Префект Восточного округа Москвы Николай Евтихиев: "Мы можем находить места для строительства без вывода промзон"

3 апреля 2009, 17:28

У главы ВАО столицы — обширные планы строительства объектов жилой и коммерческой недвижимости

Более 80% пятиэтажек снесут в ближайшие 25 лет на востоке столицы, на месте автовокзала у станции метро Щелковская построят гостиницу, а в районе Косино-Ухтомское в этом году начнется строительство крупнейшего в Москве гипермаркета "Ашан". О том, как будет меняться Восточный округ города в ближайшие годы, куда переедут автовокзалы, где появятся новые станции метро, и как решаются проблемы обманутых дольщиков, в интервью "Интерфаксу" рассказал префект ВАО Николай Евтихиев.

Николай Николаевич, сколько сейчас на востоке Москвы осталось пятиэтажек, которые идут под снос?

У нас таких домов изначально было немного – 103 пятиэтажки сносимых серий общей площадью 323 тыс "квадратов". Две трети домов мы уже снесли. На сегодняшний день осталось около 100 тыс. кв. метров. И если все пойдет так, как надо, то мы спокойно нашу программу сноса в 2010 году завершим. Во всяком случае, по нашим расчетам, мы работаем по графику.

Где предстоит сносить пятиэтажки?

Эти дома сосредоточены в 1-ом и 2-ом кварталах Гольянова, и 47-мом-49-ом кварталах Северного Измайлова. В Гольяново у нас сейчас очень быстро идет новое строительство, во II квартале мы уже будем там два новых дома сдавать. Это позволит резко ускорить переселение. В Измайлово уже начали отселять первый дом. Если не произойдет никаких непредвиденных вещей…

Вы имеете в виду урезание бюджета?

Возможно. Ведь в данном случае это бюджетные работы. Но, судя по тому, что происходит именно сейчас, я не вижу проблем. Финансирование есть. Более того, мы могли бы завершить снос уже в этом году, но нас "подкосила" программа помощи обманутым соинвесторам. Она нас задержала больше чем на год. Потому что 1-2 кварталы Гольянова изначально были в инвестконтракте "Нового мира" — одной из тех компаний, благодаря которой у нас в округе появились обманутые дольщики. И только после того, как нам удалось эту организацию окончательно выгнать, и достроить дома для обманутых жителей, мы смогли приступить к сносу.

А что будет с пятиэтажками "несносимых" серий в округе?

Помните, на одном из последних заседаний правительства Москвы, Юрий Михайлович (Лужков – примечание ИФ) спросил у руководства стройкомплекса: "А что будем делать с остальными пятиэтажками?" И сам ответил: "Конечно, сносить".

Так вот, несколько недель назад мы выходили на правительство с вопросом по комплексной реконструкции района Новогиреево. Это пилотный проект. Мы взяли один среднестатистический московский район-стотысячник и показали, что его можно практически полностью очистить от пятиэтажного жилого фонда. При этом сделать это можно и за счет инвестора, и за счет бюджета.

Насколько это выгодно городу?

Проект экономически целесообразен, потому что на месте снесенных домов можно построить в 2-3 раза больше нового жилья. Была полная поддержка со стороны правительства. А Юрий Михайлович сказал, что "впервые увидел, как можно реконструировать большую часть города полностью и комплексно". Ведь в этом проекте решаются сразу все проблемы – с жильем, детскими садами, школами, магазинами, гаражами и т.д.

Конечно, вопросы возникли. В том числе о цене. Мы сейчас проводим детальную калькуляцию, но я уже могу сказать, что стоимость строительства квадратного метра при реконструкции сложившейся застройки будет не выше, а, может быть, даже ниже нового строительства в "чистом поле".

Ситуация сегодня с Люберецкими полями аэрации показывает, что там строить очень дорого. Казалось бы, строй себе, однако – тепла нет, электричества нет, дорог нет, и к тому же требуется глубокая рекультивация территории. Это существенно повышает стоимость квадратного метра. А у нас тепла хватает, есть вода, канализация и дороги. Мы "садимся" на готовые сети, и нам не нужно с нуля создавать социальную инфраструктуру, а только развивать существующую.

Сколько времени может занять такая реконструкция района?

Я думаю, что в мае этого года мы будем готовы выйти на повторные публичные слушания по этому проекту, и, при хорошем раскладе, в 2011 году можно уже начать строительство стартовых домов. По моему мнению, эта реконструкция займет лет 7-8.

Но это только один район…

Конечно, мы же не можем весь округ превращать в строительную площадку. Но он будет первым. Следом за ним пойдет Богородское и Северное Измайлово. Вот пока первые три кандидата на такую реконструкцию.

Почему именно они?

Никакой предвзятости, просто по этим районам у нас есть готовый задел. Вот, к примеру, у меня на столе лежит согласованное постановление правительства Москвы о реконструкции квартала 8Б в Богородском. Реконструкция еще нескольких микрорайонов начнется через год. И в Северном Измайлове та же ситуация – 50-52 квартал сделали, на 80-ый, и на 47-49-ый выходим.

Плюс есть еще районы, которые не требуют масштабных работ, и где мы можем ограничиться локальными решениями. В Ивановском, например, всего один квартал, и по нему уже прошел тендер, инвестор известен – это ДСК-1. Кроме этого квартала там останется 16 пятиэтажек и больше ничего.

Такая же ситуация по Косино-Ухтомскому, где возведен новый микрорайон Кожухово. Мы выпустили недавно постановление по реконструкции поселка Старое Косино, со сносом всех пятиэтажек. А также идет разработка проектной документации по поселку Ухтомский. И все, весь район будет готов. А с учетом того, что в Новогиреево и Вешняках пятиэтажек нет, получаем уже половину округа.

Вообще, мы очень большую работу провели в 2007-2008 гг. И на сегодняшний день у нас, на основе детальнейшей инвентаризации всего жилого фонда, есть уже полное понимание того, что мы можем сделать по округу в целом. Примерно 82-84% пятиэтажного фонда планируется под снос, а это 5,5 млн. квадратных метров, на месте которых можно построить 11 млн. квадратных метров нового жилья. Это значит, что останется только каждая шестая пятиэтажка.

Это программа не ближайшей пятилетки…

Безусловно. Дело в том, что сносить в округе более 300 тыс. кв. метров невозможно. Просто не хватит ни мощностей, ни транспортных возможностей. Фактически, если мы запускаем эту программу, то это стратегическая программа для нашего стройкомсплекса на 25 лет вперед. Мы получим совсем другой город, принципиально другой! Построив вдвое больше жилья, мы не только расселим наших жителей из пятиэтажек, мы вообще решим проблему очередников в округе!

А велика ли сейчас в округе очередь на улучшение жилищных условий? И какова динамика в последние годы?

Динамика хорошая. По итогам 2008 года у нас порядка 2200 семей очередников улучшили свои жилищные условия. А в целом за пять лет треть очереди ушло. Было 28 тыс. человек, осталось 20 тысяч. Очень помогло, конечно, Кожухово, где было построено 1 млн. 200 кв. метров жилья. Там много площади пошло для обеспечения жильем военнослужащих, а также молодых семей со всего города, но и для наших очередников жилья хватило.

Еще одним "ускорителем" стало развитие возмездных схем приобретения жилья: социальной ипотеки, субсидий и т.п. Много людей, которые стоят в очереди 10 лет, дожидаются максимальной субсидии в 70%, а оставшиеся 30% стоимости доплачивают сами. Если так пойдет и дальше, то кроме количественного эффекта, мы получим еще и временной. То есть очередь начнет сокращаться "по времени стояния". Сегодня в среднем у нас стоят в очереди 19 лет. Я думаю, когда мы еще тысяч пять расселим, у нас и очередь начнет быстрее сокращаться. В результате мы придем к среднему показателю — менее 15 лет. А когда пойдет реконструкция кварталов, то еще и жители пятиэтажек, которые пойдут под снос, смогут улучшить свои жилищные условия.

Николай Николаевич, все чаще мы слышим разговоры, что свободных площадок под строительство в Москве нет, и все ближе строители подбираются к промзонам…

Готовых свободных площадок нет, это правда. Но я считаю, что мы можем находить места для строительства без вывода промзон. Безусловно, отдельные производственные зоны могут быть выведены, прежде всего, по экологическим требованиям.

Например, в Новогиреево территория Кусковского химического завода будет застраиваться жильем, т.к. завод выведен. В Богородском освободится территория завода "Альфа-Пластик" — также по причине вредного производства. Но это скорей исключение, чем правило. Политика города не в том, чтобы уничтожить промышленность, а чтобы реорганизовать эти территории так, чтобы количество рабочих мест там увеличилось, а промышленность стала более современной.

А освоение территорий за МКАД?

Я вообще не сторонник отселения москвичей за пределы столицы. Особенно молодежи. Что ж мы тогда, извините, в городе оставляем? А за счет чего мы его развивать-то будем? Поэтому я за реконструкцию.

Мы уже касались темы обманутых дольщиков, в каком состоянии сейчас эта проблема?

У нас остались только обманутые дольщики, пострадавшие от компании "Социальная инициатива". Часть из них уже получают ключи от квартир в доме на Наримановской улице. И сейчас в работе последний дом – по адресу: Бульвар Рокоссовского, д. 42, ввод которого запланирован на лето. То есть к концу года мы эту проблему полностью закроем.

Не боитесь из-за кризиса повторения подобных ситуаций?

Ну, во-первых, законодательство изменилось. Такого прямого обмана уже не может быть. Ведь "Новый мир" и "Социальная инициатива" — это были чистые пирамиды. Может быть другое – в сложных условиях может просто "сдуться" инвестор из-за своего финансового положения. В этой связи мы внимательно сейчас следим за ситуацией, ведем мониторинг всех строящихся объектов. Более того, принято решение, что в случае возникновения проблем у инвестора, город готов выкупать у него площадки и дома. Того, что было раньше, мы просто не допустим.

Сколько сейчас в округе строится коммерческих домов?

Возводится 10 домов общей площадью 178,4 тыс. кв. метров. Сложности есть, но остановки строительства у нас нет. Очень тяжелая была ситуация у "ПИКа", но сейчас могу сказать, что они вылезают, и по муниципальному заказу в Гольянове уже сдают дом. "ДОН-строевские" корпуса тоже движутся.

Что с программой "Новое кольцо Москвы"? Нет остановок?

Наоборот, очень быстро строят. Одну высотку на Семеновской уже построили. Сейчас строят у станции метро "Преображенская площадь". За неделю — фактически этаж, без остановок. Работы ведет ЗАО "Монтаж-инвест" — очень надежная структура, она же построила высотку у станции метро "Семеновская".

Высотный комплекс на Преображенке идет с опережением графика на несколько месяцев. Там более 50 тыс. кв. метров офисных площадей, 2 торговых этажа, плюс подземная стоянка на 1200 мест. В следующем году он будет сдан.

Третья высотка появится на Краснобогатырской, 28. Она будет жилая. Я думаю, что строители реально выйдут на стройплощадку в следующем году, а закончат — не ранее 2012 года. Строительство ее задержалось из-за вывода отделения ГАИ. Сейчас здание ГАИ достраивается на ул. Измайловского зверинца, прилегающей к ЧТК.

Жилье в этой высотке будет коммерческим и очередники туда не попадут?

Не попадут, если город не выкупит площади. Это инвестиционный проект, доля города там есть, но в денежном выражении. А в целом город рассматривает возможность выкупа жилья у инвесторов. В частности с "ПИКом" есть договоренность о выкупе жилья в строящемся квартале на месте Кусковского химического завода. Также есть планы по выкупу у них части квартир в жилом доме на проспекте Буденного. Есть договоренность с ДСК-1 по 42-ому кварталу района Ивановского.

А сколько всего будет высоток в округе по этой программе?

Всего порядка 15. Эти три – первые, следующий этап – четыре высотки: в Гольяново — гостиница на месте автовокзала у метро "Щелковская", в Богородском – в квартале 8Б, в Перово в начале Зеленого проспекта и на Соколиной горе на проспекте Буденного. Остальные – в долгосрочной перспективе.

Куда переедет автовокзал?

Он будет строиться недалеко от железнодорожной станции "Черкизово" Московской кольцевой железной дороги, прямо на ЧТК. Этот проект был одобрен на общественном совете, однако сроки его реализации, вероятно, несколько затянутся, в связи с кризисом.

Нет в округе дефицита торговых площадей?

По итогам прошлого года мы даже превысили городской норматив по обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей. Поэтому сказать, что существует дефицит, не могу. Но крупные торговые комплексы строиться будут.

Во-первых, начнется строительство "Ашана" в Косино-Ухтомском. Если все пойдет нормально, в конце этого года строители могут даже выйти на площадку. Это, между прочим, будет самый большой "Ашан" в городе. Он займет территорию порядка 50 гектаров. Помимо торговли там будет крупный спортивный комплекс, и очень большое количество досуговых корпусов. "Маркткауф" продолжает вести разработки в Новокосино, в районе МКАД. Также предполагается на кольце строительство крупных торговых центров в Северном Измайлове и Гольянове.

Когда, наконец, в Новокосино придет метро?

Уже добились! Метрострой начал рыть котлован под станцию. По нашим данным, ввод запланирован на 2010-2011 гг.

Казалось бы, что такое один перегон от Новогиреево до Новокосино? Но мы при этом резко разгружаем Новогиреево. Там сегодня настоящий бедлам из-за большого количества областных автобусов и маршрутных такси. Их всех там не будет.

Во-первых, областной транспорт по максимуму задержится в области, и кольцо пересекать не будет. Во-вторых, там же мы построим перехватывающие парковки. Кроме того, принято решение построить еще один перегон — от Новокосино в Кожухово. Какие комфортные условия создадим людям – прекрасный микрорайон в Салтыковском лесопарке, с конечной станцией метро. Я думаю, в Кожухове после этого цены на вторичное жилье подскочат сразу раза в полтора!

Плюс к этому — принято решение строить еще одну, совсем новую линию, которая пойдет от станции "Авиамоторная" в Кожухово и на Люберецкие поля. Но это дальняя перспектива.

Как продвигается строительство участка Четвертого Транспортного кольца?

Четвертое кольцо уже вовсю строится — участок от ул. Аносова в Перово через шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе со всеми развязками. И сейчас мы начали освобождать площадку для строительства второго участка, от Измайловского до Щелковского шоссе.

Ускоренными темпами идет строительство Северной рокады. За кольцом в Косино-Ухтомском уже есть готовые участки. В этом году строители вышли на площадку по строительству развязки на МКАД из Косино-Ухтомского в Вешняки. Также идет рабочее проектирование участка между МКАД и ЧТК вдоль Рязанской железной дороги с выходом на ул. Аносова и ЧТК. Обе развязки уже строятся, и если мы проложим этот 6-километровыйучасток дороги, мы получим сразу очень мощный въезд в Москву. Это современная магистраль четырехполосная, без светофоров, без пересечений, которая даст возможность выйти и на ЧТК, и на проспект Буденного. Люди из Перова, Новогиреева и Ивановского смогут въезжать в центр, минуя шоссе Энтузиастов. Мы получаем возможность выезда из Вешняков, где просто "бермудский треугольник" – две железные дороги и МКАД. И наши районы, которые находятся за МКАД – Новокосино и Косино-Ухтомский – тоже получат дополнительный въезд в город. Это разгрузит и шоссе Энтузиастов и Рязанский проспект. Очень мощное решение.

А Щелковское шоссе?

Проблемы тут две, одну из которых решить пока не удается. Она заключается в том, что пять рядов Щелковского шоссе упираются в один ряд в области. И тут все зависит от федералов.

А вторую проблему мы постараемся решить расширением 2-ого Иртышского проезда. Это улица идет через промзону, жилья вокруг нее нет. В результате от Уральской улицы до ЧТК получим дублер Щелковского шоссе. Документацию из экспертизы потихоньку "вынимаем", и в этом году, если ничего больше не случится, строители приступят к работе.

Как-то поутихли разговоры о скоростном трамвае…

Нет, проект не закрыт. И первая линия пойдет как раз у нас, по шоссе Энтузиастов.

Это инвестиционный проект?

Планируется он как проект госудаственно-частного партнерства. Т.е. четверть средств вкладывает город, три четверти — инвестор. При этом стоимость билетов на скоростной трамвай не превысит городских расценок. Проект будет реализован, но по срокам еще нет ясности. Причина? Решение резко ускорить темпы строительства метро. Я думаю, что в нашей ситуации просто метро "скушало" те деньги, которые были запланированы на трамвай.

Т.е. пока не реализуют планы метростроя, к "трамвайному" проекту не приступят?

Скорее всего – да. Я так думаю, что подвижки по скоростному трамваю начнутся лет через пять, не раньше.

Но есть проблемы и у обычных трамваев. Есть места в городе, и на востоке в частности, где трамвайные линии, мягко говоря, мешают…

Есть трамвайный круг на станции метро "Семеновская" — ужасно мешает! Не потому что трамвай, а потому что сделано так, что абсолютно перегораживает движение по Измайловскому валу. Все там просто встает. Этот круг, конечно, нужно убрать, и изменить схему маршрутов трамваев. Мы уже обсуждали этот вопрос и с Мосгортрансом, и с руководством города. Когда будем делать документацию на реконструкцию перекрестка Ткацкой улицы с Измайловским Валом, обязательно это предусмотрим. Постараемся включить эти работы в инвестиционную адресную программу города на следующий год.

Интервью подготовила Оксана Олишевская


Горячие
темы

Курс валют

USD

78,78

- 0,90

EUR

92,43

- 0,59

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

175,246
($2,578)

Курс валют

USD

78,78

- 0,90

EUR

92,43

- 0,59

Жилая недвижимость

Цена кв.м. (по IRN)

175,246
($2,578)

Бюджет покупки

(по bnMAP.pro)

13,510,000
$203,894

-1.254%

%
Коммерческая недвижимость

Цена кв.м. (по RRG)

8,995,000
($140,655)


Объекты

238
(295 тыс. кв.м)


Подписка