Мария Макарова

Мария Макарова

Заместитель руководителя управления Росреестра по Москве

Фото: Пресс-служба Росреестра

Отказ от бумаги позволит сэкономить, в том числе, и на строительстве новых архивохранилищ — Мария Макарова

26 августа 2022, 09:07

В столице находится несколько архивных помещений, где хранится более 14 млн дел, рассказала замглавы управления Росреестра по Москве

Москва. 26 августа. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Столичный Росреестр и центры госуслуг "Мои документы" в Москве в рамках проекта "Стоп-бумага" с 29 июня перешли на безбумажный документооборот. О том, зачем это нужно, как теперь будет вестись учет и насколько сократятся сроки регистрации недвижимости, рассказала "Интерфаксу" замглавы управления Росреестра по Москве Мария Макарова.

Зачем нужен отказ от "бумаги"?

По итогу новый процесс взаимодействия Росреестра и многофункциональных центров в электронном виде увеличит скорость предоставления госуслуг, минимизирует хранение бумажных носителей, а также ускорит процесс оцифровки архивов.

Еще несколько лет назад комплекты бумажных документов не возвращали заявителям, а оставляли в Росреестре. Это привело к появлению огромных архивов ведомства. Как рассказывал руководитель Росреестра Олег Скуфинский, бумажные архивы по всей стране равны по площади примерно 51 футбольному полю, и ежегодно образовывалось еще по три таких поля.

В Москве находится несколько архивных помещений, где хранится более 14 млн дел, и раньше каждый год прибавлялось порядка 1 млн томов реестровых дел. Отказ от бумаги позволит сэкономить, в том числе на строительстве новых архивохранилищ.

Переход к цифровому формату позволяет сократить сроки предоставления услуг, обеспечить экстерриториальную регистрацию сделок, создавать новые сервисы, а также сократить финансовые издержки регионов на доставку и хранение бумаги. Обработка заявлений внутри Службы ускорится на 25%, а срок государственной регистрации прав через МФЦ сократится для людей на 2 дня за счет логистики, что особенно удобно для районов с ограниченной транспортной доступностью.

Как теперь работают МФЦ при оформлении документов в Росреестр?

Исключена подача в Росреестр документов для осуществления учетно-регистрационных действий с недвижимостью и их получение почтовым отправлением. Также изменен сам порядок действий МФЦ при получении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

Ранее при обращении заявителя в МФЦ бумажные документы направлялись в Росреестр, а после проведения процедуры государственной регистрации прав или постановки объекта недвижимости на кадастровый учет возвращались в МФЦ и передавались заявителю.

Теперь при подаче в МФЦ документов на бумажных носителях они переводятся в электронную форму, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью сотрудника МФЦ и затем направляются в электронном виде по защищенным цифровым каналам в Росреестр. Бумажные документы будут возвращены заявителю по результатам предоставления государственной услуги. Исключением останутся лишь документарные закладные.

Какие отметки будут проставляться на документах?

При переводе документов в электронный вид сотрудник МФЦ проставит соответствующий штамп. Причем созданные электронные образы документов имеют ту же юридическую силу, что и документы на бумажном носителе.

Где будут храниться документы в бумажном виде?

Все документы на бумаге до предоставления Росреестром государственной услуги будут храниться в МФЦ. После того, как выписка из реестра будет направлена в МФЦ и комплект документов будет подготовлен для выдачи, забрать их можно в течение 45 дней.

По истечении этого срока документы приобретут статус невостребованных и будут переданы на хранение в Кадастровую палату, где их также можно будет получить.

Сколько дней теперь регистрируется право собственности на квартиру или сколько времени надо, чтобы оформить земельный участок?

Сроки государственной регистрации прав на недвижимое имущество устанавливаются законом, для разных случаев они разные.

Законом установлено, что при подаче документов в Росреестр он составляет 5 рабочих дней для кадастрового учета, 7 рабочих дней для государственной регистрации прав и 10 рабочих дней в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации прав.

Если документы представляются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

При поступлении заявления и документов в электронном виде срок составляет не более трех рабочих дней со дня их поступления в Росреестр. Если государственный кадастровый учет и госрегистрация прав проводится одновременно, то процедура занимает не более пяти рабочих дней.

Если документы представлены на регистрацию в нотариальной форме, то срок регистрации займет три рабочих дня, а в случае поступления таких заявлений и документов в электронной форме — в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов.

Оформление права собственности на земельный участок занимает пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления и документов.

Также часть сделок уже регистрируется за один день, а в дальнейшем эти сроки должны сократиться еще больше. Например, за один день регистрируются сделки по ипотеке.

Все ипотечные сделки регистрируются за один день или только на определенные виды недвижимости?

В августе исполнится год с момента, как управление присоединилось к реализации экспериментального проекта Росреестра "Электронная ипотека за день" на территории Москвы. Реализация данного проекта позволила физическим лицам получать государственную услугу по государственной регистрации ипотеки в электронном виде за 24 часа.

Первоначально данный проект распространялся только на жилые помещения, но, учитывая его перспективность и социальную значимость, впоследствии в проект также были включены машино-места, земельные участки (для ИЖС и ЛПХ) и расположенные на них строения.

Электронный способ подачи заявлений на регистрацию ипотечных сделок при оформлении квартир, благодаря удобству и скорости обработки таких обращений, пользуется большой популярностью среди москвичей. Всего с начала этого года Управлением зарегистрировано свыше 60 тыс. жилищных ипотек, из них боле 51 тыс. заявлений было подано в электронном виде – это 85,2% от общего числа зарегистрированных ипотек при покупке квартир в столице за семь месяцев.

По статистике за 24 часа регистрируется каждая третья ипотечная сделка в России.

А есть ли сервисы, помогающие с покупкой или продажей жилья?

Минцифры России совместно с Росреестром разрабатывают суперсервис "Мое жилье", который позволит быстро и безопасно проводить сделки с недвижимостью. Он создаст единую цифровую среду для взаимодействия участников рынка: покупателей и продавцов недвижимости, интернет-агрегаторов объявлений, застройщиков, банков и госорганов.

При помощи сервиса пользователи "Госуслуг" смогут размещать объявления о продаже жилья на интернет-порталах, подтверждая права на него онлайн по Единому государственному реестру недвижимости (ЕГРН). При помощи сервиса можно будет проверить наличие обременений, информацию о зарегистрированных жильцах, наличие задолженностей по оплате ЖКУ и другие существенные параметры.

Расскажите подробнее, как будет работать этот сервис?

Заключить сделку продавец и покупатель смогут онлайн. Так, специальный конструктор позволит составить электронный договор купли-продажи, ипотеки или долевого участия по разработанным Росреестром формам, а подписать документы можно будет усиленной квалифицированной электронной подписью в мобильном приложении "Госключ".

В рамках рабочей группы также прорабатывается улучшение пользовательского опыта при заселении в квартиру: возможность заключить договор с управляющей компанией, зарегистрироваться по месту жительства в МВД и т. д.

Электронный формат сократит сроки на всех этапах сделки, при этом граждане будут застрахованы от ошибок и юридических рисков. Сервис также предусматривает оповещение всех участников об изменениях в процессе регистрации.


Горячие
темы

Курс валют

USD

62,38

- 0,19

EUR

65,84

+ 0,16

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

253,590
($4,161)

Курс валют

USD

62,38

- 0,19

EUR

65,84

+ 0,16

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

253,590
($4,161)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

18,118,000
$290,446

1.414%

%

Подписка