Интервью 10 января 2024 г. 09:09

Москва ушла от моноцентричной модели — Юлиана Княжевская

Москва ушла от моноцентричной модели — Юлиана Княжевская
Юлиана Княжевская. Фото: Пресс-служба Москомархитектуры

Развитие бывших промзон обезопасит город от появления "гетто", считает председатель Москомархитектуры

Москва. 10 января. ИНТЕРФАКС – Российская столица веками разрасталась по радиально-кольцевому принципу с четко выраженным единым центром. Однако в последние годы отмечается переход к полицентричности и комплексности градостроительного развития. О принципах наполнения городских территорий функциями и смыслами и преобразовании бывших заводских площадок рассказала в интервью "Интерфаксу" председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Юлиана Владимировна, расскажите об итогах ушедшего года в сфере градостроения в столице - какие результаты Вам кажутся наиболее значимыми?

Ключевые итоги прошлого года — открытие важных для города транспортных объектов: пуск Большой кольцевой линии, третьего и четвертого Московских центральных диаметров, строительство крупных автодорожных магистралей.

Важным достижением можно считать также темпы программы реновации. В некоторых районах ее реализация вышла на второй этап с опережением графика, и теперь по поручению мэра мы стремимся еще вдвое ускорить её. Москомархитектура также включена в этот процесс — мы ответственны за градостроительную документацию.

Другая не менее важная программа, которая заметно проявила себя — комплексное развитие территорий. Здесь идёт планомерная работа по преобразованию и возвращению заброшенных территорий в активную городскую жизнь.

Знаковым событием стала передача части функций ликвидированного Москомстройинвеста вашему ведомству. Как прошла эта трансформация?

Она прошла спокойно, в рабочем порядке. В целом механизм работы кардинально не поменялся, но перераспределились ресурсы и зоны ответственности всех департаментов стали понятны более отчетливо. Могу сказать, что изменения позволили сократить издержки и дали возможность принимать более взвешенные решения за счёт концентрации большего количества информации в одном месте.

Развивая тему Градостроительно-земельной комиссии, расскажите об объемах реализации проектов, одобренных с начала года: количество новых проектов в столице снижается или растет?

В прошлом году Градостроительно-земельная комиссия одобрила строительство около 42 млн кв.м недвижимости всех типов. Это больше, чем в прошлом году, когда было одобрено порядка 36,6 млн. Разница ещё более заметна, если сравнивать динамику с 2020 годом — тогда этот показатель составил всего 25,1 млн кв.м.

Как можно заметить, динамика позитивная, и мы видим в этом хороший знак – отрасль не замерла и продолжает развиваться, развивая экономику города в целом, давая людям рабочие места. А новые объекты уже служат им новым долгожданным жильём, местом работы и отдыха, предоставляя при этом новые способы перемещения.

С какими проектами девелоперы чаще всего приходят к вам? Есть ли интерес к каким-то сегментам недвижимости кроме жилья?

Лидирующие позиции традиционно продолжает удерживать жильё. На втором месте торговые и административные объекты – за прошлый год было одобрено строительство свыше 10,8 млн кв.м, это на 2 млн больше, чем в предыдущем, 2022 году. Тройку лидеров замыкают производственные объекты с показателем 5,1 млн кв.м.

В целом мы видим, что эти сегменты стабильно вызывают у инвесторов самый большой интерес. Создание мест не только для жилья, но и для работы и отдыха — это и есть комплексное развитие, о котором так много говорят.

Раз уж мы коснулись темы комплексного развития, скажите, по Вашим оценкам, продолжает ли территория города сегодня оставаться разбалансированной, и насколько? В чем это проявляется?

Признаки остались теми же, что и раньше, хотя в целом мы отмечаем смягчение. Прежде всего это проявляется в маятниковой миграции, нагрузке на центр города. Это можно заметить по функциональному наполнению территории: если в районе, например, есть только жильё или только производство, то люди, естественно, совершают поездки на транспорте – неважно, общественном или личном. Соответственно, присутствует большая нагрузка на транспортную систему, как правило, в часы пик. В остальное время она довольно мала и редко задерживается в средних значениях. Иначе говоря, когда вся активность сосредоточена в одном месте — это и есть признак моноцентричного города. Сейчас мы движемся к тому, чтобы отойти от такой модели.

Удается ли изменить положение дел и за счет чего?

Да, Москва уже несколько лет уверенно движется в сторону полицентричного развития. В этом направлении постоянно ведётся активная работа, которая складывается из нескольких составляющих: создания мест притяжения городского уровня, улучшения транспортной доступности, обеспечения многофункциональности новой застройки, организации новых рабочих мест.

Что касается развития транспортных магистралей, мы с вами уже обсуждали эту тему. При этом хочу ещё раз подчеркнуть важность Московского скоростного диаметра, который снижает нагрузку на другие магистрали, обеспечивая сквозной проезд через город; напомню, в целом он улучшит транспортную доступность 40 районов Москвы.

Хочу обратить внимание, что в этом году мы будем активно развивать территории, которые определены нами как перспективные планировочные центры: НАТИ — Окружная, Хорошевская — Шелепиха, Очаково — Рябиновая, Варшавская — Бирюлево, Южный порт — Текстильщики, Авиамоторная — Нижегородская. Согласно перспективному планированию, эти объекты призваны стать точками полицентричного развития города.

По Вашему мнению, способствует ли программа реновации жилья процессу полицентричного развития?

Действительно несмотря на то, что программа реновации в первую очередь предполагает строительство жилья, она вносит свой вклад также и в создание разнообразной городской среды. Обратите внимание, первые этажи всех новых домов отданы для общественной функции, а сама возможность строить новые объекты даёт шанс построить новые школы и детские сады в районах, которые в этом нуждаются.

Какая роль в этом процессе отведена бывшим промзонам?

Безусловно, эти территории непосредственно включаются в городскую среду: на них появляются многофункциональные кварталы, мы видим проекты, совмещающие одновременно жильё, офисные здания, технопарки с современным производством, социальную и транспортную инфраструктуру.

В связи с этим вопрос: уже несколько лет бывшие заводские районы активно застраиваются преимущественно жильем, в то время как дорог и социальной инфраструктуры сегодня там явно не хватает. Не станут ли эти районы своеобразными "гетто"?

Хочу поправить: в рамках программы комплексного развития территорий строится далеко не только жильё. Это показывают и проекты, и статистика градостроительной комиссии, о которой мы говорили выше, и при этом она охватывает весь город.

Должна заметить, что обеспеченность дорогами, а также социальной инфраструктурой подробно прорабатывается ещё на этапе подготовке градостроительной документации. Сейчас вряд ли можно найти жилой комплекс, который строился бы без объектов образования, либо без объектов бытового назначения, а порой и медицинских. Для них предусматривается и закладывается и транспортная инфраструктура. Например, у Южного порта будет даже одноимённая станция метро.

То, что принято называть "гетто", как правило, предполагает обособление, "выключенность" из городской жизни. Но скажите, как территории бывших промзон могут быть из неё исключены, когда их застройка предполагает и в итоге даёт ровно противоположный эффект? Смотрите, заброшенные и стремительно деградирующие территории сегодня наполняются новыми смыслами и объектами притяжения.

Нужна ли в границах самой Москвы промышленность? Или производственные площадки в больших городах доставляют только неудобства?

Целесообразность строительства новых производств как таковых — это прерогатива мэра и профильных департаментов. Вместе с тем мы видим, что проекты, предполагающие строительство производственных объектов, всё-таки появляются, причём с завидной регулярностью. А это может означать только то, что инвесторы заинтересованы в их реализации, а уж они не станут работать себе в ущерб. Следовательно, площадки для них нужны, и их строительство экономически обосновано.

Что касается неудобств — у каждого производства есть свои ограничения по размещению их в городе, они устанавливаются достаточно жёсткими градостроительными нормативами. Поэтому мы можем не беспокоиться о безопасности как уже работающих, так и будущих производств, ведь они призваны быть высокотехнологичными и экологичными.

Юлиана Владимировна, а сколько сегодня в Москве природных зон, достаточно ли их? Как регулируется градостроительная деятельность на таких территориях?

Сейчас в городе более 140 особо охраняемых природных зон. Это весомый показатель, Москва — зелёный город, и в будущем он останется таким же. Замечу, что новые зелёные зоны могут появляться в рамках развития тех же территорий бывших заводов, да и в других крупных проектах. При этом статус особо охраняемых природных территорий предполагает безусловные ограничения по их использованию; то есть, их можно охранять, поддерживать, делать их доступными для города и горожан, но застраивать эти территории нельзя.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще