Интервью 22 июня 2009 г. 16:56

В условиях кризиса ни одна жилищная программа в Москве не прекращена – Николай Федосеев

Первый заместитель руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы рассказал о том, что ждет собственников столичного жилья

Только за последние три года "очередь за квартирой" в Москве сократилась более чем на 50 тыс. семей. И, несмотря на кризис и очевидное снижение объемов строительства, столичные власти пока стараются выполнить свои обещания – обеспечить около 15 тыс. московских очередников бесплатными квадратными метрами в этом году.

О том, как продвигается квартирная очередь в городе, возможно ли в будущем свести ее "на нет", чего ждать очередникам от социальной ипотеки, и какие новые обязанности ожидают собственников московских квартир, рассказал в интервью "Интерфакс-Недвижимости" первый замруководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда столицы Николай Федосеев.

Николай Викторович, сколько в Москве жителей стоят в очереди на улучшение жилищных условий, в народе называемой "очередью за квартирой"?

На сегодняшний день в очереди на улучшение жилищных условий в Москве состоит 144 тыс. семей. Это менее 5% от общего количества населения Москвы, если исходить из последних статистических данных, по которым сейчас в нашем городе проживают 10,5 млн. москвичей.

Какова динамика очереди последних лет? Уменьшается?

Очередь сокращается, и солидно. На начало 1991 года в очереди стояло 218 тыс. семей, в 2005 году - 197 тыс. Динамика хорошая, и это ответ на некоторые заявления о том, что очередь стоит на месте. При этом если смотреть 1991 и 1992 года, то мы увидим, что из тех людей, которые тогда состояли на жилищном учете, сейчас в очереди осталось 7% или 15 тысяч семей. То есть за год город может их обеспечить. Но мы не считаем, что у нас все замечательно, хотя, конечно, работа идет. Пока у нас хотя бы одна семья остается в очереди, которая встала туда 20 лет назад, для нас это, недостаток. Недостаток нашей работы и жилищной политики Москвы.

Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. Все очередники имеют право получить бесплатную площадь по договору социального найма в порядке очередности, исходя из даты постановки на жилищный учет. Но обстоятельства у всех людей разные. Кто-то живет в отдельной квартире с членами своей семьи, а кто-то в коммунальной, у кого-то соседи нормальные, а у кого-то алкоголики, у кого-то дети, слава богу, здоровы, а у кого-то, к сожаленью, больны. И здесь мы встаем перед морально-психологическим выбором, находимся под большим давлением. Как поступить в каждой конкретной ситуации?

Ведь в Москве исторически сложилась такая система, что решение принимает не один чиновник: вот этой семье дать, а этой нет. Сначала рассматривает вопрос общественно-жилищная комиссия при префектах, далее подписывается распоряжение о предоставлении такой-то семье такой-то квартиры префектом округа. На основании этого распоряжения департамент жилищной политики подписывает уже договор с конкретной семьей на конкретную квартиру. Это десятки человек, которые вовлечены в процесс принятия решений.

Если бы было все просто, как написано в статье 57 жилищного кодекса "давать в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет", то не надо десятка человек – достаточно одного компьютера. Но ведь везде свои обстоятельства, свои жилищные условия, и иногда мы фактически идем на нарушение закона, и какой-то семье даем площадь чуть раньше, чем положено, исходя из ее конкретной ситуации.

Какие необходимые условия для постановки на жилищный учет?

Это гражданство РФ, проживание в Москве не менее 10 лет, не ухудшение жилищных условий последние 5 лет, и менее 10 кв. метров площади квартиры с учетом лоджий и балконов на каждого члена семьи.

И вот тут опять порой возникают казусы. А что делать с теми, у кого на члена семьи приходится, например, 10,1 кв. метров? Такие ситуации случаются и достаточно часто. В этом случае общественная комиссия внимательно изучает условия жизни. И бывает, что выносится положительное решение, потому что у кого-то 9,9 кв. метров на 1 члена семьи, а у кого-то 10,1, а жилищные условия у последних бывают хуже. Сразу оговорюсь, речь идет о сантиметрах, а не о метрах сверх нормы, и только в порядке исключения.

Мы все-таки строим правовое государство, мы стараемся, безусловно, четко исполнять законодательство РФ и города Москвы. Более того, мы стараемся совершенствовать жилищное законодательство. В новый Жилищный кодекс мы постоянно предлагаем вносить те или иные поправки, чтобы не было белых пятен и двоечтений, которыми пытаются пользоваться и наши граждане, и недобросовестные чиновники.

Если смотреть на динамику очереди, то получается, что в год в среднем порядка 10 тыс. очередников получают квартиры.

Не совсем так. Почему в 1991 году была такая очередь? Если вспомнить, то это была кризисная ситуация в государстве. Так вот, по сравнению с тем временем в последние пять лет мы резко увеличили объем жилплощади, которую мы направляем на выполнение городских жилищных программ. Если мы еще совсем недавно, лет 10 назад, на очередников направляли чуть более 400 тыс. кв. метров площади в год, что составляет порядка 6-7 тыс. квартир, то сейчас мы таких квартир направляем 15 тыс. Это стало возможным за счет развертывания новых жилищных программ, обеспеченных городскими ресурсами.

А сколько очередников будут осчастливлены в этом году?

Мне сейчас сложно ответить, сколько конкретно очередников будут обеспечены квартирами в этом году.

Почему?

Потому что в городе только идет программа строительства жилья. По многолетнему опыту могу сказать, что мы порядка 70% площади получаем в конце года – в ноябре и декабре. Сколько из запланированной жилой площади будет достроено в этом году, а сколько перейдет на следующий год, я не могу сказать.

По нашему плану в этом году у нас планируется 15-16 тыс. квартир на очередников направить, но будет ли все достроено в этом году, я не знаю. Ведь мне по квартирам очень легко отчитываться, мне с квартирами более-менее все понятно, но очереднику наши победные рапорты о том, что дома сданы, не греют душу. Дома могут быть действительно сданы, стоять себе с отделкой. Но мы их не начинаем заселять, пока нет инженерных коммуникаций, транспортной инфраструктуры, благоустройства. И пока этого не будет, очередника мы туда заселить не имеем права.

Я не просто так задала вопрос именно про этот год. Тревожные сигналы уже поступают. В СВАО в этом году из 40 запланированных к строительству домов, будет построено только пять. И это на все программы: и на очередников, и на переселенцев, и молодым семьям. А если рассматривать округ как модель города, то можно понять масштаб катастрофы.

Катастрофы все-таки, наверное, нет. Есть сложности, и они не маленькие. Однако, по состоянию на сегодняшний день, у нас никаких корректировок в части жилищной программы нет.

У меня сегодня есть постановление правительства Москвы 774-ПП, в котором сказано, что я на все жилищные программы должен получить 2,5 млн. кв. метров жилья. Сколько из них получат очередники и переселенцы, а сколько перейдет на следующий год, я вам смогу сказать только по осени. А вообще ситуация по разным округам разная. Да, может быть, в одном из округов в связи с проблемами освоения территорий из 40 домов вводится пять, в других округах ситуация может быть лучше.

То есть пока ваши планы не корректировались?

Пока что наши планы по предоставлению квартир очередникам в этом году не корректировались. Мы планируем где-то в сентябре "выходить" на правительство Москвы с программой корректировки, если она будет, и то только после того, как департамент экономической политики и развития Москвы утвердит скорректированную общегородскую экономическую инвестиционную программу.

А реально ли вообще когда-нибудь свести эту очередь "на нет"?

"На нет" – не реально. Дело в том, что всегда в нашем государстве и городе будут появляться новые семьи, люди будут рождаться дети, у которых частично будут возникать жилищные проблемы. У каждой семьи рано или поздно они возникают.

Другое дело как они решаются: самостоятельно или при помощи города или государства. Ведь в 40 статье Конституции сказано: каждый имеет право на жилище. Но там есть очень серьезное дополнение: малоимущим и иным указанным в законе гражданам жилые помещения из государственного и муниципального фонда предоставляются бесплатно, либо за доступную плату. Так вот, в Москве 5% населения города имеют право на помощь от города, а 95% либо не нуждаются в улучшении жилищных условий, либо, если им кажется, что их жилищные условия хуже, чем им хотелось бы, могут самостоятельно, путем приобретения жилья на рынке или другими путями, улучшать свои жилищные условия.

Всегда, в любом в самом богатом и обеспеченном государстве мира, где на каждого приходится в среднем 40 кв. метров площади, а не 20 с небольшим, как у нас, появляются люди, которым государство оказывают помощь по обеспечению их социальным жильем.

Какова тогда для Вас приемлемая очередь?

Сложно сказать, но хотелось бы, чтобы люди улучшали свои жилищные условия не через 20 лет после того, как они написали заявление, а в разумные сроки. Для меня кажется приблизительно разумным трехлетний срок. А дальше все зависит от тех ресурсов, которыми располагает город, и которые он сможет направлять на их обеспечение.

То есть если в очереди стоит 100 тыс. человек, и за три года нужно их обеспечить, то вот где-то по 33 тыс. квартир в год город должен направлять. Естественно, что это нереально, поэтому очередь соответственно должна быть гораздо меньше. Если отталкиваться от возможностей города направлять на очередников по 10 тыс. квартир в год, то приемлемая очередь в Москве должна быть порядка 30 тыс. человек.

И чтобы добиться этого, понадобится не одно десятилетие?

По большому счету – да. Я смотрю телевизор, читаю газеты, где на федеральном уровне говорят, что в 2010 году кризис в стране еще будет продолжаться. Поэтому я понимаю, что на какие-то новые программы и ресурсы рассчитывать не приходится.

Задача стоит очень жестко – сохранить хотя бы те ресурсы, которые у нас сложились в прошлые годы. Раньше, до кризиса мы планировали, что к исходу 2010 года очередь, которая у нас сложилась до 2005 года, и максимальный срок ожидания получения от города квартиры сократятся в 2 раза. Сейчас, к сожалению, мы видим, что не сможем это сделать.

И насколько отодвинутся сроки?

Вы знаете, сложно сказать, гадать – дело неблагодарное. Но я думаю, что как минимум до 2015 года.

Николай Викторович, помимо бесплатного жилья, в городе много возмездных программ получения квартиры.

Да. У нас очередь 144 тыс. семей, из них порядка 127 тыс. семей встали на учет до 1 марта 2005 года, т.е. до введения в действие нового Жилищного кодекса. Все эти "старые" очередники имеют право на получение бесплатного жилья по договору социального найма, но в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет. Но если они хотят ускорить улучшение своих жилищных условий, они могут поучаствовать в городских возмездных жилищных программах, среди которых предоставление безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья за счет бюджета города. В этом случае мы даем не квадратные метры, а деньги на приобретение квартир на рынке недвижимости.

Вторая программа – купля-продажа квартиры с рассрочкой платежа. Суть программы заключается в том, что город строит за счет бюджета дом и продает квартиры очередникам по фактической себестоимости строительства с повышающими или понижающими коэффициентами, в зависимости от того, когда человек встал на учет, с рассрочкой платежа до 15 лет.

Следующая программа – это купля-продажа квартир с использованием кредитно-заемных средств, или с использованием ипотеки. Тут тоже самое – город строит квартиры, продает их по себестоимости, но в данном случае рассрочку предоставляет не город, а банк. То есть город получает 100% стоимости квартиры сразу, из них человек 30% стоимости квартиры платит в бюджет сам, а на 70% его кредитует банк сроком до 30 лет. Все эти схемы действуют, в условиях кризиса ни одна городская жилищная программа не прекращена, и я надеюсь, не прекратится.

Как обстоит дело с очередниками, которые участвуют в программе покупки жилья на условиях социальной ипотеки?

В этом году на программу социальной ипотеки мы хотим направить около 3-3,5 тыс. квартир. Программа, естественно, сейчас испытывается на прочность, потому что это, в первую очередь, ресурсы банков, которые они направляют на кредитование.

В прошлом году в этот период у банков не было никаких проблем привлечь, в том числе на западе, дешевые кредиты. Кто-то привлекал под 5%, кто-то под 7%. Но это позволяло нам выдавать кредиты нашим очередникам под 10,5% годовых в рублях. Это была самая низкая ставка на рынке. Еще в начале осени 2008 года мы обсуждали вопрос о снижении это процентной ставки с 10,5 до 9,5-9,7% годовых.

Но тут разразился кризис, и все эти дешевые кредиты, которые можно было привлекать с рынка, практически иссякли. Плюс ко всему ставка рефинансирования Центробанка выросла, и кредиты подорожали. Мы были вынуждены поднять ставку до 11,7%. Немного, но все же. По сравнению с тем, что большинство банков сейчас кредитует под 17-18%, то сами понимаете, что 11,7% - это более чем доступная ставка.

А сколько очередников уже участвуют в программе? И нет ли проблем с платежами, принимая в расчет кризисную ситуацию?

Более 10 тыс. семей уже взяли кредиты. Конечно, у людей тоже возникают сложности – кто-то потерял работу, у кого-то "срезали" зарплату. Но пока ни одного так называемого дефолта заемщика по социальной ипотеке у нас, слава богу, нет. Почему? Прежде всего, потому, что смысл социальной ипотеки не в низкой процентной ставке по кредиту, а в низкой стоимости квартиры, которая приобретается.

Человек покупает жилье по себестоимости строительства. В прошлом году себестоимость 1 кв. метра в Москве составляла около 30-35 тыс. рублей. Это в несколько раз, раза в четыре как минимум, ниже, чем на рынке. В результате этого тело кредита гораздо меньше, чем при приобретении жилья на рынке. И, соответственно, ежемесячные выплаты человека по кредиту и процентов по нему, тоже в несколько раз ниже, чем на рынке. То есть, допустим, при кредите на 15 лет, выплаты получаются порядка 5 тыс. рублей за среднюю двухкомнатную квартиру. При этом резко снижаются требования к платежеспособности семьи: при таких выплатах доход семьи из 3 человек должен составлять 28 – 30 тыс. рублей в месяц.

Буквально на днях мы обсуждали с Московским ипотечным агентством нашу схему, и они говорят, что в последнее время у нас средний размер кредита снизился до 300-500 тыс. рублей. За счет чего? Мы в конце 2007 года ввели новую систему ценообразования на то жилье, которое наши очередники приобретают у города, в том числе по программе "Социальная ипотека". Я говорю о тех самых повышающих и понижающих коэффициентах.

Допустим, я стою в очереди 10 лет, тогда я с коэффициентом 1 покупаю эту площадь. То есть это 30-35 тыс. рублей за квадратный метр, но если я стою больше 10 лет, то идет система понижающих коэффициентов вплоть до коэффициента 0,3. А что такое 0,3 по отношению к цене 35 тыс. рублей? Это 10-12 тыс. рублей за кв. метр! Вот и получается, что у нас в программу возмездного жилья пошли очередники, которые уже давно встали в очередь, и которым уже вот-вот может подойти бесплатная квартира по социальному найму. Но, тем не менее, они туда пошли, потому что можно, прежде всего, сразу оформить квартиру в собственность, ведь у некоторых было использовано право на бесплатную приватизацию, а квартиру хочется получить в собственность.

Кроме того, некоторые граждане хотят жилплощадь большего размера. Ведь социальный найм в этом смысле жестко ограничен нормами – 18 кв. метров площади жилого помещения на человека. А по социальной ипотеке допускаются более широкие рамки, вплоть до комнаты на каждого члена семьи. И если средняя семья из трех человек по социальному найму получит 2-х комнатную квартиру площадью порядка 54-60 метров, то по социальной ипотеке они смело могут приобрести трехкомнатную квартиру площадью 75-80 кв. метров. Но нам главное не то, сколько человек платит, а то, что он улучшает свои жилищные условия, получает квартиру на тех условиях, на которые он согласился. Это доказывает, что программу мы сделали для людей привлекательную, которая городу позволяет решать социальную проблему. И она работает.

Как Вы уже сказали, в этом году около 3,5 тыс. квартир будет выделено для продажи очередникам по социальной ипотеке. Получается, что вы рассчитываете на то, что и в этом году, несмотря на кризис, люди будут брать кредиты?

Да. Более того, сейчас город принял решение поддержать Московское ипотечное агентство, которое, по сути, является банком со 100% участием города. В условиях того, что на финансовых рынках сейчас практически отсутствуют дешевые финансовые кредиты на длительный срок, т.н. "длинные кредиты", город решил поддержать агентство, и выделает ему средства для кредитования очередников. В этом нет ничего экстраординарного, посмотрите, сколько РФ закачало денег в АИЖК. Там идет речь о сотнях миллиардов рублей.

На поддержку МИА идут городские деньги?

Да, к сожалению, РФ нам здесь никак не помогает. АИЖК также не помогает нашему московскому агентству.

Насколько это большая сумма?

Около пяти миллиардов рублей

На этот год или вообще?

Пока вообще. До кризиса МИА работало без всяких вливаний со стороны города.

Николай Викторович, сейчас кредитная ставка в МИА остается прежней?

Да, 11,7% годовых в рублях на невыплаченную часть долга. И по состоянию на сегодняшний день принято решение эту ставку не повышать, чтобы оставить социальную ипотеку доступной для очередников.

Но ведь вы не можете точно знать, как будет развиваться ситуация на рынках.

Конечно, я не могу сказать, что это останется на веки вечные. Но до конца текущего года эта ставка повышаться не будет.

Как обстоит ситуация с коммунальными квартирами в Москве? Когда этот атавизм уже исчезнет из жизней наших москвичей?

Ситуация с коммунальными квартирами, конечно, меняется. В 1995 году в городе коммунальные квартиры составляли порядка 6% от общего жилого фонда Москвы. Сейчас мы снизили их количество вдвое, практически до 3%. Но, тем не менее, они есть, и мы считаем, что коммунальное заселение – это то, чего быть не должно.

Но и тут есть свои подводные камни. А что считать коммунальной квартирой? К примеру, я стал собственником трех комнатной квартиры, завтра я продал 1 комнату, послезавтра 3 метра другой и т.д. Как собственник я имею полное право это сделать. Это считается коммунальной квартирой? Нет.

Или, допустим, семья приватизировала квартиру, потом супруги поссорились, развелись и оформили себе доли. Это тоже не коммунальная квартира. Просто собственники так распорядились своей собственностью.

Другое дело – те квартиры, которые и при советской власти, и в постсоветский период заселялись по отдельным договорам органами власти. Это четко коммуналка.

Конечно, мы считаем, что город должен заниматься этим, и помогать расселять коммунальные квартиры, которые были заселены по отдельным договорам. Мы занимаемся обеспечением жильем очередников, проживающих в коммунальных квартирах, и теми гражданами, которые переселяются из сносимых домов. В результате переселения жителя из сносимого дома, мы новое жилье ему предоставляем в виде отдельной квартиры.

Покомнатно мы не заселяем, если только там не было аферы. Бывает, что прямо перед переселением супруги разводятся, или заселяют на свою жилплощадь других людей, порой даже не родственников. Мы на это однозначно реагируем. Но это все-таки исключительные случаи. А 99% граждан естественно переселяются в отдельные квартиры. И количество коммуналок сокращается.

Правильно ли я поняла, что отдельной программы по расселению коммуналок в городе нет?

Да. Вы абсолютно правильно сказали, и отдельных ресурсов на расселение таких квартир нет. Есть ресурсы на выполнение других программ: очередники, переселение жителей сносимых домов. Но это не значит, что мы об этом не думаем.

Как раз недавно поступила инициатива со стороны префектуры ЦАО по созданию программы расселения квартир коммунального заселения на территории Центрального округа. В принципе эта программа только обсуждается, и мы будем выходить с ней на правительство Москвы. Но мы уже считаем, что благодаря этой программе, реально значительно сократить количество таких квартир в ЦАО.

Однако хочу сразу предупредить: дорогие собственники, не беспокойтесь, не покупайте себе по 2 кв. метра в коммуналочках в надежде на то, что город вам квартиру со временем даст. Нет, мы будем заниматься только нанимателями, теми гражданами, которые живут в комнатах, которые принадлежат городу на праве собственности, и, прежде всего, очередниками. Собственниками, которые сами свои квартиры сделали коммуналками, мы заниматься не планируем. Они сами должны о себе позаботиться.

О каких-то сроках полного избавления города от коммуналок говорить нельзя?

Нельзя. Пока существуют очередники и достаточно ограниченные финансовые ресурсы, которые город направляет на решение всех жилищных социальных программ.

Николай Викторович, сейчас много разговоров о приватизации, вернее о ее окончании. Время бежит, а количество желающих растет.

Это так, но я надеюсь, что все 778 тыс. семей, которые еще не приватизировали свое жилье, к нам все-таки не придут, потому что это было бы сумасшествие. Прежде всего, потому, что у города в этом случае вообще не осталось бы социального жилищного фонда.

У нас бесплатная приватизация заканчивается по федеральному закону 1 марта 2010 года. Я приветствую это окончание именно как человек, занимающийся социальной жилищной политикой. У любого даже самого богатого государства есть и должен быть жилищный фонд социального использования для малоимущих граждан. А мы 17 лет назад создали систему бесплатной приватизации, когда просто по своему желанию человек может приватизировать себе жилье социального использования, что уже само по себе неправильно. И, самое главное, что государство, создавая такие условия сверхльготной приватизации, ничего человеку не сказало про его будущие обязанности как собственника.

У нас сейчас, я вас уверяю, 95% населения, которое приватизировали свои квартиры, не знают о том, что они должны будут нести все обязанности собственника недвижимости. Они не знают о том, что государство уже давно говорит, что оно перейдет при расчете налога на собственность от инвентаризационной стоимости квартиры (стоимости БТИ) к рыночной оценке. А сколько по рынку стоит квартира в Москве, говорить никому не нужно. И если сегодня за среднестатистическую двухкомнатную квартиру человек платит порядка 200 рублей в год, то после перехода на рыночную основу, он будет платить на порядки больше. Разные цифры называются, но это могут быть десятки тысяч рублей. А для многих это может оказаться непосильным.

Но это еще не все. Помимо налога ведь есть и другие расходы. По закону наниматель производит только косметический ремонт периодически в своей квартире за свой счет, капремонт оплачивает государство. Для собственников же все иначе, и это все абсолютно четко определено законодательством.

Собственник оплачивает ремонт своей квартиры, вплоть до капитального, а, кроме того, и ремонт мест общего пользования. А эти места общего пользования - это все, начиная от крыши и заканчивая подвалом дома. Инженерные коммуникации, лифты, подъезды, чердаки. Сейчас испорченные, сломавшиеся или просто устаревшие лифты вам меняет город или государство за свои деньги, а потом это будут делать собственники, которые проживают в этом доме. А если, не дай бог, пожар? Это все ляжет на собственников, если они сами заранее не побеспокоились о страховании своего жилья и мест общего пользования. Так сейчас об этом очень мало кто, к сожалению, задумывается.

Есть еще одна опасность. Вот, например, одинокая бабушка живет в квартире по договору социального найма, хочется ей приватизировать свою квартиру, чтобы завещать ее своему внуку или племяннику. Пожалуйста, мы никого не отговариваем, мы говорим, подумайте, а нужно ли вам это, и для чего? Вот она ее приватизирует и дарит внуку. А потом мы очень много знаем случаев, когда резко меняется отношения родственников к этой бабушке. Иногда вплоть до того, что ее выставляют на улицу.

Поэтому я говорю: граждане, идите на приватизацию, пожалуйста, но подумайте сначала. А тут недавно услышали и вовсе дикость: дескать, у тех, кто не приватизирует квартиру, ее будут отнимать. Вот откуда берется эта глупость? Если человек живет в квартире по договору социального найма, то этот договор бессрочный. Пока в семье будут живы члены этой семьи, дай Бог всем здоровья, квартира остается за ними. Никто выселять их не имеет права и не будет.

Но все же, вернемся к самой процедуре. Ведь огромное количество квартир в городе еще не приватизировано.

20% - не такое уж и огромное.

Но осталось меньше года. Если хотя бы половина нанимателей этих квартир придут к вам, успеть обслужить их будет практически нереально.

В принципе да, но я думаю, что даже 50% не придут, потому что для приватизации было отведено 18 лет. Более того, приватизацию уже один раз хотели прекратить в 2007 году. Но увидели, что много осталось желающих, и продлили.

Мы считаем, что все-таки те, кто принял в свое время решение приватизировать свое жилье, уже это сделали, или занимаются этим сейчас. По состоянию на сегодняшний день у нас катастрофы нет.

Но очереди есть?

Да, у нас увеличилось количество обращений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 3 раза. Но город не сидит сложа руки. У нас в наших окружных управлениях департамента было около 30 пунктов приема заявлений. Сейчас вышло постановление правительства Москвы, и с середины июня еще 120 дополнительных пунктов открылись в районных управах. Мы надеемся, что очереди исчезнут.

Второе – мы сейчас в порядке законодательной инициативы будем вносить в Госдуму РФ поправки в федеральное законодательство о том, чтобы нам разрешили обрабатывать те заявления и те пакеты документов, которые нам подадут до 1 марта 2010 года, до конца следующего года. То есть, если у нас пойдет очень большой вал заявлений, мы просто будем работать на прием, а уже обрабатывать и регистрировать их будем после 1 марта. Я надеюсь, мы справимся с задачей.

Разговоров о продлении срока приватизации не слышали?

Никаких официальных заявлений еще не делалось по этому вопросу. На данный момент есть действующий закон, по которому предписано, что срок бесплатной приватизации заканчивается 1 марта 2010 года. Насколько я знаю, срок бесплатной приватизации продлять не планируют.

Кстати все это касается также и процедуры расприватизации жилья. Есть такое понятие. Граждане могут расприватизировать ранее приватизированное жилье. Так вот, срок расприватизации заканчивается одновременно с приватизацией. И если кто сейчас подумает, что зря я приватизировал, не потяну я увеличение налога или капремонт дома, им тоже нужно подавать заявление до 1 марта 2010 года.

Николай Викторович, в следующем году Москва будет праздновать 65-ую годовщину победы в Великой Отечественной войне. Известно, что руководство страны позаботилось о наших ветеранах, и пообещала всех их обеспечить квартирами до этой памятной даты.

Сразу хочу вас скорректировать. К сожалению, в СМИ звучит очень неправильная информация о том, что все ветераны ВОВ будут обеспечены жильем. Если мы вернемся к первоисточнику – к Указу президента РФ – то там четко сказано, что обеспечены жильем будут признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий участники и инвалиды ВОВ 1941-45 гг., а не приравненные к ним лица. Именно участники, а также семьи погибших участников ВОВ, которые состоят на жилищном учете, и поставлены на этот учет до 1 марта 2005 года. Только они обеспечиваются квартирами.

Сколько в Москве участников ВОВ получат жилье?

В столице 945 участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также семей погибших участников нуждалось в улучшении своих жилищных условий. Фактически у нас осталось только 53 семьи, которые еще не получили квартиры.

Когда они получат?

По указу президента РФ все нуждающиеся участники и инвалиды ВОВ должны получить жилье до 1 мая 2010 года. Мы в Москве взяли на себя обязательство по обеспечению их жильем до конца этого года.

Беседовала Оксана Олишевская

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще