Алексей Ионов

Алексей Ионов

заместитель генерального директора ООО "ПроГород"

Фото: Пресс-служба ООО "ПроГород"

Децентрализация города и развитие общественного транспорта предотвратят появление гетто в Москве — Алексей Ионов

11 января 2022, 11:02

Комплексное обустройство территорий, развитие общественного транспорта и смешанная застройка являются главными принципами современного градостроительства, считает заместитель генерального директора ООО "ПроГород" Алексей Ионов

Москва. 11 января. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — В последние годы правила и принципы обустройства городских территорий и создания максимально комфортных условий для полноценной жизни горожан широко обсуждаются как среди профессионалов, так и в обществе. Дискуссия тем более актуальна, что в ближайшие годы планируется заложить несколько новых городов в России. О градостроительной политике и идеологии планирования городов рассказал в интервью "Интерфаксу" заместитель генерального директора ООО "ПроГород" (Группа ВЭБ.РФ) Алексей Ионов.

Алексей, расскажите об основных принципах обустройства пространства в современных городах.

Одним из главных принципов организации современных городов является смешанное, то есть, комплексное использование территорий. Эта модель предполагает соседство в рамках одного района, и более того, в шаговой доступности, всех необходимых функций и бытовых сервисов для человека: магазинов, медицины, объектов культуры, жилья, офисов. Иначе эта концепция называется 15-минутным городом, принципы которого сегодня закладываются девелоперами в проектах. Таким образом, жители получают все необходимые сервисы и место работы в районной доступности без нагрузки на городскую сеть транспорта. Другими словами, получают больше свободного времени для жизни, а время сегодня, как известно, главный капитал.

Сегодня в крупных городах отмечается тенденция уплотнения застройки, что неизбежно ведет к соседству кварталов элитного жилья и социального. Является ли это проблемой для городов?

Это общемировая практика. Сегодня во многих мегаполисах распространяется практика смешивания различных социальных групп в одном квартале. В Европе, например, практикуется выкуп квартир high-класса под социальное жилье. Такие практики являются одним из способов борьбы с образованием гетто и позволяют формировать более смешанное по социальному составу районное сообщество.

А как это сказывается на градостроительной политике городов?

На самом деле смешивание разных социальных групп в одной локации ведет к оздоровлению всей городской среды и даже, например, транспортной инфраструктуры. Дело в том, что обладатели разных классов жилья имеют различные приоритеты относительно культурной и социальной инфраструктуры и транспорта. Владельцам социального жилья и жилья класса "комфорт" необходимо обеспечить наличие культурных и досуговых учреждений в шаговой доступности, а также доступность общественного транспорта. Жителям же бизнес-кварталов важна доступность автомагистралей и подъездных путей, а культурные потребности они могут удовлетворять в центральных локациях. Когда мы смешиваем классы жилья, мы, соответственно, ставим себе задачу удовлетворить запросы всех групп населения и, как результат, получить более здоровую среду.

Возвращаясь к причинам появления гетто в крупных городах — как можно избежать их появления?

Избежать формирования гетто помогает перемешивание разных типологий жилья для разных социальных классов и развитая инфраструктура: обеспеченность транспортной доступностью, наличие мест приложения труда и мест встречи и общения людей, парки, скверы, общественные пространства – все то, что укладывается в концепцию комплексной застройки. Комплексная застройка фактически нивелирует риски возникновения гетто.

В качестве примера можно рассмотреть Париж, который запустил первую волну программы реновации массового жилья еще в 2003 году. На сегодня программа усовершенствовалась, и главной ее повесткой является механизм mixité sociale — смесь жилищной̆ политики и комплекса мер социальной̆ поддержки населения, для того чтобы добиться главной своей цели – категории равенства.

Ключевую роль в решении этой проблемы играют архитектурно планировочные методики. Например, реорганизуемый район обеспечивается новыми линиями общественного транспорта, застраивается типологией жилья, которая создает разнообразную, плотную среду человеческого масштаба с социальными центрами и площадками для общения жителей. При этом часть жилого фонда отводится для арендного и социального жилья, а другая часть попадает на рынок недвижимости с целью извлечения прибыли и размещения в этих районах нового социального класса.

Оцените, пожалуйста, ситуацию подобного соседства в Москве. Какие связанные с этим проблемы Вы видите в городе?

Москва в этом отношении прекрасный город, в разных районах города можно встретить жилые комплексы различных классов и, соответственно, людей из разных социальных прослоек, в том числе в границах "старой" Москвы.

В то же время в своих старых границах Москва хорошо обеспечена общественным транспортом, а жилье довольно равномерно распределено по классам; кроме того, в каждом районе имеется достаточное количество социальных и культурных объектов, что существенно снижает риски возникновения гетто.

Алексей, как Вы считаете, что делать с уже сложившимися однообразными спальными районами в Москве? Как улучшить ситуацию на этих территориях?

Что касается спальных районов Москвы, то надо заметить, что город неплохо обеспечен общественным транспортом, и его сеть продолжает активно развиваться. Только за прошлый год было открыто 12 станций метро, и кроме того, в районах появляются также центры и места для общения жителей. Это как раз укладывается в общенациональный тренд на "децентрализацию" городов и концепцию 15-минутного города.

Если же говорить о перспективе, то, я считаю, улучшить столичные районы можно; для этого необходимо повышать связность и проницаемость территорий, чтобы в сложившихся районах советского периода застройки сегодня появлялись необходимые людям сервисы, места торговли и, конечно, рабочие места рядом с домом.


Горячие
темы

Курс валют

USD

77,82

- 1,13

EUR

86,64

- 1,83

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

245,754
($3,332)

Курс валют

USD

77,82

- 1,13

EUR

86,64

- 1,83

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

245,754
($3,332)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

18,947,000
$243,472

0.935%

%
Коммерческая недвижимость

Цена кв.м. (по RRG)

10,361,000
($140,655)


Объекты

238
(295 тыс. кв.м)


Подписка