Интервью 17 июля 2023 г. 11:56

Цифровизация ничего не сделает за нас – Игорь Афанасьев

Цифровизация ничего не сделает за нас – Игорь Афанасьев
Игорь Афанасьев. Фото: пресс-служба Gaskar Group

Нужно рассматривать цифровизацию, как комплексную перестройку бизнес-процессов компании, подчеркнул руководитель Gaskar Group

Москва. 17 июля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Цифровизация строительной отрасли – не только обязанность, декларированная государством, но и рыночная необходимость. О том, почему процессы цифровизации идут недостаточно быстро и как их стимулировать, рассказал "Интерфаксу" руководитель Gaskar Group, (входит в ГК "Аметист Групп") Игорь Афанасьев.

 

Что мешает цифровизации строительной отрасли?

 

Иллюзии. Когда мы говорим о цифровизации то, часто попадаем в иллюзию того, что появится уникальный софт, который все сделает за менеджеров и топ-менеджеров строительной компании. Мы предлагаем рассматривать цифровизацию, как комплексную перестройку компании и ее бизнес-процессов. Если автоматизировать плохие, не эффективные процессы, то мы получим не цифровизацию, а плохие процессы в цифре. От этого не повысится эффективность бизнеса, а появятся дополнительные расходы на обслуживание цифровой инфраструктуры и обучение сотрудников.

Если все барьеры цифровизации строительной отрасли систематизировать и сгруппировать, то можно выделить несколько аспектов.

Во-первых, это разобщенность всех участников строительства. Только несколько лет назад появился центр компетенций при Минстрое и началась системная работа с отраслью, направленная на создание единой площадки для обсуждения целей, задач и планов развития отрасли. Это качественное, системное изменение, ведь строительство – это один из драйверов отечественной экономики до 2030 года.

Второй аспект, это еще одна иллюзия застройщиков, что в 2023 году все еще можно "как раньше", что "нормативные акты отменят, потому что весь рынок не готов" и "программное обеспечение не удобное, нам нравится эксель". Надежда на авось и вера в то, что пассивность сможет остановить системный процесс, только усугубляют положение. Подчеркиваю, что все равно нужно будет переходить в цифру. Но чем дольше застройщики откладывают, тем болезненнее будет переход, потому что переход придется вести не системно, а аврально, когда истекут все сроки. Важно понимать, что цифровизация - это не блажь, а системный процесс изменения строительной отрасли, начатый государством с одной целью – переход к цифровым двойникам и цифровой эксплуатации.

Третий аспект, мешающий развитию – это недоверие к программному обеспечению и новым технологиям. К сожалению, строительство одна из отраслей с самым низким уровнем цифровизации (занимает предпоследнее место по цифровизации по данным исследования НИУ ВШЭ в конце 2022 года). Многие лица, принимающие решения из строительных компаний до настоящего времени живут в представлении, что цифровизация – это сложно, долго, дорого и нужно сначала год писать ТЗ и подбирать подрядчика, год внедрять и учить сотрудников, и все это время нужно платить компании-автоматизатору. Но уже больше пяти лет на рынке существуют облачные и гибкие решения с действительно низкой стоимостью, которые предлагают перевести в цифру процессы компании. В среднем мы можем за 3 недели перевести проект в цифру и обучить команду.

Еще один важный аспект – это недостаточная законодательная зарегулированность отрасли. На первый взгляд кажется, что вся сфера строительства охвачена актами, гостами и прочими нормативными актами. Однако каждый участник процесса стремится исполнять их своим уникальным образом: додумывать, оптимизировать, улучшать. Часто можно увидеть, как одно и тоже правило различно трактуется в регионах. Эксперты спорят о допустимости того или иного формата автоматизации и т.д. Это касается старых нормативных актов, последние годы ситуация конечно качественно меняется.

 

Тем не менее, для перехода на ТИМ в стране установлены конкретные сроки. Будут ли они на ваш взгляд выдержаны или их придется еще раз отодвинуть?

 

Действительно, сроки уже переносились. На это повлияли два фактора: неготовность отрасли и резкий уход западных вендоров в связи с санкциями.

Уход западных вендоров с одной стороны стал некоторым шоком, с другой – стимулом для развития отечественного ПО. На сегодняшний день можно сказать, что ситуация постепенно выровнялась. Доработаны и совершенствуются достойные российские продукты, способные заменить зарубежный софт, и наработан опыт и успешные кейсы в строительстве с применением ТИМ. К тому же существует целый пул образовательных программ при поддержке Минстроя и компаний-разработчиков по цифровым профессиям в строительстве.

Вопрос переноса сроков волнует отрасль, и поднимается на мероприятиях, посвященных ТИМ. Но сейчас нет оснований полагать, что сроки будут снова отодвинуты.

 

Конкурентно ли российское ПО? Какие трудности возникают при переходе на него?

 

Если говорить об автоматизации управления строительными процессами, то мы не можем сравнивать российское ПО и зарубежное. Все процессы в строительстве регламентированы серьезной нормативной базой, и зарубежный продукт просто не может ей соответствовать. 

Трудности может вызывать сама необходимость перехода с бумажных носителей на электронные. Специалисты годами, а порой даже десятилетиями, работали на бумаге, и им приходится переучиваться.  Периодически в социальных сетях происходят дискуссии на тему эффективности той или иной доработки, и мы можем с уверенностью сказать, что в отрасли работают неравнодушные люди. Мы разъясняем, почему наше ПО работает так, а не иначе. Да, пользователям иногда приходится перестраивать привычные рабочие процессы, но это происходит по причине действующего или планируемого к принятию законодательства. Возможно, стоит усилить разъяснительную работу на уровне работодателя, направлять сотрудников на специализированное обучение. Мы для этого со своей стороны делаем много. Например, с участием Exon и наших разработчиков с 2021 года на базе НИУ МГСУ реализуется курс "Цифровой инженер ПТО", где студентов обучают работе со специализированным ПО. Идут подобные курсы и в ряде региональных ВУЗов, число партнеров по образовательным программам постоянно расширяется.

В качестве примера также можно привести внедрение ТИМ-моделирования на этапе проектирования. Специалисты часто не понимают: для чего осваивать новые программы, когда привычных 2D-чертежей достаточно. Но на внедрение этой технологии существуют определенные экономические причины. Да, проектирование в 3D требует другой квалификации, и на начальном этапе моделирование становится более трудоемким и долгим, чем работа в 2D. Но моделирование в 3D позволяет выявить ошибки, которые в 2D сложно выявить и невозможно этот процесс автоматизировать. Например, поиск пересечений между конструкциями при работе с 2D можно выявить только на сводных планах, и визуально. Тогда как при работе с 3D пересечение элементов из разных разделов по нужным параметрам проверяет алгоритм, то есть это процесс автоматизирован. В результате пользователь получает отчет по каждому пересечению. Так устранять проблемы в проекте гораздо проще и дешевле, чем решать их уже "в физике" на этапе СМР. 

Нужно учитывать, что все проблемы, которые не были решены на этапе проектирования, придется решать на этапе СМР. И зачастую это дороже и дольше, и может привести к простою на строительной площадке и существенным финансовым затратам. Стоимость 1 дня простоя на строительной площадке может достигать 10 млн рублей.

 

Крупные девелоперы сейчас часто выступают разработчиками ПО. Это вынужденная мера или тренд?

 

Найти на рынке коробочное решение, которое возможно интегрировать без корректировки существующих бизнес-процессов компании, практически невозможно. Чем крупнее компания – в данном случае девелопер – тем сложнее эта задача. А стоимость кастоматизации IT-продукта может быть сопоставима с разработкой. Поэтому некоторые девелоперы идут по другому пути – разрабатывают собственный продукт, создавая таким образом тренд.

 

Расскажите о своей облачной цифровой платформе для автоматизации управления строительными процессами.

 

Это облачная система для автоматизации и управления строительными проектами Exon. Система состоит из 7 активно работающих модулей, которые применяются на разных этапах строительства от проектирования до передачи в эксплуатацию. Модули могут использоваться как экосистема для всех строительных процессов по объекту (работа с ТИМ-моделью, проектной и рабочей документацией, исполнительной документацией и строительным контролем), так и по-отдельности в каждом из процессов.

Она является первой российской разработкой для автоматизации и управления строительными процессами. Заказчиком-первопроходцем в автоматизации строительства выступило государство. Пилотирование цифровых сервисов началось в 2020 году на строительных объектах подведомственных организаций: Фонда Реновации, АНО "РСИ", АНО РСИО, Международного медицинского кластера. Сейчас применение Exon позволяет сохранять высокий темп строительства жилых домов по программе реновации, медицинских и спортивных объектов. Время на формирование актов сокращается в 2 раза, а скорость проверки – в 5 раз. Документы корректно оформлены и соответствуют законодательству. Отсутствует риск утери или порчи, ведь документы хранятся в электронном виде с мгновенным доступом онлайн, что упрощает дальнейшую эксплуатацию объекта. На сегодняшний день Exon применяют более 2800 компаний в 47 регионах РФ, а количество пользователей превышает 16 500.

 

Есть ли поддержка со стороны государства создателям отечественного ПО? Каких мер не хватает?

 

Начиная с 2021 года, законодатели предусмотрели и внедрили значительное количество мер поддержки и льгот для копаний, занимающихся разработкой программного обеспечения. Из них можно выделить несколько больших групп: налоговые льготы, льготы по страховым взносам, гранатовая поддержка и мораторий на выездные налоговые проверки.

Также нельзя не отметить льготы и послабления, направленные непосредственно на сотрудников компаний, – тут предлагается и льготная ипотека, и отсрочка от мобилизации и призыва.

Помимо прочего, законодатель предусмотрел еще ряд льгот, которыми компании активно пользуются. Это освобождение от проверок органов государственного и муниципального контроля, а также выездных налоговых проверок в 2022 – 2024 годах, предоставление аккредитованным ИТ-компаниям кредита по льготной ставке до 3% годовых, на реализацию проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий на основе российских решений и другие меры поддержки.

На мой взгляд, перечень льгот и мер поддержки для IT-компаний на сегодняшний день один из самых широких в стране. Поэтому если и говорить о расширении их списка, то я бы в первую очередь проработал вопрос более прозрачного и легкого механизма аккредитации компании Минцифрой, а также упростил бы механизм внесения IT-продуктов в реестр отечественного ПО. Сейчас эти процедуры представляются более сложными и мудрёными, чем хотелось бы. 

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще