Интервью 10 декабря 2007 г. 11:18

Архитектор Кионори Кикутаке: Идеальным может быть тот дом, где человек открыт окружающему миру - солнцу, саду, природе

В свой последний приезд в Москву гуру архитектурного метаболизма Кионори Кикутаке поделислся своими размышлениями об архитектуре с "Интерфакс-Недвижимость".

Какие тенденции сейчас наблюдаются в японской архитектуре и в чем, на Ваш взгляд, отличие европейской и японской школ?

По моему мнению и по мнению многих моих коллег, современную архитектуру можно разделить на западную, которую представляют архитекторы из Европы и США, и восточную, которая наиболее характерно представлена японскими архитекторами. Но общую четкую тенденцию в современной архитектуре я выделить не могу.

В настоящее время молодые архитекторы, скорее, находятся в творческом поиске - ищут какие-то новые формы, которые можно было бы реализовать. И они пока не до конца представляют, в каком направлении свои находки применить.

Еще одна особенность, которую я хотел бы отметить, заключается в том, что в наш век компьютерных технологий, когда обмен информацией осуществляется очень быстро и легко, получается следующая вещь: многие архитекторы прибегают к так называемому "методу коллажа". Они заимствуют что-то, что им нравится, от одного проекта, что-то - от другого. Затем соединяют, и получается нечто новое. Но в то же время у этого нового отсутствует оригинальность, потому что это в итоге коллаж - это повторение.

С одной стороны, компьютеры облегчили нам обмен информацией. А с другой - привели к тому, что современными архитекторами выбирается наиболее простой путь - не создавать заново, а брать готовое.

Что касается меня, то когда я начинал заниматься архитектурой, компьютеров не было, и у меня не было возможности быстро узнавать о новых идеях или обмениваться идеями с другими архитекторами. Но я считаю, это даже пошло мне на пользу, потому что я при этом воплощал именно свою идею, которая была оригинальна.

Если говорить о разнице подходов в японской и европейской школах, то в Европе больше уделяют внимания форме, нежели развитию технологий. В Японии упор всегда делался именно на усовершенствование технологий для того, чтобы эта форма была гармоничной.

Какими основными принципами Вы руководствуетесь при разработке своих проектов?

В своей работе я руководствуюсь тремя принципами, которые позволяют мне создавать оригинальные идеи проектов. У меня есть методология, которую я разработал еще в 1958 году.

Вот эти три шага, через которые проходит проект от его рождения до завершения. Сначала появляется эстетическое вдохновение, чувство этого объекта, его восприятие. Затем, после того как я осознал, что хочу, я изучаю техническую возможность - возможно ли это сделать в принципе, есть такие технологии или нет.

Затем я пытаюсь представить, как это будет выглядеть - сделать некую визуализацию. И главным критерием, который влияет на выбор решения, надо это делать или нет, является следующее: если объект который возник в результате этого визуального образа, транслирует гармонию, мир, счастье, значит, этот проект удался. Таков мой метод.

Я хотел бы подробнее остановиться на третьей стадии рождения проекта - визуализации и представления того, какую идею он будет транслировать. Приведу такой пример.

Во Франции с точки зрения технологии придумали очень хорошо работающую машину - гильотину. Ее созданию уделялось очень много времени, тщательно прорабатывались детали - каким по форме должен быть нож, как быстро он должен опускаться, насколько острым он должен быть. В итоге был придуман отлично работающий механизм. Он выставлялся в людном месте, и производились публичные казни. С точки зрения технологии весь процесс был отлажен очень хорошо. Но чем являлась гильотина для общества? Да, свою функцию как инструмент для отрезания голов она выполняла. Но приносила ли она какую-то пользу обществу с точки зрения гармонии, мира, взаимопонимания?

И при проектировании своих объектов, когда речь заходит о третьей стадии, визуализации, я представляю, как это технологичное здание будет вписываться в социальную среду. И если здание транслирует на окружающую среду, на людей, на природу ощущение мира, гармонии и спокойствия, тогда этот проект удачный.

Над каким проектом Вы сейчас работаете?

Идею этого проекта я вынашивал более 40 лет. Первоначальное желание было разработать такую концепцию, такую идею, которая бы соответствовала универсальным общемировым ценностям. В соответствии с той методологией, о которой я рассказал, отвечая на первый вопрос.

За это время замысел трансформировался, потому что появилась тенденция возводить высотные здания. Но идея оставалась в своей основе неизменной, и заключается она в том, чтобы вписать в жилой комплекс идею "Небесных садов" - элементов природы в высотных зданиях.

По моему мироощущению, природа (сад) является очень важной и неотъемлемой частью нашей жизни: человеку просто необходимо комфортное пространство, где он может встречаться с другими людьми, обмениваться улыбками, где смогут играть дети. И когда пришло время строить высотные здания, я подумал, что необходимо и в них вписать этот важный элемент. Таким образом, родилась идея "Небесных садов".

В Японии было проведено очень интересное и масштабное социологическое исследование на предмет поведения людей и, в частности, детей в высотных зданиях жилых комплексов. И было установлено, что если дети живут не выше пятого этажа, то когда они выходят на балкон, смотрят вниз и видят, как играют другие дети, у них возникает желание спуститься к детям и поиграть. Но это желание пропадает, если мы поднимаемся на шестой этаж.

Дети в этом исследовании - это лишь один из примеров, насколько нам важны социальные отношения, общение. Как высоко бы человек ни забрался в небо, очень важно создать какой-то уголок, сад, где люди могли бы общаться, где были бы комфортные условия.

Обычно архитекторы стремятся компактно расположить помещения в высотке, использовать по максимуму площади под жилую застройку. Принято возводить высотные здания, в которых бы умещалось как можно больше квартир, чтобы всё пространство было занято. А моя идея заключается в том, чтобы оставить как можно больше места не для самого жилья, а для комфортного времяпрепровождения жителей, для их общения, для сада.

Первым опытом станет Москва и я уверен, что эта тенденция будет воспринята миром, потому что такая потребность назрела.

Какие города России вам уже довелось посетить? Какое у Вас сложилось впечатление о современной российской архитектуре? Запомнились ли Вам какие-то объекты?

Я был в Уфе, Санкт-Петербурге. В Москве уже был неоднократно. Если говорить о каких-то зданиях, проектах, то мои поездки были непродолжительными, и я не имел пока возможности ознакомиться с городами России подробно, поэтому не стал бы выделять какие-то проекты. Но я вижу, что Россия развивается очень динамично, возникает очень много новых проектов. И требуется какое-то время, чтобы дать оценку тем проектам, которые сейчас реализуются. Это относится не только к России, но и к архитектуре всего мира. Мы сейчас не можем выступать в роли судей, мы не имеем такого права надо подождать хотя бы век чтобы посмотреть какой эффект современные постройки будут иметь и дать оценку.

Какие наиболее очевидные проблемы стоят, на Ваш взгляд, перед современной архитектурой и архитекторами?

Есть проблема в том, что современные архитекторы сегодня концентрируются только на внешнем облике здания, которое они хотят построить. Они концентрируются на форме, на технологиях, которые они будут применять, на структуре. Но они забывают о главной цели, о миссии архитектуры. Прежде всего, надо думать, для чего предназначается это здание. Могу привести такой пример. Поставлена, например, задача построить школу. В современном мире зачастую в первую очередь думают, как будет выглядеть школа снаружи, и какие технологические решения там будут применяться. Но, на мой взгляд, надо, прежде всего, думать, с какой целью строится это здание. Если это школа, то надо учитывать, что там будут учиться дети, и поэтому надо заложить суть, смысл и какую-то идею в это здание, чтобы само здание создавало положительную атмосферу, чтобы оно создавало у детей ощущение гармонии. Вот это в современной архитектуре обычно отсутствует.

Каким, по Вашему мнению, должен быть идеальный дом для проживания человека?

Это очень непростой вопрос. Могу сказать, что японская культура и концепция японского дома формировались на протяжении примерно 1 200 лет. И это очень древняя традиция. Главная идея японского дома заключается в открытости пространства и в свободе перемещения. Потому что дом представляет собой общее пространство, которое можно разделить раздвигающимися перегородками на желаемое количество отдельных пространств. Можно создать два пространства одной перегородкой. Можно добавить перегородки и создать четыре. Можно убрать. Но основная идея заключается в том, что ты можешь трансформировать пространство в любой момент под себя, и это дает ощущение свободы, ощущение комфорта и ощущение открытости.

Идея наиболее комфортного дома, на мой взгляд, заключается в том, что пространство дома можно трансформировать. Причем не только внутреннее, но и внешнее. Улицу тоже можно отгораживать подвижными перегородками - их можно раскрыть и как бы раздвинуть границы пространства дома, выйти к саду, не выходя из дома. И даже если это сад не твой, ты можешь раздвинуть границы своего домашнего пространства и насладиться видом этого сада.

Дома должно быть ощущение свободы, отсутствия каких-то границ. Именно по такому принципу я еще в 1958 году построил свой дом, создав стены в виде подвижных перегородок. И, находясь в доме, я могу в любой момент открыть его для внешнего мира, для природы и оказаться на природе. Я его назвал "Дом под открытым небом". И сейчас этот дом занесен в Британскую энциклопедию домов всего мира.

Вот если говорить о европейской традиции дома, то ее можно условно охарактеризовать как функционализм. То есть, здание и каждое жилое помещение разделяются по функциональным признакам. Выделяется место, где будет находиться спальня, кухня, ванная.

Кстати, американский социолог Роберт Соммер из калифорнийского университета провел исследование и пришел к выводу, что если человек находится долго в среде современного дома с ограниченным и замкнутым пространством, то у него возникает с психологической точки зрения гнетущее ощущение тюрьмы.

Поэтому идеальным может быть тот дом, где человек открыт окружающему миру - солнцу, саду, природе.

Кионори Кикутаке родился в 1928 году в пригороде Курумэ префектуры Айичи на юге Японии. С его именем связана целая эпоха в современной архитектуре. В своем творчестве придерживается концепции метаболизма в архитектуре, подразумевающего интеграцию традиций и современности. С начала 60-х годов прошлого века Кикутаке изучает проблему высокой плотности застройки городских центров и разрабатывает принципы проектирования высотных зданий, способных ее решить.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще