Амир Идиатулин
Гендиректор архитектурной студии IND Architects
Фото: Архбюро IND Architects
Не должно быть типовых проектов школ — Амир Идиатулин
1 сентября 2021, 13:08
Для типовых школ в России часто первоочередное значение играет себестоимость строительства, считает архитектор
Москва. 1 сентября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — В последние годы в России стали появляться оригинальные и яркие с точки зрения архитектуры проекты школ и детских садов. Новые здания отличаются разнообразными формами, набором образовательных инструментов и нестандартным подходом к оформлению. О том, почему такие проекты лучше типовых и как качественная архитектура влияет на детей, рассказал в интервью "Интерфаксу" генеральный директор и основатель архитектурной студии IND Architects Амир Идиатулин.
Амир, как Вы считаете, в чем недостатки старых проектов образовательных учреждений?
Я вообще считаю, что не должно быть типовых школ и детских садов. Типовые проекты не учитывают контекст площадки: их строят по одному принципу, привязывая к сторонам света. К сожалению, для типовых школ часто первоочередное значение играет не комфорт детей, а экономические показатели — себестоимость строительства. Например, в Москве цена строительства квадратного метра школы варьируется от 80 до 100 тысяч рублей, а на одного ученика по стандарту приходится от 13,8-16,3 кв.м. Такие нормативные ограничения не позволяют сделать качественные пространства с большими холлами, трансформируемыми помещениями, сложными пространствами — атриумами и амфитеатрами, так как стоимость проекта вырастет. При этом, лишь немного увеличив стоимость проекта, можно получить принципиально другие пространства, меняющие представления о школе.
По моему мнению, каждая площадка под строительство образовательного учреждения уникальна, и проект должен учитывать контекст, градостроительную ситуацию, дизайн-код окружающей застройки.
А что такое, по Вашему мнению, современная школа?
Современная школа — это множество гибких пространств. Если раньше школьные актовые залы использовали 2-3 раза в год — на большие праздники, то теперь помещения делают трансформируемыми — с возможностью поставить и убрать перегородки, стулья, чтобы проводить праздники и дополнительные занятия. Зона взаимодействия детей со средой не должна быть ограничена игровой площадкой, — это может быть и интерьер, и элементы фасада. В целом, на современную архитектуру образовательных учреждений влияет необходимость психоэмоционально развивать детей.
В последние годы вместо небольших школ все чаще стали строится огромные образовательные комплексы. Чем можно объяснить эту тенденцию?
Главное преимущество школ-гигантов заключается в вариативности программ развития детей — можно спроектировать бассейн, скалодром, оборудовать тренажерные залы и даже кинотеатр. Таким образом, появляется возможность продумать многообразную программу интеграции учеников, чтобы дети, получая школьное образование, параллельно посещали секции и кружки, развивались во всех направлениях.
Проблемой большинства формируемых сегодня жилых кварталов является отсутствие аналогов советской системы дополнительного образования — художественных и музыкальных школ, и пока в современной России им не придумали альтернативу. После школы дети вынуждены гулять по торговым центрам и сидеть в фуд-кортах. Исходя из этого, именно большие школы в новых кварталах могут стать альтернативой, предложив ученикам интересный досуг.
Какие интересные проекты школ в мире Вам понравились?
В мире появилось много интересных проектов, на которые можно равняться. Выделю здание в городе Передиш (Португалия), в котором расположены начальная школа и детский сад. Школа имеет вытянутую форму с хаотичными окнами и обшита деревянными панелями. Фасады с торца остеклены, что максимально открывает помещения для солнца. В городе Брайтоне в Великобритании бюро OMA построило здание Школы науки и спорта с панорамным остеклением и эксплуатируемой крышей со спортивными и рекреационными площадками. В Париже архитекторы ChartierDalixArchitectes вписали здание школы в плотную существующую застройку, а нехватку территории компенсировали эксплуатируемой кровлей, на которой разбили парк.
Скажите, насколько может быть применим зарубежный опыт в России?
В полной мере.