"Хотя если бы дали "Золотого льва" французам, я...

6 октября 2008, 16:02

В скором времени в Венеции закончит свою работу XI архитектурная биеннале. Об итогах показа российских проектов, о проблемах в отечественном строительстве и общих впечатлениях от биеннале рассказал в интервью «Интерфаксу» комиссар российского павильона на ХI архитектурной биеннале Григорий Ревзин.

Тема биеннале в этом году "Архитектура помимо зданий". Как представлена Россия?

В Венеции очень много художественных инсталляций, а вот архитектуры меньше чем обычно. Мы от этого только выигрываем, потому что люди все равно на биеннале хотят смотреть архитектуру. Именно поэтому к нашему павильону такое большое внимание. Здесь представлены проекты, которые реализуются в России.

Мне кажется, что очень важно было сопоставить строящуюся русскую архитектуру с реальной западной. Я увидел это как шахматную партию между российскими и западными архитекторами.

В России появились западные архитекторы в качестве заказчиков. Кто выиграет в этой партии, тот и будет воплощать идеи.

Как, по-вашему, кто выигрывает?

Я не знаю. Сначала я думал, что нам трудно будет соревноваться с западными архитекторами, потом, когда стал сопоставлять, понял, что вроде на одном уровне все. Сейчас, когда на биеннале начали показывать проекты, стало трудно отличить российские и западные проекты. Мы пометили российские проекты красными львами, а западные — белыми, но посетители их быстро разобрали на сувениры.

Русские выигрывают в том отношении, что проигрывают Западу. Нельзя сказать, что эти проекты небо и земля. Ничего подобного. Это очень важно, потому что в 1996 году было очевидно, что мы не можем конкурировать с ними, как "Жигули" с "Мерседесом". Сейчас такого уже нет: некоторые наши проекты здесь интереснее западных, например, построенный по иностранному проекту бизнес-центр на Проспекте Мира в Москве сильно проигрывает российским проектам.

Скажите, пожалуйста, а иностранные архитекторы уже адаптировались к российским условиям?

Слабость западных архитекторов в том, что они приходят в Россию без русской команды, и им очень трудно адаптироваться к нашим особенностям. Сейчас западные звезды формируют свои команды по всему миру, но они везде состоят из местных специалистов.

Это необходимо потому, что "чужие" не поймут, как устроена канализация в Нью-Йорке. Да и не должны, для них это лишние знания. Сейчас к этому приходят и в России. Проект Дэвида Аджайе вытянуло конструкторское бюро "АБ", у Нормана Фостера есть российское бюро, которое возглавляет Антон Хмельницкий.

В этом году "Золотого льва" получили архитекторы из Польши. Заслуженная награда?

Вообще это очень политизированная премия. Сейчас такое отношение к России, что нам тут ничего и не светило. Хотя если бы дали "Льва" французам, я бы понял, что меня победили. А так складывается такое впечатление, что я играл в футбол, а некоторые в шашки… это вообще из другой оперы. У поляков, например, фотографии 6 польских зданий, а рядом помещены изображения этих же зданий измененные в редакторе Photoshop. Там показано, как эти здания могут выглядеть через 100 лет. Например, изображение собора, а внутри аквапарк нарисованный. Абсолютная фантазия.

А к мнению посетителей никто не прислушивается?

Тут вообще есть проблема. В том, что существует выставка для кураторов и критиков – у них и вкусы странные и запросы поразительные, а есть выставка для людей. Изначально людей не пускают, а в этот момент специалисты, эксперты и кураторы решают, кто приз получит, и только потом экспозиции открываются для посетителей.

То есть разница между симпатиями зрителей и специалистов есть?

В этом году очень много концептуальных решений. Есть, например пустой павильон и там разбросано конфетти. Называется это все "После вечеринки". Все кураторы балдели, а зритель пришел и подумал, что экспозицию сняли…

Так что взгляды у посетителей сильно отличаются от специалистов. Вот в итальянском павильоне, на стене приклеены открыточки и такие очки из бумаги с увеличительными стеклами. Вы можете посмотреть эти открыточки крупно. Это — "Золотой лев" за личный проект.

Почему? Я ходил, ходил, смотрел эти открыточки. Я, конечно, уважаю решение жюри, но если бы это я попробовал выставить в Москве, я бы на это ни одного человека не собрал бы.

Вы уже представляли Россию на биеннале. Когда это было?

Я был куратором в 2000 году. Тогда мы получили "Золотого льва" за фотографии. В 2000 году нам дали "Льва", потому что тогда еще шла перестройка в России. У нас была красивая инсталляция, но ее не премировали, но у нас были фотографии разрушенной России. Это было сделано красиво, лирично даже, но содержание…

Расскажите, что за труба установлена около российского павильона?

Это сделали эстонцы. Главную аллею испортили этой гадостью. Они установили трубу, соединяющую павильоны России и Германии, чтобы показать, как проект строительства северного газопровода портит экологию Европы. По замыслу это было очень страшно: на рисунках эта труба была раза в четыре большего диаметра и черного цвета. Было бы сразу видно, что мы очень сильно загрязняем экологию. А дальше была очень смешная история.

Когда ее привезли, выяснилось, что, во-первых, ни один эстонец не может ее установить. Это делали нанятые русские рабочие. Мы выходили к ним, стыдили их. Во-вторых, труба оказалась желтой и не такой большой, как предполагалось. В паре с надувной ракетой СС-20, которую установили украинцы около нашего павильона, смотрится это все смешно. Ракета должна символизировать милитаризм России.

А вы как-нибудь отреагировали на это?

Есть страны, у которых есть нефть, оружие, деньги, а есть те, у которых этого всего нет, но они хотят поиграть в оружие, нефть, деньги . Труба, ракета — смешно все это. Мы, наверное, должны как-то реагировать, Обижаться, может быть, я не знаю.

Как вы считаете, российские девелоперы сегодня способны реализовывать сложные проекты западных архитекторов в России?

За последние пять – семь лет российские девелоперы сделали фантастический рывок. Они научились воплощать сложные по технологии реализации проекты. И когда они стали работать с западными звездами, то государство решило что, наверное, оно круче. Поэтому по уровню идей чиновничьи проекты куда более сложные, чем те, которые наши девелоперы умеют воплощать.

Государственный строительный менеджмент не только не выше уровня девелоперов, а остался на уровне советского времени. Именно поэтому у нас по стране много таких строительных утопий.

Это государственные мечты, которое чиновники хотят сделать, а как сделать они не очень понимают. Строительство ведь, это сложное взаимодействие до пяти тысяч человек, а там ведь таджикские рабочие, русские охранники, инженеры иностранные, молдавские отделочники, еще русский менеджмент и международные банковские структуры. Даже не понятно, на каком языке они разговаривают, но надо уметь сделать так, чтобы это все работало. У кого-то получается, а бывает, что и нет.

Идея реконструкции столичных вокзалов тоже утопия?

Вокзалы надо делать, обязательно, ведь для Москвы это большая проблема. Но те проекты, которые были предложены, технологически очень сложные. Я не знаю, получится ли. Когда переходишь в пространство реальных зданий, начинаешь думать не только о качестве проекта, а о качестве команды, о безопасности и о многом другом.


Загрузка...

Горячие
темы

Курс валют

USD

62,95

+ 0,14

EUR

70,56

- 0,12

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

175,247
($2,578)

Курс валют

USD

62,95

+ 0,14

EUR

70,56

- 0,12

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

175,247
($2,578)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

13,675,000
$217,236

0.493%

%
Коммерческая недвижимость

Цена кв.м. (по RRG)

8,854,000
($140,655)


Объекты

238
(295 тыс. кв.м)


Подписка