Интервью 1 июня 2021 г. 09:14

Доля инвесторских строек в "образовательном" сегменте остается высокой - Андрей Бочкарев

Доля инвесторских строек в "образовательном" сегменте остается высокой - Андрей Бочкарев
Андрей Бочкарев. Фото: Пресс-служба стройкомплекса Москвы

За год в столице откроют более полусотни школ и детских садов, рассказал заммэра

Москва. 1 июня. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Масштабное строительство детских садов и школ, развернутое в Москве в последние годы, позволило практически полностью решить вопросы с очередями в столичные образовательные учреждения. О перспективах "детского строительства", особенностях проектирования таких объектов и образовательных трансформерах, рассказал в интервью "Интерфаксу" заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

Андрей Юрьевич, расскажите о планах строительства объектов для детей на этот год.

План ввода 2021 года - 54 объекта образования: 22 детских сада и 32 школы. При этом строительство шести детсадов и 22 школ профинансировано из городского бюджета. С начала года уже сдано в эксплуатацию 10 объектов, рассчитанных на 2 190 мест.

На следующий год в городе за счет средств бюджета планируется ввести 14 школ и 18 детсадов. Кроме того, в 2022 году запланирован ввод в эксплуатацию 35 образовательных объектов за счет средств инвесторов.

Ежегодно Адресной инвестиционной программой города на строительство объектов образования выделяется в среднем более 10 млрд рублей. Эти средства рассчитаны как на завершение и ввод объектов текущего года, так и проектирование объектов последующих годов ввода.

Как девелоперы относятся к обязательству возводить образовательные и другие социальные объекты вместе с жилыми комплексами?

Задача любого девелопера - не просто реализовать свой проект, но и выгодно его продать. И, конечно, инвесторы прекрасно понимают, что, принимая решение о покупке жилья, люди обращают внимание не только на квадратные метры, планировку, внешний вид квартиры, качество новостройки, удобство ее расположения, но и на наличие рядом необходимой инфраструктуры. В первую очередь, речь идет о наличии садика и школы, ведь среди покупателей квартир много молодых семей с детьми, и для них это весомый аргумент в пользу выбора места жительства. Соответственно, привлекательность такой недвижимости повышается, и продажи идут быстрее. Поэтому, безусловно, наличие социальных объектов в проекте для застройщика - не обременение, а очевидное преимущество.

А сколько детских садов и школ строится силами девелоперов в городе?

Действительно, доля инвесторских строек в "образовательном" сегменте как была, так и остается довольно высокой - от 30% до 40%. Судите сами: с 2011 года по настоящее время девелоперы профинансировали 118 из 302 введенных детских садов и 35 из 100 школ. И такая тенденция сохраняется – 26 из 54 объектов, планируемых в этом году к вводу, инвесторские.

Как сказался прошлогодний локдаун на темпах ввода инвесторских объектов образования?

Несмотря на то, что в прошлом году были ограничения на проведение строительных работ, связанные со сложной санитарно-эпидемиологической ситуацией, плановые показатели ввода социальных объектов за счет внебюджетных средств не просто выполнены, а даже перевыполнены. Так, удалось повторить рекорд 2019 года по вводу школ: в прошлом году девелоперы построили и сдали в эксплуатацию шесть объектов на 3 695 мест. Ввели инвесторы и 21 детский сад в общей сложности на 3 612 мест, что почти соответствует рекордному показателю 2019 года, когда было построено и открыто 22 садика на 2 870 мест.

Андрей Юрьевич, Москва активными темпами реализует программу реновации жилья. В кварталах застройки предусматривается возведение новых садиков и школ. Каковы объемы строительства?

Проекты детских садов и школ предусматриваются уже на начальном этапе проектирования кварталов, причем в обсуждении участвуют сами москвичи. Конечно, в первую очередь, рядом с жилыми домами обязательно должны быть и садик, и школа. В тех кварталах, где эти объекты либо отсутствуют совсем, либо их недостаточно для обеспечения местами всех детей, будем их строить. По уже утвержденным проектам планировок в кварталах реновации планируется построить порядка 270 школ и детских садов.

В последние годы появилось понятие – "школа-трансформер". Расскажите подробнее об их строительстве. Стоит ли ожидать увеличения количества таких проектов?

Здания-трансформеры строятся в городе уже не первый год. К разработке такого ноу-хау нас подтолкнула нехватка площадок - ведь в некоторых районах настолько плотная застройка, что порой невозможно возвести рядом с жилыми домами и садик, и школу. В то же время здание-трансформер можно поочередно использовать и в качестве школы, и как блок начальных классов, и как детский сад. Таким образом, городская система образования получает возможность быстро реагировать на изменение возрастного состава детей в том или ином районе.

Переоборудовать трансформер можно даже во время летних каникул - за счет принципиально нового проектного решения: применения универсальных ячеек, при трансформации которых меняются лишь назначение помещений и состав находящегося в них оборудования. Немаловажно и то, что затраты на трансформацию составляют не более 0,1% от общей стоимости здания, а это гораздо дешевле, чем строительство нового.

На сегодняшний день в городе уже построено несколько трансформеров: комбинированный БНК с дошкольным отделением на 300 мест в Южном Бутове, трансформер на базе школы №1985 в районе Куркино и аналогичный корпус в составе школы №2109 в Щербинке. Сейчас такие трансформеры строятся и в других районах. Всего в настоящее время в строительстве и проектировании пять объектов с возможностью трансформации.

С недавнего времени в столице стали появляться не типовые здания школ и детских садов, а оригинальные и тематические строения для детей. Какие наиболее интересные проекты Вы бы выделили?

Действительно, время безликих серых "коробок-близнецов" постепенно уходит в прошлое. При реализации оригинальных проектов детских садов и школ учитывается все: и комфортное зонирование, и экологичность, и принципы визуализации, и требования безопасности, и многое другое. Среди наиболее ярких проектов могу назвать садик на 150 мест, построенный в составе школы в районе Западное Дегунино. Здесь обустроены классы-трансформеры, а фасад здания расписан в стиле работ известного художника-авангардиста Казимира Малевича.

Еще один интересный проект реализован в Восточном округе на Первомайской улице: там для дошколят возвели здание детского садика с фигурными окнами и разноцветными стеклами. Оригинальный детский сад построили также в Коммунарке: в ходе работ проектировщики советовались с детским психологом - в итоге в интерьерах использовали тактильные поверхности, насыщенную и позитивную цветовую гамму. И это лишь несколько примеров, - безусловно, таких объектов намного больше, и с каждым годом их количество в Москве будет расти.

Наряду с возведением школ, детских садиков, школ-трансформеров в Москве начали появляться проекты крупных образовательных кластеров. Расскажите об этом новшестве. Что в перспективе это даст городу? Будут ли появляться новые научно-образовательные комплексы?

За последнее время стартовало несколько проектов по строительству научно-технологических кластеров на базе ведущих столичных университетов. Так, создается "научная долина" на базе МГУ, где появится один из крупнейших в стране инновационных кластеров со своими лабораториями, центрами НИОКР. О необходимости расширения своей учебной базы заявило и руководство МГТУ имени Баумана – ведущего российского технического вуза. Кроме того, появится и образовательный кластер в Коммунарке – в его составе планируется разместить объекты Московского педагогического государственного университета и образовательного комплекса "Супер-колледж". Помимо этого, рассматривается возможность строительства комплекса Московского политехнического университета: сейчас разрабатывается проект планировки его территории, чтобы уточнить параметры застройки.

По общему мнению, подобные проекты будут не только способствовать развитию отечественной науки, но и могут приостановить "утечку мозгов" из нашей страны. Считаю развитие и реализацию таких проектов перспективным направлением в строительстве объектов образования.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще