Интервью 25 мая 2021 г. 09:07

У нас нет стремления к болезненному гигантизму - Антон Борисенко

У нас нет стремления к болезненному гигантизму - Антон Борисенко
Антон Борисенко

Гендиректор "Сити XXI век" рассказал, что девелопер по-прежнему сосредоточен на комплексном развитии миниполисов в Москве и Подмосковье

Москва. 25 мая. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Несмотря на высокую конкуренцию на рынке новостроек в московском регионе, концептуальный продукт тут до сих пор встречается довольно редко. А примеров поддержания концепции от замысла продукта до этапа жизненного цикла и вовсе единицы. О том, как спустя 10 лет развивается первая на рынке концепция создания комфортной среды в комплексных проектах, рассказал "Интерфаксу" генеральный директор компании "Сити XXI век" Антон Борисенко.

Как компания пережила 2020 год? С какими показателями вы его закончили? Какие планы на 2021 год?

Прошлый год был непростым, но наши финансовые показатели оказались хорошими. За год компанией реализовано 1 679 квартир и апартаментов, это почти 86 тыс. кв.м. Из этого числа 1 200 помещений было продано в ипотеку - это 66 тыс. кв.м или 76% от общего объема. До 40% этого объема пришлось на ипотеку в целом, причем заметную часть составила программа государственной льготной ипотеки.

Конечно, нашу компанию, как и остальных игроков рынка, коснулись объективные сложности: мы видим и рост себестоимости строительства, и явную нехватку рабочей силы, что сказалось на темпах работы подрядчиков. Кроме того, я хочу напомнить, что весной была довольно длительная остановка строек из-за коронавируса. После таких перерывов приходится раскачивать процесс до нормального режима не один месяц.

Но несмотря на все вышеперечисленное, несмотря на пандемию, мы смогли вовремя закончить строительство и получить ЗОС на многофункциональный комплекс HILL8. Это наш флагманский московский проект премиальных апартаментов. Мы сдали его точно в срок, получили ЗОС в декабре и первыми числами января получили разрешение на ввод, выполнив все обязательства перед покупателями. В целом можно сказать, что мы без потерь пережили 2020 год, удержали продажи и даже их нарастили, сохранили штат, продолжаем оптимизировать накладные расходы.

2021 год для компании будет напряженным. Сдаются первые очереди миниполисов Серебрицы, Рафинада и Дивного. Кроме того, мы взяли в работу несколько новых проектов в Москве и Подмосковье, и нам необходимо сконцентрироваться над созданием новых продуктов.

Программа льготной ипотеки заканчивается 1 июля. Как вы планируете компенсировать снижение спроса?

Сразу скажу, что для всего рынка и для нас тоже продление льготной ипотеки было бы очень желанным вариантом развития событий. При прекращении льготного ипотечного кредитования возможно сокращение спроса на рынке в целом. Но основная стратегия нашей компании заключается в создании уникальных проектов, которые в любом случае найдут своего покупателя. Это видно по всем трем текущим проектам: миниполисы Рафинад, Серебрица и Дивное. Все проекты абсолютно разные, но при этом они востребованы покупателями и смотрятся выигрышно в сравнении с ближайшем окружением, хотя зачастую несколько дороже конкурентов.

Какие инструменты помогают вам удержать свои позиции на рынке?

Большая часть наших проектов строится в соответствии с концепцией "Миниполис", которой исполнилось уже 10 лет. Стоит отметить, что мы были первыми на рынке девелопмента, кто внедрил концепцию создания комфортной среды в комплексных проектах. Очевидно, что потребителям такой подход близок, что подтверждается продажами и высоким спросом даже в кризисные годы.

Концепция активно развивается: мы сделали ее апгрейд, обновив до версии 2.0. Все правила, которые мы установили для себя ранее, продолжают действовать – это обязательное создание соседского клуба, поддержка программы "Бизнес по-соседски", сдача в аренду нежилых помещений, а не их продажа, участие жителей в жизни готовых объектов и многое другое. Среди новых программ для жителей: "Милосердие", "Миниполис Health", "Имидж", "Миниполис Travel", "Миниполис Education" и "Среда". Мы регулярно организуем День донора, проведение которого успешно опробована в ЖК "Самоцветы", а также ЗОЖ-акции: день без автомобиля, отказ от курения, сладкого и другие.

Новую концепцию мы опробуем в нашем новом проекте бизнес-класса – миниполисе "8 Клёнов" в Опалихе, продажи которого стартовали в конце апреля. Часть программ уже внедряется в построенных объектах, в Самоцветах и "Красках жизни", например, в Серебрице, Дивном и Рафинаде.

Новый проект в концепции "Миниполис" вы выводите в более высоком классе, чем ранее. Чем это обусловлено?

Классность довольно условна во всех проектах. В данном случае мы говорим о подмосковном бизнес-классе, потому что это объясняется уникальностью данного проекта. Во-первых, здесь высотность жилых домов 4-6 этажей, что не характерно для многоквартирных новостроек Подмосковья. Во-вторых, это непосредственное соседство с благоустроенным парком в 4 га с прудами, который мы будем благоустраивать в рамках согласованного договора с администрацией Красногорского округа и правительством Московской области. В-третьих, мы добавим "премиальности" архитектуре за счет фасадов, отделки мест общего пользования, больших окон и высоких потолков. С учетом веяний последнего времени мы заложили в планировках квартир возможность работать из дома. Многим покупателям это будет удобно.

Будет ли инфраструктура проекта доступна для жителей других комплексов Опалихи?

В первую очередь, общедоступным станет парк площадью 4 га, который будет полностью передан администрации. Сейчас он представляет собой довольно депрессивное место. Деревья находятся в удручающем состоянии – всюду сухостой, валежник. Пруды заросли тиной.

Мы в рамках наших обязательств потратим на приведение территории в порядок 100 млн рублей, сделаем ее комфортным местом для прогулок для всех жителей Красногорска, а может и всего Подмосковья. Проект парка разрабатывался тщательно и долго, над ним работало известное архитектурное бюро ASADOV, концепция которого победила на проведенном нами конкурсе. Выставленные на конкурс проекты оценивали и выбирали победителя не столько наша компании, сколько жители Опалихи и Красногорска, общественная палата Красногорска и администрация города.

Инфраструктура комплекса также будет представлена встроенным детским садом, который будет работать как для жителей миниполиса, так и всех опалиховцев. Кроме того, у нас есть школа, которая строится по соседству в миниполисе Серебрица. Она большая - на 825 детишек, и рассчитана на обслуживание двух комплексов. Там же к четвертому кварталу 2021 года будет сдан еще один детсад. Что касается нежилых помещений под инфраструктуру, то частично они будут открыты для всех, а какие-то станут приватными для жителей. Это зависит от расположения и того, какие сервисы в них появятся.

Жилые комплексы редко сертифицируют по экологическим стандартам. Вы же сертифицируете свои проекты. Почему?

Такой подход вызван корпоративной ответственностью, с которой неразрывно связан вектор развития компании. Сертифицированы все наши подмосковные проекты, равно как и наш головной офис. Плюс дополнительно экологическая сертификация влияет на качество строительства и дальнейший уровень жизни. Речь идет и о шумоизоляции, и о качестве окон, соответствии стройматериалов стандартам и высоким требованиям компании к продукту.

Хочу отметить, что мы не ограничиваемся только периодом стройки - на этапе эксплуатации мы продолжаем активно внедрять экологически ориентированные подходы, вовлекаем в эту активность наших жителей -  с их участием, в том числе, поддерживается благоустройство, происходят высадка зеленых насаждений, субботники, раздельный сбор мусора, батареек, пластика и т.д.

Вы во всех проектах берете на себя много дополнительных обязательств. При этом вам удается удерживать конкурентные цены. За счет чего соблюдается экономика проектов?

Мы понимаем, что наши проекты – это наша репутация. От того, какими мы их сдадим, зависит будущее компании. У нас высокий процент повторных покупок, что говорит о правильности выбранного нами пути. Люди, уже ставшие нашими клиентами, возвращаются и покупают для себя, детей, родителей или для инвестирования. Они знают, что мы построим вовремя и именно то, что обещали. Нам удается это благодаря стратегической программе, которая стимулирует постоянно анализировать и внедрять передовые технологические решения в строительстве, если при этом не ухудшается качество продукта и не растет его себестоимость. Синергия работы над продуктом и себестоимостью позволяет соблюдать этот баланс на фоне постоянно растущих цен на стройматериалы. Наша главная задача -  делать то, что мы можем, максимально хорошо.

Планируете ли вы вывести на рынок Московского региона еще проекты в этом году? Значит ли это что вы уверены в устойчивости рынка?

В наших планах близок к финальной проработке большой проект комплексной застройки в новой Москве, схожий по объемам с опалиховской Серебрицей. В Московской области готовится проект, который будет чуть поменьше, порядка 100 тыс. кв.м. Еще запланирован небольшой проект в Москве, довольно сложный с точки зрения градпроработки.

Какие цели компания ставит перед собой на ближайшее время? На перспективу?

Хочу сразу сказать, у компании нет стремления к болезненному гигантизму. Нет задачи резко и существенно увеличить объемы стройки. Мы всегда говорили о том, что нашей главной амбицией является создание уникального востребованного продукта. В своей стратегии мы сосредоточены на комплексном развитии миниполисов в Москве и Московской области и смотрим площадки от 50 тыс. кв.м в Москве и от 100 тыс. кв.м за МКАД – это нормальный график для продуктивной работы.

Из других стратегических задач можно выделить создание полного цикла онлайн-продаж. Мы уже провели большую работу в этом направлении - процесс покупки квартиры полностью цифровизирован и переведен в личный кабинет клиента, где доступны выбор и бронирование квартиры, формирование ДДУ, оплата договора бронирования с фискализацией платежа, подача заявки на ипотеку и одобрение в более чем 20 банках, получение электронной цифровой подписи, подписание ДДУ и регистрация договора в Росреестре в электронном виде. Для каждого шага в процессе онлайн-покупки налажена обратная связь с клиентом, что позволяет ему контролировать на каком этапе сделки или регистрации он находится.

Более общая задача - это цифровизация всех наших бизнес-процессов, которые позволят компании быть более эффективной и оперативнее справляться с вызовами, которые ставит перед нами время.

Как за последние годы изменился рынок, по вашим оценкам?

Могу сказать, что легче работать не стало. У всех без исключения участников рынка снизилась маржинальность, в то же время правила игры стали более прозрачны. Появились финансовые ограничения с введением эскроу, покупатель стал более требовательный, выбирает осознанно. Главным ориентиром для людей стал бюджет покупки, и это стимулирует девелоперов работать над более емкими и эффективными планировками. В целом, сегодня для успеха нужно ориентироваться на покупателя – понимать его ожидания и превосходить их, выполнять все обещания в срок и делать даже чуть больше, чем ожидает клиент.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще