Рафик Загрутдинов

Рафик Загрутдинов

Глава департамента строительства Москвы

Фото: Департамент строительства Москвы

Половина средств на строительство в Москве идет на транспортную инфраструктуру — Рафик Загрутдинов

13 мая 2021, 09:08

При реализации масштабных проектов снос отдельных строений неизбежен, считает глава столичного депстроя

Москва. 13 мая. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Создание транспортной инфраструктуры – одно из приоритетных направлений градостроительной политики столичных властей. О том, как и куда будут развиваться ветви автомобильных и железных дорог, метро и транспортно-пересадочных узлов, рассказал в интервью "Интерфаксу" глава департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.

Рафик Равилович, понятно, что строительство инфраструктуры требует денег. Какой объём финансирования заложен на этот период в Адресной инвестиционной программе (АИП) на развитие транспортной инфраструктуры?

Порядка двух третей Адресной инвестиционной программы, то есть той части бюджета города, которая выделена на строительство, будет направлено в этот сегмент.

Так, в период с 2021-го до конца 2023 года на строительство дорожно-мостовых объектов заложено финансирование в объеме более 434 млрд рублей, на строительство метро — еще около 705 млрд.

При этом нужно учитывать, что возможна корректировка показателей. Так как мы постоянно форсируем строительство, сокращаем сроки, то и средства, заложенные на более поздние периоды, могут быть использованы в более ранние сроки. Таким образом, ускорение работ способствует значительному сокращению издержек.

Крупнейшим дорожным проектом можно считать создание хордовых магистралей. На каких хордах и рокадах сейчас ведутся работы?

Сегодня совершенно очевидно, что система хордовых магистралей является одной из важнейших составляющих всего транспортного каркаса города. Это принципиально новое для столицы решение: впервые строительство ведется вне традиционной радиально-кольцевой системы.

Три хорды – Северо-Западная, Северо-Восточная и Юго-Восточная, а также Южная рокада представляют собой систему пересекающихся магистралей, каждая из которых имеет продолжение за МКАД. Такое решение позволяет создать оптимальные и емкие каналы для транзитного движения, "развести" уличную сеть и скоростные магистрали, а также исключить пересечение с пешеходными потоками. Кроме того, система хордовых магистралей обеспечивает дополнительную связь с трассами федерального значения и международными транспортными коридорами: в частности, Северо-Восточная хорда связывает трассу М-11 "Нева" и строящуюся скоростную трассу М-12 Москва-Казань, Юго-Восточная хорда имеет выходы на трассу М-7 "Волга" и М-2 "Крым", Южная рокада – на трассу М-4 "Дон".

На каких участках этих магистралей будут завершены строительные работы в ближайшее время?

На сегодня проект Северо-Западной хорды полностью реализован, строительство ведется на участках Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд, а также на Южной рокаде.

Если говорить конкретно по объектам, то замечу, что, например, Южная рокада разбита на девять строительных участков, из которых в настоящий момент три построены, пять — в строительстве, еще по одному ведется проектирование. В частности, разрабатывается проект отрезка между улицами Кантемировская и Каспийская.

В составе Юго-Восточной хорды десять участков. Здесь строятся девять, и проектируется участок вдоль улицы Каспийская от улицы Кантемировская до Павелецкого направления МЖД.

Северо-Восточная хорда также поделена на девять отрезков, шесть из которых уже построены. Строительство участка от Ярославского до Дмитровского шоссе и транспортную развязку на пересечении с проспектом Мира предполагаем завершить соответственно в июле и в марте 2022 года. А последний участок, проходящий вдоль Национального парка "Лосиный остров" от Открытого шоссе до транспортной развязки на пересечении с проспектом Мира, планируется запустить уже в ноябре этого года.

В целом мы планируем закончить строительство всех участков до конца 2023 года, а отрезок от Курьяновского бульвара до улицы Кантемировская, включая транспортную развязку на пересечении с Каширским шоссе, завершим в декабре 2024 года.

Еще один серьезный проект, над реализацией которого работают строители, реконструкция МКАД. Какие здесь перспективы?

Действительно, это большой проект, который реализуется на протяжении десяти лет. За это время реконструировано 18 транспортных развязок. В настоящее время определены подрядные организации для реконструкции развязок на пересечении с улицами Липецкая, Верхние Поля и Капотня. Работы на этих объектах планируется начать в самое ближайшее время. Параллельно с этим ведутся активные строительные работы на пересечении МКАД с Алтуфьевским и Осташковским шоссе; их предполагается завершить в начале 2023-го и осенью 2024 года соответственно.

На какой стадии работы по проекту развязки на пересечении МКАД и Щелковского шоссе? Когда может начаться его реализация?

Сейчас ведутся согласования этого проекта со специалистами из Подмосковья и "Росавтодора", но окончательных проектных решений пока нет. К тому же Адресной инвестиционной программой города до конца 2023 года финансирование на реконструкцию этой развязки не предусмотрено.

В последние годы особое внимание уделяется проектам мостов. Расскажите о работах в этом направлении на ближайшие годы.

Надо заметить, мосты играют большую роль в решении транспортных проблем города, ведь благодаря им намного сокращаются перепробеги, а значит снижается и загруженность дорог. Не менее важны мосты и для проектов развития новых крупных перспективных строительных площадок.

Всего до конца 2024 года у нас запланировано строительство девяти мостов, все эти проекты включены в АИП, и по ним уже ведутся работы.

Так, уже в конце этого года в рамках реконструкции Волоколамского шоссе планируется завершить строительство 164-метрового моста через реку Сходня. Осенью следующего года на участке Северо-Восточной хорды от Ярославского до Дмитровского шоссе предполагается открыть еще четыре моста. Позднее, в середине 2023 года, в рамках реконструкции Краснобогатырской улицы будет сдан в эксплуатацию небольшой, но очень нужный мост через реку Яузу, а осенью того же года планируется запустить мост протяженностью более 600 м через затон Новинки на территории реконструируемой промзоны "ЗИЛ".

Помимо этого, в конце 2023 года мы предполагаем завершить строительство моста через реку Битца, а в самом начале 2024 года на Юго-Восточной хорде должен быть запущен еще один мост через Москву-реку – на участке от Курьяновского бульвара до Кантемировской улицы.

В последние годы в Москве очень активно развивается железнодорожная инфраструктура. Что город ждет в этой части?

Железные дороги фактически превращаются в элемент наземного метро и могут изменить всю структуру транспортного обслуживания в городе.

Если говорить о конкретике, с начала этого года строители уже завершили реконструкцию остановочного пункта "Баковка", и в оставшиеся месяцы года планируется завершить строительство еще четырех новых станций и реконструкцию семи действующих. Кроме того, будет закончено строительство транспортного узла для поездов дальнего следования – вокзала "Восточный".

В 2022 году планируется завершение реконструкции Киевского направления железной дороги со строительством дополнительных путей и реконструкцией трех оставшихся остановочных пунктов – "Лесной городок", "Переделкино" и "Очаково".

Также в 2022 году предусмотрено окончание работ по строительству соединительной ветки между Киевским и Смоленским направлениями МЖД с тремя новыми остановочными пунктами – "Поклонная гора", "Кутузовская" и "Камушки". В этот же период будут достроены остановочные пункты "Минская" и "Марьина Роща" и реконструированы станции "Тимирязевская" и "Окружная".

Как идут работы по маршрутам Московских центральных диаметров (МЦД)?

Уже ведутся работы по реконструкции и строительству не только железнодорожных путей, но и 22 остановочных пунктов, включая новый крупный вокзал для поездов дальнего следования "Восточный".

Утверждены ли маршруты МЦД, проходящие через центр города? Как подбираются площадки? Не потребуется ли при этом снос каких-то зданий?

На сегодня утверждена трассировка маршрутов МЦД-1, МЦД-2, МЦД-3 и МЦД-4. Все они проходят через Центральный административный округ Москвы с его плотной застройкой и очень ограниченной территорией. К сожалению, при реализации таких масштабных проектов как МЦД, снос отдельных строений неизбежен.

Так, уже сегодня в ходе реконструкции участка "Москва-Каланчевская" – "Москва-Курская" началось отселение двух домов и их снос. Окончательные перечни объектов, подлежащих сносу в рамках проектов МЦД-3 и МЦД-4, не утверждены и будут конкретизироваться, и дополняться по мере проектирования. Однако хочу заверить, что масштабных сносов мы все же не прогнозируем.

Концепция создания маршрута МЦД-5 пока не утверждена, сейчас продолжается его проработка.

Традиционно главным столичным видом транспорта является метро. На каких линиях сейчас ведутся работы, и какие?

В настоящее время работы ведутся на всех участках Большой кольцевой линии, на Люблинско-Дмитровской линии – от станции "Селигерская" до станции "Физтех", на Калининско-Солнцевской – от "Рассказовки" до станции "Внуково". Также продолжается строительство на участке Троицкой линии между станциями "Улица Новаторов" и "Коммунарка", а на ее центральном участке началось развертывание строительных площадок. Помимо этого, прорабатываются две новые радиальные линии – Бирюлевская и Рублево-Архангельская.

Относительно новая для Москвы система пересадочных узлов. Расскажите о планах по строительству таких хабов.

ТПУ обеспечивают удобные пересадки между различными видами транспорта, при этом они являются точкой экономического роста и триггером развития прилегающих территорий, которые позволят привлечь инвестиции в экономику города. К тому же такой подход полностью соответствует городской политике полицентричного развития.

На сегодня в Москве определено 96 таких узлов, операторами которых выступают "Мосинжпроект", "МКЖД" и "Московский метрополитен". Кроме этого, в бюджет, рассчитанный до конца 2023 года, включено 57 проектов технологических объектов в составе ТПУ.

В настоящее время в стадии строительства находятся 18 объектов ТПУ: "Рассказовка", "Ховрино", "Боровское шоссе", "Савёловская", "Технопарк", "Ходынское поле", "Озерная", "Фонвизинская", "Лермонтовский проспект", "Улица Дмитриевского", "Юго-Восточная", "Лефортово", "Авиамоторная", "Рязанская", "Электрозаводская", "Аминьевское шоссе", "Некрасовка" и "Лухмановская".

Достаточно ли количество квалифицированных подрядчиков для реализации проектов таких сложных объектов?

Могу заверить: на сегодня квалифицированных подрядчиков для строительства транспортной инфраструктуры вполне достаточно. А что касается их компетентности и квалификации, то напомню, что часть из них, например, пришла с Олимпийских объектов и со стройки Крымского моста – их опыт колоссален и, безусловно, полезен Москве.

Непосредственно строительство для инженеров задача вполне решаемая, основную сложность представляет именно координация деятельности всех сторон. Могу отметить, что в целом сегодня в Москве выстроена четкая и эффективная система принятия решений и взаимодействия участников отрасли.

На дорожных стройках сегодня задействовано более 20,5 тыс. человек. Дефицита здесь не ощущается, но в случае необходимости подрядчики могут найти необходимые трудовые ресурсы в регионах страны. Анализ показывает, что для реализации всей программы строительства, включая дорожные стройки, метро, прочие различные объекты, в пиковые периоды может потребоваться увеличение численности рабочих на конкретных объектах до 30%.


Горячие
темы

Курс валют

USD

73,33

+ 0,77

EUR

85,88

+ 0,42

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

232,760
($3,167)

Курс валют

USD

73,33

+ 0,77

EUR

85,88

+ 0,42

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

232,760
($3,167)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

17,921,000
$244,388

2.875%

%
Коммерческая недвижимость

Цена кв.м. (по RRG)

10,361,000
($140,655)


Объекты

238
(295 тыс. кв.м)


Подписка