Интервью 3 июля 2023 г. 09:20

Девелоперский рынок столицы открыт, в том числе, для иностранных компаний – Андрей Бочкарев

Девелоперский рынок столицы открыт, в том числе, для иностранных компаний – Андрей Бочкарев
Андрей Бочкарев. Фото: Департамент строительства Москвы

Число девелоперских компаний на привлекательном рынке Москвы увеличилось до 300, рассказал заммэра

Москва. 3 июля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Несмотря на экономические санкции, столичный рынок недвижимости остается тем самым "островком стабильности" в строительной отрасли, который позволяет не только пережить непростые времена, но и хорошо заработать. О текущем состоянии московской строительной сферы и планах на будущее рассказал в интервью "Интерфаксу" заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

Андрей Юрьевич, как Вы оцениваете противостояние отрасли международным санкциям? Расскажите, с какими итогами стройкомплекс заканчивает полугодие?

Вопреки прогнозам и опасениям, международные санкции не оказали существенного влияния на строительную отрасль. Несмотря на то, что ряд иностранных компаний прекратил свою деятельность в России, все вопросы, связанные с отдельными видами импортозависимой продукции, оперативно решаются, все строительные объекты вводятся в эксплуатацию своевременно.

Если говорить о конкретных результатах, то уже к июлю мы выполнили план ввода недвижимости этого года более чем на 76%. Всего за это время завершено строительство 6,5 млн кв. различной недвижимости, в том числе 2,95 млн "квадратов" жилья. Механизм отлажен, эффективно работает, и у нас нет никаких оснований полагать, что в работе Стройкомплекса произойдет какой-то сбой.

А как бизнес оценивает ситуацию на рынке недвижимости столицы?

Здесь достаточно посмотреть на результаты ввода с начала года - доля инвесторов в общем объеме введенной недвижимости составляет 81%, жилья 86%. Очевидно, что столичный рынок недвижимости был и остается самым развитым и привлекательным для инвесторов. Подтверждением тому может служить увеличивающееся количество застройщиков: если в начале прошлого года на рынке было 260 строительных компаний, то сейчас здесь работают свыше 300 девелоперов.

Имеются ли случаи ухода из столицы каких-то компаний?

Безусловно, есть компании, прекратившие свою деятельность, есть также случаи их объединения, но это естественные рыночные процессы, мало связанные с санкциями и политическими событиями. В целом, подчеркну, отрасль работает стабильно.

Стоит ли ожидать девелоперов из каких-либо новых дружественных нам стран?

Девелоперский рынок столицы открыт, поэтому все предложения зарубежных инвесторов и девелоперов мы рассмотрим. У нас есть опыт работы с иностранными девелоперами, алгоритм разработан и эффективно действует, они должны подстраиваться под наши стандарты и нормативы.

Если говорить о перспективах, то реализацию скольких проектов одобрили с начала года? Каков задел у строителей?

Надо отметить, что инвесторы заинтересованы в строительстве жилой, офисной и социальной инфраструктуры – еженедельно город рассматривает десятки заявок на предоставление инвесторам земельных участков, на внесение изменений в правила землепользования и застройки.

Всего с начала года было одобрено строительство более 15,5 млн кв.м различной недвижимости, при этом большая часть традиционно приходится на жилье – 9 млн кв.м. В категории нежилых объектов самое большое количество одобренных площадей приходится на долю офисных и административных зданий – почти 3 млн кв.м. Кроме того, заметен интерес девелоперов и к промышленным объектам – с начала года одобрено около 1,7 млн кв.м. Остальной объем – это проекты торгового, спортивного, социального, гостиничного и гаражного назначения.

Сколько при этом было оформлено разрешений на строительство? И что это за объекты?

Всего с начала годы было оформлено 291 разрешение на строительство более 6,6 млн кв.м, это примерно столько же, сколько и ввели в эксплуатацию. Таким образом, объем перспективного строительства ежемесячно увеличивается в среднем на 1,2 млн кв.м.

Замечу, доля жилищного строительства в столице составляет 70% от общего объема запланированной недвижимости. За первые шесть месяцев года Мосгосстройнадзор выдал 104 разрешения на возведение многоквартирных домов общей площадью 4,6 млн кв.м. Параллельно создается и социальная инфраструктура - с начала года оформлены документы на постройку 62 школ, детских садов, поликлиник, медицинских центров, спортивных сооружений и храмов общей площадью порядка 856 тыс. кв.м.

Наряду с этим продолжается развитие и промышленного потенциала столицы. Инвестор получил разрешение на строительство в Молжаниновском районе технопарка площадью почти 25 тыс. кв.м, также выдана разрешительная документация для сооружения завода на площадке "Алабушево" в особой экономической зоне (ОЭЗ) "Технополис Москва". Кроме того, благодаря оформленным с начала года документам, город получит более 20 новых бизнес-центров общей площадью свыше 500 тыс. кв.м.

Развитие Москвы в последние годы невозможно представить без дорожного строительства. Расскажите об этом подробнее?

Всего в этом году планируется реконструировать и построить свыше 100 км дорог, в том числе 37 эстакад, тоннелей, путепроводов и мостов, а также 19 надземных или подземных пешеходных переходов.

Безусловно, главной дорожной премьерой года станет запуск движения на новых дополнительных участках Московского скоростного диаметра. Также до конца года будут закончены работы на четырех оставшихся в стройке участках Южной рокады. Вместе с тем мы хотим закончить реконструкцию транспортных развязок на пересечении МКАД с улицами Верхние Поля, Липецкая и Алтуфьевским шоссе.

А чем порадуют москвичей метростроители?

В настоящее время продолжается проектирование и строительство нескольких линий и десятков станций. До конца этого года планируем завершить строительные работы на северном участке Люблинско-Дмитровской линии со станциями "Яхромская", "Лианозово" и "Физтех". Кроме того, в текущем году должен быть достроен участок "желтой" линии со станциями "Пыхтино" и "Аэропорт Внуково".

Как идут работы на железной дороге?

До конца 2023 года планируется запуск диаметральных маршрутов МЦД-3 и МЦД-4. Для этого нам предстоит завершить реконструкцию остановочных пунктов "Тимирязевская", "Лианозово", "Белорусская" и "Курская", а также строительство остановочного пункта "Ольгино" и новой соединительной ветви между Киевским и Смоленским направлениями железной дороги, включая станции "Кутузово", "Тестовская" и "Поклонная".

Андрей Юрьевич, не менее важный вопрос - кадровый. Какова ситуация на трынке труда в сфере строительства?

Хочу подчеркнуть, что дефицит кадров в сфере строительства связан, прежде всего, с высокой текучестью кадров, вызванной сезонностью и спецификой строительных работ, а также набором персонала под конкретные проекты. Согласно оценкам специалистов, сегодня на бюджетных стройках столицы не хватает 7-8 тысяч строителей различных специальностей. Не секрет, что потребности в кадрах мы закрываем в настоящий момент в основном за счет привлечения работников из регионов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья.

Наибольший дефицит отмечается среди инженеров производственно-технических отделов, инженеров-сметчиков, геодезистов, прорабов и квалифицированных мастеров общестроительных работ. Также растет востребованность специалистов по технологиям информационного моделирования. Это вызвано тем, что создание информационной модели объекта строительства в скором времени станет обязательным для всех, кто получает средства из государственного бюджета.

Каков при этом уровень зарплат отрасли?

Мы уделяем серьезное внимание этому вопросу, принимаем дополнительные меры, выделяем необходимые средства. Как результат – наблюдается постепенный рост зарплат. Так, с мая прошлого года по май текущего средняя заработная плата по отрасли в Москве увеличилась на 8,1% и составила более 94 тыс. рублей – это на 18,9% больше средней зарплаты в сфере строительства по России.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще