Когда начинаешь говорить о необходимости изменения нормативов, сразу попадаешь под шквал жесткой критики — Сергей Кузнецов

28 января 2021, 10:35

Кузнецов

Фото: Анна Волкова

Пандемия коронавируса изменила отношение к городу как жизненному пространству, считает главный архитектор столицы

Москва. 28 января. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Прошлый год стал для архитектуры и строительной отрасли неоднозначным. С одной стороны, пандемия коронавируса – испытание для всего человечества, с другой – время возможностей и поиска новых решений. О реализации знаковых градостроительных проектов в столице, необходимости изменения нормативной базы и последнем указе Дональда Трампа в качестве президента США рассказал в интервью "Интерфаксу" главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Сергей Олегович, какие события и явления в архитектуре Вы выделили бы как наиболее важные и знаковые в 2020 году?

Прошедший год был богат на события. Так, Центр художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой получил приз MIPIM AWARDS, что стало второй российской наградой за всю историю этой премии, началась реализация ряда интересных и качественных проектов в российской столице, например строительство офиса Яндекса и, конечно, старт конкурса по реновации.

Однако самым заметным событием прошлого года стала охватившая весь мир пандемия, которая наложила отпечаток на всю нашу жизнь. Сегодня продолжаются дискуссии на тему влияния распространения коронавируса на архитектуру и понимания принципов развития города.

В связи с пандемией всё большее значение стали приобретать ценности здорового образа жизни, отсюда и отношение к городу как к безопасной, профилактической и развивающей среде. Это приводит к переосмыслению назначения, а значит и качества различных городских пространств. Например, раньше все относились к программе благоустройства набережных как к косметической работе, а сегодня очевидно, что это важнейшая и системообразующая работа. Программа предусматривает не только обустройство беговых дорожек и мест для занятий спортом, но и серьезное развитие всей сопутствующей инфраструктуры – от раздевалок и питьевых фонтанчиков до систем освещения.

Сейчас уже есть понимание, какие направления работы и проекты станут главными в этом году?

Безусловно, ключевой нашей задачей станет конкурс по реновации. По своему значению для архитектуры и преображения всего города этот конкурс сложно с чем-либо сравнить. Москомархитектура выступает заказчиком не просто дизайна зданий, но и всего комплекса работ, которые определят в задании для управляющих компаний будущее качество архитектуры всего района. Это инновационное и прорывное решение по преобразованию городской среды, ведь благодаря этому реновация получит признание ведущих российских и мировых архитекторов.

Помимо этого в городе начинается развитие важного образовательного кластера —Инновационного научно-технологического центра МГУ "Воробьевы горы" – это интересная глобальная задача, требующая творческого подхода. Продолжается работа по Центру Космонавтики на месте завода им. Хруничева. Одновременно со строительством Дворца самбо и бокса, завершается преобразование Лужников. И, кроме того, стартует проект спорткластера в Мневниках. Я считаю, 2021 год будет не менее интересным и насыщенным чем прошлый.

Вы упомянули о реконструкции набережных. Расскажите подробнее о преобразовании территорий вдоль реки.

В настоящее время активные работы ведутся на северо-западе, недалеко от "Москва-Сити", по обоим берегам реки. Здесь появятся новые благоустроенные набережные. Помимо этого, продолжается реконструкция территорий вдоль реки в районе ЗИЛа, планируется строительство через старое русло Москвы-реки моста, который создаст связь Симоновской набережной с набережной Марка Шагала.

Сергей Олегович, расскажите о планах по строительству мостов?

Такой масштабной проработки одновременного строительства мостов в Москве еще не было. В этом году, например, мы планируем разработать концепции строительства четырех пешеходных и трех автомобильных мостов через Москву-реку. Это переходы через реку в Нагатинском затоне, два пешеходных и два автомобильных моста в Мневниках, пешеходный мост с Крымской набережной на остров Балчуг и автомобильный мост через Москву-реку в створе Берегового проезда. В настоящее время уже ведутся переговоры с лучшими международными командами. Надеемся, что благодаря такому сотрудничеству в городе появятся не только качественные, но и оригинальные с инженерной и архитектурной точки зрения объекты.

А возможно ли появление у нас разводных мостов?

У разводных мостов есть свои плюсы и минусы. Такие мосты хороши тем, что к ним не нужно строить дополнительных подходов и подъездов; но их недостаток в том, что необходимо соблюдение временных ограничений использования либо самого моста, либо русла реки. В Санкт-Петербурге, например, с его активным трафиком по воде такие мосты, безусловно, нужны, а вот в Москве острой потребности в такой конструкции нет. Поэтому я не вижу возможности появления разводного моста в столице.

Ранее отмечалось, что благодаря развитию прибрежных территорий и набережных в Москве появится пешеходный маршрут вдоль реки, пересекающий почти весь город…

Да, это финальная суперзадача всей программы развития набережных. После реконструкции прибрежных территорий должен появиться новый осевой маршрут для пешеходов, велосипедистов и на отдельных участках для автомобилей.

Каким годом планируется окончательное решение этой "суперзадачи"?

Ранее планировалось добиться такого результата в течение пяти лет, однако жизнь вносит свои коррективы. Пандемия сократила городской бюджет, поэтому реализация каких-то проектов отложена на более поздний период, такая же ситуация и с рядом инвесторских проектов. Но я надеюсь, что общие сроки будут изменены незначительно.

В прошлом году неоднократно обсуждалась необходимость внесения изменений в целый ряд нормативов и стандартов строительной отрасли. Остается ли этот процесс актуальным и необходимым на сегодняшний день?

Важность корректировки нормативной базы трудно переоценить. Достаточно сказать, что вся Москва в пределах Садового кольца практически не могла бы быть построена по действующим нормативам. А ведь это лучшая часть нашего города — самая привлекательная и с точки зрения денег, и для туристов. Например, Тверская улица просто не могла бы иметь такой профиль, ведь необходимы пожарные и дублирующие проезды. Вот в этом и заключается абсурдность ситуации – мы гордимся историческим архитектурным наследием, но при этом новое строительство загоняем в какие-то излишне строгие рамки.

Когда начинаешь говорить о необходимости изменения нормативов, сразу попадаешь под шквал жесткой критики. Обвиняют в том, что это якобы ухудшит условия жизни людей и подвергнет их жизни дополнительному риску. Но с другой стороны: если эти нормативы так хороши, давайте тогда в соответствии с ними, с существующими нормативами, реконструируем, например, Тверскую улицу? Я думаю, что у людей будет настоящий шок, когда они увидят обновленную таким образом главную улицу города.

И все же возможно ли изменение каких-то норм уже в этом году?

Нормативная база, регулирующая строительство, имеет федеральное значение, и Москве в одиночку ее менять сложно. Конечно, мы на своем уровне регулярно проводим исследования и выдвигаем свои предложения, например, по инсоляции и стандартам пожарной безопасности. В целом мы считаем, что избыточность в нормативах должна быть ликвидирована, но никто не собирается лишать кого-то солнца или подвергать опасности. Отдельные параметры можно прописать не в законе, а в градостроительных территориальных документах, изменить сам подход, чтобы можно было формировать максимально разнообразную среду.

Приведу простой пример – в мире уже давно существует практика строительства многоэтажных домов из дерева, но в России это невозможно из-за действующих пожарных норм. Конечно, сразу появляются "знатоки", которые начинают убеждать всех вокруг, что деревянный дом непременно сгорит, а мы злодеи, в итоге устаревшие нормативы остаются в силе. Поэтому, для того, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, необходим очень мощный импульс высшего руководства. Таковы планы на будущее, но есть то, что мы можем улучшить уже сейчас, и тем самым улучшить качество городской среды – это стандарты жилого домостроения, благоустройства, реконструкция набережных. Если сравнить Москву десять лет назад и сейчас, то город не узнать.

Сергей Олегович, в Москве постоянно реализуются либо планируются к запуску масштабные и знаковые проекты. Расскажите о нескольких из них. Например, о возможной реконструкции стадиона "Локомотив"?

В свое время к нам обращалось руководство футбольного клуба за консультацией по формированию команды специалистов, способных выполнить реконструкцию стадиона и преобразить прилегающую к арене территорию. Впоследствии этот проект заглох, но недавно сменилось руководство футбольного клуба, и возможно, это позволит вновь запустить процесс.

Большой резонанс вызвал и проект реконструкции монорельса. Скажите, определена ли его судьба? Насколько реально появление на его основе парка, который предложили молодые архитекторы?

Насколько я знаю, каких-либо решений по монорельсу пока нет. Очевидно, что этот транспорт неэффективен ни с точки зрения пропускной способности, ни с точки зрения стоимости его содержания. Это был эксперимент, который оказался неудачным, и линию рано или поздно необходимо будет демонтировать или приспособить под новое назначение. Архитекторы предлагали создать здесь линейный парк — думаю, это было бы хорошим решением.

Расскажите об особенностях нового проекта здания, которое построят на месте киноцентра "Соловей"?

Архитектура прежнего проекта действительно была очень спорной и, мягко говоря, неактуальной. Новый проект предусматривает строительство четырех башен с оригинальными фасадами медного оттенка. Здания как бы расширяются в направлении к небу — с каждым новым этажом площадь становится чуть больше. Что касается наполнения, то помимо апартаментов в комплексе появятся кинотеатр с несколькими кинозалами и общественные пространства. С уровня общественной крыши можно будет попасть в зону кинотеатра, кафе, ресторанов и спорта, а затем в благоустроенный двор. При этом здание сохраняет объемы и высотность.

Чем, по-вашему мнению, новый проект "круче" чем то, что было предложено изначально?

Я считаю его принципиально "круче", потому что первое предложение было архаично с точки зрения дизайна и градостроительства. В новом варианте решена главная проблема прежнего проекта — массивность и монотонность. И к тому же, помимо неуместного внешнего оформления, в здании была предусмотрена неудачная с экономической точки зрения внутренняя планировка. Отсутствовала важная для истории места функция кинотеатра.

Хочу подчеркнуть, что пересмотр проекта – важная победа; ведь с помощью сложного диалога между общественностью, городскими властями и инвестором удалось найти решение, устраивающее все стороны; стоит также отдать должное профессионализму архитектурного бюро, которое разработало финальный проект и собственнику центра — имея на руках все документы, он мог занять непримиримую позицию. Но если исходить из того, что на этом месте так или иначе появится новое здание, так пусть тогда это будет классный современный проект, чем какая-то нелепица.

Незадолго до сложения полномочий бывший президент США Дональд Трамп подписал документ, который обязывает проектировать новые федеральные административные постройки преимущественно в стиле классицизма. Как Вы можете оценить такое административное вмешательство в архитектуру?

Такое решение даже комментировать сложно. Дональд Трамп всегда казался интересным и ярким человеком, от которого не стоит ожидать безрассудных поступков. Тем не менее, этот его указ демонстрирует в первую очередь некомпетентность. Я не вижу в этом решении здравого смысла и рационального зерна. Мы, конечно, гордимся памятниками архитектуры в стиле классицизма, но живем совсем в другую эпоху, в период иной эстетики. Более того, сегодня по всему миру появляются очень интересные проекты современных административных зданий.

Более того, есть и еще один аспект – понимание термина "классицизм". Можно, конечно, поупражняться в определении стиля, но классицизм, как его принято понимать, и приводимое в качестве примера здание Капитолия не имеют между собой ничего общего. Это скорее поздний ампир, а образцами классицизма можно считать здания Сената США или Адмиралтейства в Петербурге.

Стоит ли ожидать, что этот указ на годы вперед определит вектор развития административного строительства в США?

Для того чтобы судить, насколько это повлияет на моду или на облик городов, нужно понимать потребность строительства административных зданий в США. Тут еще следует учитывать, что на протяжении всего XX века Соединенные Штаты переживали строительный бум, и на сегодня в стране возведен колоссальный объем недвижимости. Исходя из этого, указ Трампа может и не оказать никакого влияния на архитектуру.

Вы допускаете, что у нас могут появиться оригинальные и выделяющиеся на фоне общей традиции проекты административных зданий?

Я бы очень хотел такого явления, и даже вижу возможности для этого. Например, когда мы готовили конкурс на разработку концепции Парламентского центра в Мневниках, у нас были оригинальные идеи. Надо сказать, что председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и представители Госдумы были согласны с необходимостью новых современных неординарных решений. Правда, тогда дальше обсуждения дело не пошло, но по другой причине – из-за нехватки финансирования. Уверен, когда проект будет возобновлен, мы продолжим движение в этом направлении.

Возвращаясь к решению Трампа о строительстве в каком-либо определенном архитектурном стиле, хочу заявить: я не вижу сегодня никаких предпосылок к возврату у нас в России концепции строительства зданий в ретро-стиле эпохи застоя или царизма.


Горячие
темы

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

272,166
($2,975)

Курс валют

USD

92,26

- 0,33

EUR

99,71

- 0,56

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

272,166
($2,975)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

20,973,000
$227,325

-0.077%

%

Подписка