Интервью 29 апреля 2009 г. 13:35

Префект Северо-Восточного административного округа Москвы Ирина Рабер: "Кризис конечен, и мы его переживем"

В этом году на всеверо-востоке столицы не будет начат ни один новый объект

Реальная ситуация в Москве такова, что властям города как минимум в 2009-2010 годах придется "сушить" бюджет. Об этом неоднократно заявлял мэр столицы Юрий Лужков. Как уже отразился кризис на планах развития самого густонаселенного округа Москвы в интервью "Интерфаксу" рассказала префект СВАО Ирина Рабер.

Ирина Яковлевна, мэр Москвы объявил о продлении программы сноса пятиэтажек первого периода индустриального домостроения. Как она продвигается у вас в округе?

Для нас программа сноса жилых домов "сносимых" серий изначально была очень масштабная. На начало реализации этой программы в округе было 264 таких дома, что составляло 933,6 тыс. кв. метров. На 1 января 2009 года у нас снесено 134 дома общей площадью 463 тыс. "квадратов". Нетрудно посчитать, что осталось снести чуть менее 50%. Это, конечно, громадный объем, который не выполнить за этот год.

Что помешало выполнить в срок?

Программу тормозили несколько проблем, одна из которых - высокая плотность застройки в округе, а также дефицит свободных мест под строительство стартовых домов для переселения. А тут еще и кризис, поэтому свои планы, которые мы намечали на этот год, выполнить не сможем. Просто в силу серьезных проблем с бюджетными ресурсами. Поэтому программа сноса таких пятиэтажек у нас сдвигается на два года, и завершим мы ее только в 2012 году. И то, если ситуация с кризисом не будет ухудшаться.

Сколько в этом году будет снесено таких домов?

Изначально было запланировано к сносу 70 домов. Но 9 зданий, построенных в конце прошлого года, были переданы под заселение на несколько месяцев позже намеченного. Сейчас принято решение снести в 2009 году 20 домов площадью чуть более 70 тыс. квадратных метров. В настоящее время из них снесено пять, и к середине года будет снесено еще 15.

Где осталось наибольшее количество таких домов?

Самые большие остаточные объемы у нас, прежде всего, в Южном Медведкове, Свиблове, Северном Медведкове, и в Бутырском районе. Небольшое количество осталось в Марьиной роще, Бабушкине, Алтуфьеве и Останкине.

Недавно Ю.Лужков объявил о том, что после сноса пятиэтажек "сносимых" серий, власти примутся и за все остальные. Вы по округу прикидывали, какой это объем?

Конечно, мы прикидывали, но я не могу сказать, что все пятиэтажки будут снесены. Существуют достаточно крепкие, т.н. сталинские дома, жители которых сами против их сноса. Сносить будут те дома, которые не попали в определение "сносимых" серий, но, тем не менее, они ветхие, с деревянными перекрытиями, и без подвалов.

Много таких в СВАО?

Под 3 млн "квадратов", а если быть точной, то 2 млн 773 тыс. кв. метров.

Когда вы сможете приступить к их сносу, и сколько это может занять времени?

Все будет зависеть от того, как скоро нас покинут кризисные явления, и как быстро мы завершим программу сноса домов "сносимых" серий. Я бы не взялась сейчас делать каких-то прогнозов. К тому же нужно не забывать, что помимо программы сноса пятиэтажек, мы должны и программу "Молодой семье доступное жилье" обеспечивать, и социальную ипотеку продолжать, и очередникам выделять жилье. Должен соблюдаться баланс интересов всех категорий граждан. Мы, конечно, в последний год отдавали приоритет программе сноса пятиэтажек. А ведь, как ни странно, иногда условия проживания семей в пятиэтажном фонде лучше, чем у наших очередников, которые живут в другом жилье.

Насколько большая сейчас очередь в округе?

В настоящий момент у нас 21,5 тыс. семей стоят в очереди на улучшение жилищных условий. Из них почти половина людей являются очередниками более 10 лет. Также 8 тыс. семей из общего числа очередников – льготники.

Очередь сокращается или увеличивается?

За последние четыре года очередь сократилась на 5 тыс. человек. А в целом ежегодно от 2 до 3,5 тыс. человек решают свои жилищные проблемы с помощью города, и почти половине из них предоставляются квартиры на безвозмездной основе. Более того, в пятиэтажках, ветхих и аварийных домах проживает 10% очередников, поэтому, расселяя такие дома, мы также сокращаем нашу очередь.

А сколько очередников получат квартиры в этом году?

Вопрос очень непростой. Ведь мы, когда составляем планы на очередной год, рассчитываем, что бюджетное финансирование строительства жилья будет обеспечиваться в полном объеме. А в связи с кризисом планы корректируются, и на сегодняшний день нам по северо-востоку пока подтвердили финансирование строительства только пяти жилых домов.

Это дома для очередников?

Нет. Это бюджетное финансирование строительства домов по всем социальным программам. Это и для очередников, и для переселения, и молодым семьям...

Но это мало…

Это очень мало! Посмотрим, как будет развиваться ситуация дальше.

А сколько предполагалось построить домов в округе в 2009 году до вмешательства в эти планы кризиса?

Страшно даже называть – 40, а в результате получим только 5: один в Свиблове, один в поселке Северный, и 3 в Медведкове. Еще один задельный дом в Лианозове.

Но ведь идет хорошими темпами застройка того же Марфина?

Да, действительно, мы в прошлом году, застроив часть территории совхоза "Марфино", получили очень приличное количество площади - более 90 тыс. кв. метров жилья. Это дало нам возможность продолжить переселение жителей из районов Останкино и Марьиной рощи. Мы предполагали, что и в этом году бюджет выделит средства для дальнейшего освоения этой площадки, но пока такой возможности нет. И пока там инвестор сам за счет своих средств будет продолжать строительство.

То есть в Марфине в этом году не будет социального жилья?

Мы бы очень хотели, чтобы город там присутствовал, но пока бюджет этого нам не подтвердил.

И какой выход из этой ситуации, ведь 5 домов из 40 – серьезный удар?

Мы обсуждали это с Владимиром Иосифовичем (руководитель стройкомплекса города, первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир Ресин - ИФ). Он говорит, что сейчас город будет обращаться к инвесторам. Но для нас строительство на инвестиционной основе неприемлемо, потому что в этом случае нам будет не хватать реальной площади. Ведь мы сейчас точки застройки и серии домов сбалансировали по своей потребности. Нам нужен определенный набор однокомнатных, двухкомнатных и трехкомнатных квартир. И все это нужно еще состыковать, и "положить" на географию округа.

Но ведь и инвесторы сейчас чувствуют себя не очень хорошо...

Плохо они себя чувствуют. И они, конечно, хотели бы сейчас, чтобы город соинвестировал строительство жилья, однако нам сейчас не позволяет это делать существующее федеральное законодательство. Мы не можем вместе с ними финансировать строительство домов, как делали это раньше, и это очень плохо, ведь мы, таким образом, друг другу помогали.

Может быть, тогда стоит вернуться к практике выкупа готового жилья?

Это дороже для города и сложнее для инвесторов. Потому что тогда инвестору для того, чтобы построить вначале дом, нужно найти заемные деньги, которые сейчас очень дорогие и "короткие". А в итоге все это ляжет в себестоимость строительства, и тогда город будет платить намного дороже. Поэтому нам, конечно, проще "войти" в свою долю, как мы делали это раньше. Я не знаю, может быть, это решение будет пересмотрено на федеральном уровне.

Особенно сейчас, когда всем тяжело…

Да. Если сейчас человек хочет купить квартиру у инвестора, и если он будет знать, что этот проект соинвестирует город, у него доверие к этому проекту сразу возрастет. Это стимулировало бы приток в строительство денег индивидуального застройщика. Но пока такого решения нет.

Ирина Яковлевна, а что с программой капремонта жилого фонда?

Всего по программе капремонта в округе с 2008 по 2014 годы должно быть отремонтировано 1545 домов общей площадью 13 тыс. 528 кв. метров. В прошлом году мы провели капремонт в 181 доме (1 тыс. 536 кв. метров), в этом году планировалось отремонтировать 219 жилых зданий на сумму почти 4 млрд рублей. На данный момент мы провели целый ряд конкурсов на ремонт более чем 50 домов. И компании, которые заключили инвестиционные контракты, уже вышли на свои объекты. Но в силу того, что финансирование и на эту статью расходов также сократилось, то и количество объектов пока увеличено не будет. Пока новых конкурсов проводиться не будет, поэтому можно сказать, что мы планируем выполнить капремонт в этом году 50 жилых домов.

Не секрет, что в городе практически нет свободных площадок под строительство, но все-таки существует некий резерв территорий. Каков этот резерв на северо-востоке, и где мы в будущем сможем увидеть новые жилые кварталы?

Резерв есть. Прежде всего, это территория Северянинского грузового двора в Ярославском районе. С одной стороны эта территория ограничена Лосиным островом, с другой стороны железной дорогой. Эта территория тяготеет к жилью, так как далее там вдоль Ярославского шоссе идет сплошная жилая застройка. Поэтому, если бы мы освободили ее, переместив грузовой двор за пределы города, то она могла бы стать площадкой для дальнейшего строительства жилья.

А сколько там можно построить?

Порядка полумиллиона квадратных метров. Существует еще одна резервная территория Рижского грузового двора. Он ограничен Сущевским валом и железной дорогой. Кроме того, эта территория находится на границе с Центральным округом, и, конечно, жилье там 100% было бы востребованным и престижным. Для этого нужно провести очень большие работы по перебазированию этого двора, а эта уже задача, которую нельзя решить без федеральных властей, потому что это зона "РАО РЖД". Поэтому и решение будут принимать федералы и руководство РЖД. Должны быть найдены деньги для опережающего строительство грузового двора на другой территории, и только после этого можно приступить к рекультивации и застройке. Понятно, что это не быстрая задача.

Сколько в общей сложности можно построить в округе за счет существующего резерва?

Получается, что около миллиона квадратных метров жилья мы можем построить.

Из-за дефицита земли многие присматриваются к промзонам. Сколько таких зон в СВАО и какова их судьба?

У нас 8 промышленных зон, и все они будут в определенной степени реорганизованы. Однако это не говорит о том, что они целиком утратят свою функцию - этого нельзя допускать. Москва - в том числе город промышленности, и места приложения труда здесь должны оставаться. Другое дело, что эффективность использования территорий промзон, безусловно, должна повышаться. Зачастую территория предприятия большая, а на ней стоят одноэтажные складские помещения и малоценные строения. Нужно более рационально использовать землю, в том числе и под промышленную функцию, и под малый бизнес, и под строительство административно-офисных помещений. Таким образом, эти территории станут многофункциональными.

Однако ни одна из промзон полностью выведена не будет?

Совершенно верно. Уже сейчас многие территории промзон трансформировались. Вот возьмем, территорию предприятия "Энерготехпром". Это была большая территория порядка 20 га, после реорганизации там частично осталось производство, а на части территории уже сейчас построено жилье.

Территории за МКАД будут в дальнейшем осваиваться? В поселке Северный завершено строительство?

Не совсем, но большая часть территории поселка уже застроена. Еще будет построен небольшой объем жилья, и в результате общая площадь жилой застройки в Северном дойдет до 1 млн. кв. метров. Будет застраиваться территория в районе северной водопроводной станции, но она граничит с природным комплексом, поэтому там большие ограничения по плотности и высоте застройки. Плюс мы планируем построить малоэтажное жилье на территории Дмитровской агропромышленной опытной станции. А в остальном развитие поселка подходит к своему финишу, и дальше у нас начинаются территории Московской области. Поэтому вширь расти наш округ уже вряд ли будет, будем работать внутри.

Вы уже упомянули Рижский грузовой двор. В прошлом году стало известно, что Рижский вокзал будет упразднен.

Да, он переместится на Ленинградское направление. Там с точки зрения возможности перепустить поезда сложности никакой нет. Они могут прекрасно приходить на Комсомольскую площадь, но здание Рижского вокзала при этом сохранится. Оно имеет историческую ценность, и это очень красивое здание, которое РЖД планирует использовать под музейно-выставочные цели.

Когда это произойдет?

Неизвестно. Это зависит от финансовых возможностей РЖД.

А сроков они не называют?

Уже нет. Вероятно, сейчас в период кризиса вывод вокзала для них не самое актуальное мероприятие.

Есть ли в ваших планах развитие территории Савеловского вокзала?

Савеловский вокзал живет и здравствует, более того, его жизнь сейчас активизировалась, потому что с него отправляются экспрессы в аэропорт Шереметьево. В реконструкции сам вокзал не нуждается, он находится в приличном состоянии. Однако там назрела необходимость в строительстве перехватывающей парковки. Люди, которые едут в то же Шереметьево, могли бы оставлять там свои машины.

Где именно должна появиться такая парковка?

Непосредственно на площади рядом с вокзалом. Было несколько вариантов реорганизации этой территории, в том числе даже грандиозные проекты с застройкой там высоток, но пока дальше архитектурных изысков дело не пошло.

То есть пока строительство парковки находится на уровне желаний?

Пока это проработки. Это должен быть инвестиционный проект, и для его реализации должен найтись инвестор.

Ирина Яковлевна, как продвигается реконструкция ВВЦ?

Ситуацию на ВВЦ надо разделить на две части. Первая - это строительство МВК (Международный выставочный комплекс). А другая – это реставрация, реконструкция и развитие остальной части ВВЦ. Конечно, концепция реконструкции существует, но я думаю, что сейчас она тоже должна претерпеть некоторые изменения. Было предложение этот вопрос заслушать на ближайшем совете директоров ВВЦ. Ведь то, какими темпами предполагалось строительство МВК, сегодня невозможно. Бюджетные деньги сейчас город на реализацию этого проекта направить не может.

Что это значит, вы будете искать инвестора?

Это значит, что мы можем или отложить сроки строительства, если город хочет продолжать инвестировать этот проект, или можем привлекать к этой работе инвесторов. Такой вариант тоже существует, но его нужно осмыслить, потому что территория ВВЦ неделимая, и это представляет определенные сложности при привлечении инвестиций. Инвесторы захотят получить свой обособленный участок, а это сделать невозможно, потому что территория ВВЦ - эта территория природного комплекса, и это памятник исторического наследия, там есть масса ограничений по строительству. Может быть, будут выделены какие-то первоочередные участки, на которые нужно обратить особое внимание.

Что вы можете предложить инвестору?

Там есть территории, которые входят в запрудную зону ВВЦ, они должны развиваться как зоны рекреации, и на эти проекты инвесторы могут найтись.

В прошлом году вы сдали первую очередь МВК, в этом году должны были построить большую часть второй. Что сейчас происходит?

Ничего. Первую очередь построили, а дальше пока проектируем. Строительство приостановлено и не ведется. Денег нет.

О какой сумме идет речь?

Громадная сумма, миллиарды рублей.

А точнее?

Точнее сказать нельзя, потому что до конца не утверждены технико-экономические показатели объекта. Когда завершатся работы по определению охранной зоны памятников и особо-охраняемых территорий, мы сможем получить предельные цифры проекта. Вторая очередь комплекса – это порядка 170 тыс. кв. метров, а дальше можно посчитать примерную сумму, умножив это на цену квадратного метра. Если взять цену за метр порядка $3 тыс., то уже получим более $500 млн, и это только чистое строительство без инженерии, отделки, и оборудования.

Какой был срок его сдачи до кризиса?

2011, 2012 года. Сейчас я не могу назвать дату, утвержденных сроков пока нет.

А какая ситуация с главным входом и знаменитым памятником "Рабочий и колхозница"?

Сейчас бюджетные деньги выделены в полном объеме на реставрацию памятника и строительство постамента. Поэтому сроки установки памятника не корректировались, самое позднее - начало следующего года. Также принято принципиальное решение о строительстве подземных парковок под площадью у северного входа. И сейчас мы ждем решения, за чей счет будет строиться этот паркинг.

Ирина Яковлевна, как обстоит дело с транспортными объектами? Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства уже объявил о сокращении бюджета вдвое.

И нам "срезали".

Начнется ли в этом году реконструкция вашего участка Дмитровского шоссе?

Нет. Началось строительство объездной дороги, но пока мы не знаем сроков окончания строительства этой дороги. А пока не закончат объездную дорогу, к Дмитровке не приступят. Поэтому в этом году реконструкция Дмитровского шоссе у нас не начнется.

Что с Крестовским путепроводом?

Тоже тяжелая ситуация. На последнем совещании мы попросили строителей хотя бы завершить основные работы в этом году, а второстепенные уже перенести на следующий год. Если удастся, то к концу года по путепроводу откроем движение.

Будет ли начаты работы по расширению Ботанической улицы?

К сожалению, опять я вынуждена ответить "нет". В этом году не будет начат ни один новый объект.

В этом году было запланировано открытие двух новых станций метро: Достоевской и Марьиной рощи?

Да, должны были. Но оптимизация коснулась и планов развития метрополитена. Поэтому ни Достоевская, ни Марьина роща в этом году не откроются. Мы даже рассматривали возможность открыть Марьину рощу первой, минуя Достоевскую, так, как это было с Трубной площадью. Но при сокращении бюджета на строительство объектов метро вдвое, это не реально.

Это печально…

Конечно, печально. Утешаемся только тем, что Марьина роща так и остается первоочередной. И в следующем году сначала сдадут ее, а потом Достоевскую. И это оправдано, потому что Марьина роща находится в центре жилого массива, тут метро просто необходимо.

Трудный период переживает город…

И не только город - страна и весь мир. Но кризис конечен, и мы его переживем, я уверена.

Беседовала Оксана Олишевская

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще