Михаил Хвесько

Михаил Хвесько

Исполнительный директор компании Capital Group

Фото: Пресс-служба Capital Group

Мы верим, что пространства создают люди — Михаил Хвесько

19 ноября 2020, 09:24

В Москве есть много своих, свойственных только ей особенностей, уверен исполнительный директор компании Capital Group

Москва. 19 ноября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Столичные застройщики работают в этом году в состоянии постоянного вызова. И дело не только в пандемии. Стоит напомнить, что в строительной отрасли реализуется масштабная реформа. О работе в современных непростых условиях в интервью "Интерфаксу" рассказал исполнительный директор компании Capital Group Михаил Хвесько.

Михаил, как ваша компания переживает сложный период, связанный с пандемией коронавируса?

Есть осознание, что у нас сейчас новая парадигма существования. После запуска стройки мы сразу же сделали децентрализованную структуру, на всех строительных площадках сформировали полноценные рабочие места для всей проектной группы – в отличие от того, как было ранее, когда был организован только контроль на стройке. Сейчас мы это переосмыслили, и вся проектная группа находится на объектах. Строим работу посредством подключения через видеоконференцсвязь или путем точечных встреч, тем более, что большинство наших объектов находятся в центральной части города, а несколько вообще в пешей доступности от офиса– Бадаевский, Кутузовский 12, Сapital Towers.

Это был только первый шаг, а потом мы поняли, что это работает эффективно. И кроме того, это определенная мера предосторожности. Самым сложным оказалось наладить инфраструктуру, так как мы работаем в облаке серверов, а людям, которые работают в автокаде, конечно, первое время было сложно работать в облачном доступе.

Такой механизм будет сохранен и впоследствии?

Мы думаем, до конца года точно будем работать в этом режиме. Считаю, что это неплохой формат работы, когда люди находятся непосредственно на стройке и видят то, что из офиса они бы не увидели. При этом сразу же могут решаться какие-то локальные задачи.

Есть ли сложности по срокам на объектах из-за пандемии?

У подрядчиков действительно есть проблемы с трудовыми ресурсами. У них произошел большой отток линейных работников из Узбекистана, Таджикистана и других стран, а обратно многие из них вернуться не могут. И кроме того, что сейчас дефицит оставшейся в Москве рабочей силы, наблюдаются еще тенденции к их переманиванию или к перекупке специалистов между генподрядчиками.

Минстрой не так давно отмечал, что в отрасли необходимо усилить качество профессионального образования. Как Capital Group отвечает на эти вызовы?

Молодые кадры – это активные генераторы идей. Мы убедились в этом на собственном опыте: в 2018 году мы запустили проект Capital University, в рамках которого сотрудничаем с РЭУ им. Г.В. Плеханова, МГСУ и другими профильными университетами.

За полтора года стажировку в нашей компании прошли 53 студента и 11 из них были приняты в штат – отбор достаточно жесткий. В этот процесс обучения напрямую вовлечены наши сотрудники – они преподают, читают лекции по практическим аспектам девелопмента – более 100 академических часов за время работы кафедры, становятся научными руководителями и наставниками вчерашних студентов. Усиливать образование в отрасли, на наш взгляд, необходимо именно практикой. Мы как бизнес должны поддерживать их в этом и делиться собственной экспертизой.

Давайте поговорим о ваших проектах. Начнем, пожалуй, с Бадаевского. Что сейчас происходит в локации? Изменились ли протестные настроения?

Эта локация сама по себе достаточно нашумевшая; там долго пытались делать какие-то проекты, и, я думаю, неизбежно был бы определенный конфликт и резонанс вокруг этой территории. Но если бы мы там сделали типовую застройку– без парка, проницаемости территории и визуального раскрытия памятников – то это был бы только негатив. В нашей ситуации основную роль сыграло то градостроительное решение, которое мы предложили совместно с коллегами из Швейцарии и уже начали реализовывать. Это действительно затрагивает много дискуссионных тем. У людей формируется свое мнение, что-то может нравиться, что-то нет. И именно в силу этих дискуссий равнодушным никто не остается. Сыграло ли это нам на пользу? Думаю, да. Мы сейчас получаем разрешительную документацию, и, уверяю, там все так же, как на визуализациях, которые были продекларированы.

Мы уже вышли на площадку с первым, достаточно непростым блоком работ; комплекс противоаварийных мероприятий, который мы выполняем, чтобы обеспечить сохранность этих памятников в целом – от погодных условий, от эрозии и прочего – комплекс работ очень большой.

Вы достраиваете несколько объектов-долгостроев. Достается ли вам тот негатив, который накопился у дольщиков? Как вы с этим справляетесь?

Действительно, работать сложно. В какой-то момент люди начинают тебе верить, появляется надежда на взаимопонимание. Но выясняется, что ты не можешь сразу что-то дать, потому что вместе с этим приходит еще огромный комплекс проблем, которые ассоциированы со строительно-технической частью, с отсутствием проектной документации от предыдущего застройщика, с какими-то ошибками в проектировании, с тем, что уже столько времени прошло, и теперь нужно всю проектную документацию править под новый норматив. А ведь это все уже построено... И, конечно, это очень сложно донести до людей, которые годами ждут свою квартиру. Но мы регулярно с жителями работаем: запустили информационный портал и информационный центр, работаем совместно с Москомстройинвестом, стараемся максимально прозрачно транслировать происходящее. Это очень тонкая работа, и здесь важно сфокусироваться на деле, потому что главное – конечный результат, чтобы люди получили в собственность свои квартиры. В этом году мы полностью завершили достройку всех корпусов жилого комплекса «Спортивный квартал» – это 15 корпусов для более чем 2000 семей. Состоялся ввод в эксплуатацию первой очереди ЖК «Марьино Град» – событие стало знаковым для всего объекта. В этом году мы также ввели в эксплуатацию третий корпус еще одного объекта в Москве, который мы достраиваем – жилого комплекса Sky House на Мытной улице – за всем этим стоит большая работа нашей команды.

Давайте поговорим про небоскребы. Расскажите, чем они вас привлекают.

Это самый технологичный сегмент строительства. И эти проекты не могут оставить равнодушным. Участвовать в них вдвойне интересно: и с профессиональной точки зрения, и с эмоциональной, когда ты создаешь что-то необычное и достигаешь новых целей. Это очень ответственная часть нашей деятельности.

Что такое небоскреб? Это, условно, огромное количество квадратных метров, которые просто касаются земли в одном месте, и нужно, чтобы в одной точке все сошлось – и местоположение, и благоустройство, и определенное функциональное наполнение.

У вас есть несколько разных по типологии площадок поблизости друг от друга. Можно ли сказать, что это хороший путь про трансформирование среды в конкретном районе?

Есть несколько таких примеров. Это наши проекты на Золотом острове – на Софийской набережной и Болотной площади – у нас там два этапа, которые разделены между собой резиденцией посла Великобритании. Эта территория очень долго была вообще выключена из контекста города. Конечно, построить там исключительно квадратные метры жилья, наверное, можно было бы, но мы задумались – а что это будет за продукт, кто там захочет жить, прямо в центре, без какой-либо инфраструктуры? И мы начали думать, что нам делать с этим вакуумом. Так, собственно, родилась идея сделать там гостиницу, оператором которой станет Mandarin Oriental, что само по себе тоже значимое явление. Для нас это тоже определенный вызов – это крупный международный оператор с очень высокими стандартами. Кроме того, мы создали в проекте торговые центры, ритейл, большое количество машиномест в подземном паркинге, спа- и фитнес-центр. Также мы через весь проект прошили общественную пешеходную связь от Болотной площади к набережной. И это, на наш взгляд, стало некой визуальной связью, потому что именно в этом коридоре вид на кремлевские башни. Я не знаю ни одного проекта в этом месте, который девелопер не захотел бы обнести трехметровым забором. Мы же пошли совсем иным путем.

Я думаю, что после того, как мы введем этот комплекс в эксплуатацию, заедут жители, арендаторы, начнется жизнь и мы активизируем эту часть города. Мы верим, что пространства создают люди, которые наполняют место.

Не могу не спросить про реновацию. Вас часто называют чуть ли не главными бенефициарами этой программы со стороны частного бизнеса. Каковы масштабы вашего участия, насколько вы сейчас погружены в эту программу?

Я от вас впервые слышу, что мы являемся основными главными бенефициарами этой программы.

Если уж говорить о бенефите, то, я думаю, здесь все стороны могут быть в выигрыше. Представьте такой сценарий: у нас есть земельный участок, но строительство здесь не проходит по нашим расчетам, по экономике. И тут появляется город, у них в этом же районе есть потребность стартовых площадок для программы реновации, и у них проблема – где их разместить. Мы отдаем городу часть территории, и тем самым делим с ними часть затрат, связанных с инженерными коммуникациями, с инфраструктурой. Так же и сетевые организации делят стоимость прокладки магистралей и линий, техприсоединение, уже на двоих. И мы как бы размываем часть себестоимости с городом. Поэтому я считаю, что здесь все в выигрышной ситуации: город нашел себе стартовую площадку – они могут запустить цикл переселения в этом районе; мы, отдав часть территории, поделили часть затрат, и проект стал экономически целесообразным. Считаю, что это вполне понятная форма взаимодействия.

Расскажите немного подробнее про взаимодействие с "ПИКом" – это вариант укрупнения компании? И на каких принципах у вас построено взаимодействие?

Вообще Capital Group всегда разделяла и риски, и вложения, и прибыль с партнерами во многих проектах. Что касается нашего сотрудничества с "ПИК", то это, скорее, либо разделение, либо объединение компетенций. Мы понимаем, что в конкретном сегменте определенные вещи они умеют делать очень хорошо. У них уже годами наработанная линейка поставщиков, производственная программа, особые условия с производителями металла, бетона. Кроме того, у них с заводами расписана программа на целый год, и за счет этого достигается высокая эффективность себестоимости продукта. И почему бы какие-то проекты не сделать вместе, если у коллег есть такой опыт.

Как девелопер, каким вы видите городское пространство? Применительно не только к Москве, а вообще к большим городам.

У каждого города своя модель и своя типология, свое видение проблем, разные подходы к их решению. В Москве есть много своих, свойственных только нам факторов, и если их правильно осознавать, анализировать, понимать и на них реагировать, то, я думаю, мы будем двигаться к более качественной, удобной городской среде – с хорошей архитектурой и сбалансированным наполнением функций, отвечающих потребностям места. Тогда здания, объекты, пространства перестанут быть монофункциональными.

Возможна ли ситуация, что на какой-то площадке вы откажетесь от застройки и сделаете, например, суперсовременный парк?

Мы, конечно, вряд ли можем себе позволить за свой счет купить землю, создать там инфраструктуру и построить только парк. Я думаю, что стратегически это больше задача города – развивать инфраструктуру. Такие вещи должны делаться централизованно, с верхнеуровневой идеей и с учетом стратегии развития города.

В целом я думаю, что очень много хорошего происходит на стыке работы с городом. У Москвы есть ресурс создания импульса, позволяющего развивать крупные территории. То есть городом создается инфраструктура, а застройщиками – продуманное, качественное предложение, и в совокупности это все поднимает восприятие места, в том числе и в выражении экономического эффекта.


Горячие
темы

Курс валют

USD

91,98

+ 0,11

EUR

100,24

+ 0,27

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

271,548
($2,971)

Курс валют

USD

91,98

+ 0,11

EUR

100,24

+ 0,27

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

271,548
($2,971)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

20,989,000
$228,191

3.389%

%

Подписка