть коворкинг, магазины, аптека, нотариус, отделение банка и Почты России, фитнес-клуб и салоны красоты. С открытием второй очереди инфраструктура вырастет – появятся новые сервисы и услуги, будет расширен перечень уже представленных. А также будет введена в эксплуатацию автомойка, открыты новые кафе и ресторан с террасой. Кроме того, в составе гостиницы Novotel появятся конференц-залы вместимостью до 350 человек. Это станет важным преимуществом для арендаторов, у которых есть потребность в конференц-залах, но они не хотят отдавать большие площади собственного офиса под их организацию.

Концепция "Город в городе" предусматривает и широкие возможности для отдыха. В частности, в офисном парке большая парковая зона с фонтанами и садом камней, шезлонгами и беседками, пруд с рыбами и утками. Здесь можно прогуляться в тишине одному или устроить обед на свежем воздухе.

Насколько удачной оказалась такая концепция в свете последних событий?

За счет сбалансированных составляющих нашего проекта мы не видим ярко выраженных негативных последствий. У нас невысокая доля торговой и гостиничной недвижимости, высококачественные офисы, которые всегда в дефиците на московском рынке. Кроме того, проект отличает большая доля жилой недвижимости, где наблюдается высокий спрос – даже превышающий наши ожидания. Диверсификация в некоторой степени уравнивает портфель, и это ее несомненный плюс.

Вы планируете построить жилье в рамках проекта. Для кого?

Да, в нашем проекте есть жилая составляющая – это ЖК homecity. Он также будет введен в эксплуатацию в 2022 году, и его строительство ведется одновременно с офисной частью. Жилой комплекс по всем параметрам соответствует бизнес-классу и включает пять корпусов среднеэтажной застройки (всего 1 500 квартир). Общая площадь homecity – 139 тыс. кв.м.

У ЖК будет собственная инфраструктура, в том числе подземный паркинг на 800 машиномест, детский сад, школа, магазины, фитнес-центр и все, что необходимо для комфортной жизни. Также жители комплекса смогут пользоваться инфраструктурой Офисного парка.

Наша основная аудитория – те, кто хочет жить в столице как загородом. У homecity будет собственная зеленая территория, а в непосредственной близости расположен Говоровский лес площадью 120 га, который уже включен в программу городского благоустройства и в скором времени превратится в красивый парк с беговыми и велодорожками, зонами отдыха и игровыми площадками.

Сейчас рынок недвижимости – как жилой, так и коммерческой – переживает непростые времена. Ощущаете ли вы эти изменения на себе?

Как и все игроки рынка, компания PPF Real Estate Russia ощутила влияние пандемии на наш бизнес. Мы рады, что сохранили 100% заполняемость Офисного парка Comcity, а вторая очередь будет введена в эксплуатацию в 2022 году – и мы рассчитываем, что к этому времени последствия пандемии будут нивелированы. Впрочем, наша команда уже сейчас видит высокий спрос на проекты компании – по фазе "Браво" мы ведем переговоры с потенциальными клиентами на аренду помещений второй очереди, а в ЖК homecity летом стартовали продажи квартир, и еще раз подчеркну, что они идут весьма активно.

По-прежнему ли привлекателен российский рынок для иностранного инвестора?

Российский рынок по-прежнему привлекателен для иностранных инвесторов. Наша компания всегда заинтересована в высококачественных проектах – с выгодной локацией, продуманной концепцией и отличным сервисом. И невзирая на сложности, мы рассматриваем ситуацию как дающую нам новые возможности.

Как оцениваете перспективы различных сегментов рынка недвижимости?

На наш взгляд, собственникам торговых и офисных центров предстоит тяжелая и напряженная работа в борьбе за клиентов. Мы видим, что драйвером рынка остается жилой сегмент: здесь продолжается рост, активность не падает, а проекты становятся интереснее.

Кризис всегда способствует определенной санации – потребитель становится более требовательным и внимательным, тщательнее следит за соотношением цены и качества, анализирует варианты. Как следствие, на рынке недвижимости появится больше интересных концепций, проекты станут более продуманными, а подход к клиентам – более индивидуальным.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще