Интервью 6 июля 2009 г. 14:48

"Стройка – процесс непрерывный, его останавливать нельзя, особенно в кризис – Александр Косован

Руководитель департамента городского строительства Москвы обнаружил в столице около 30 объектов долгостроя

Одна из любимых поговорок руководителя стройкомплекса Москвы Владимира Ресина: "С деньгами каждый может, а вы без денег постройте". И ведь, что удивительно, строят. И без денег, и в долг, и в Москве и в Цхинвале. О том, как московские строители противостоят кризису, сколько жилья будет построено в столице в этом году в интервью "Интерфаксу" рассказал руководитель департамента городского строительства Москвы Александр Косован.

Александр Давыдович, этот год для многих – испытание на прочность, и столичный стройкомплекс, к сожаленью, не исключение. Каковы промежуточные результаты, и сколько в итоге в этом году социального жилья будет построено в Москве, учитывая кризисную ситуацию?

Наш департамент уже отчитался за первое полугодие, и вот что у нас получилось: выполнение программы в целом по строительству жилья в Москве за первое полугодие 2009 года не ниже уровня первого полугодия прошлого года. Мы даже немного превысили показатели прошлого года, что особенно важно в непростой финансовой ситуации, которая сложилась в этом году.

Сколько жилья уже построено в Москве?

На данный момент мы построили 1 млн. 192 тыс. кв. метров жилья, в прошлом году к этому времени в Москве было введено порядка 1 млн. 160 тыс. кв. метров. Эта цифра включает в себя все жилье в целом – и коммерческое и городское. Из этой цифры около 440 тыс. кв. метров – городское жилье за бюджет. Это тоже ненамного, но превышает показатели прошлого года.

А что со строительством социальных объектов?

Здесь мы тоже идем в ногу с прошлым годом. В первом полугодии у нас сдано 4 школы, в прошлом году было аналогичное количество. Всего в этом году мы построим 16 школ, это будет примерно на 10 школ меньше, чем в прошлом году. Что касается детских садов, то мы уже построили 18, что также равно количеству садов, построенных в первом полугодии прошлого года. Но при этом я скажу, что программа прошлого года по детским садам была почти в три раза больше, чем в этом.

В прошлом году у нас действовало "правило ста детских садов"…

Да, конечно, но в этом году это "правило" скорректировали. Нельзя строить в том же объеме, если средства значительно уменьшены. В этом году у нас получится 33 детских сада, но нам бы, конечно, хотелось, чтобы их было больше. Однако все будет зависеть от денег. И вполне возможно, что эти объемы будут корректироваться, и не в меньшую сторону.

Я оптимист. К тому же наш мэр сказал, что если городской бюджет будет наполняться больше, чем мы ожидаем, то в первую очередь средства будут выделены на строительство детских садов и социального жилья. К сожалению, сейчас это невозможно, с учетом того, что в этом году в связи с кризисом нам выделили средств почти в три раза меньше.

Это на все городское строительство?

Да. Доходы бюджета сократились, но есть статьи, которые просто нельзя трогать: социальные выплаты, бюджетная зарплата врачам, учителям, бесплатные лекарства и т.д. И это целый ряд статей, которые несмотря на кризис, должны финансироваться в полном объеме. И это очень важно, правительство города делает все для того, чтобы малозащищенные категории граждан не почувствовали на своей жизни последствия кризиса. Поэтому, конечно, чтобы это осталось не тронутым, нам пришлось срезать инвестиционную программу города.

Каким был изначально бюджет департамента на этот год?

Порядка 360 млрд. рублей.

Получается, что осталось около ста миллиардов?

Чуть больше, около 120-130 млрд. рублей мы имеем на сегодняшний день.

И с учетом сокращения, как изменился объем жилищного строительства?

С учетом этого, мы в этом году планируем построить 720 тыс. квадратных метров городского жилья. А изначально планировали, как вы помните, 1 млн. 800 тыс. «квадратов». Получается сокращение почти в 2,5 раза. Но если только появится какая-то возможность скорректировать в финансовом плане нашу программу, мы будем готовы в течение двух месяцев построить больше миллиона квадратных метров.

То есть, наши строители все равно будут строить объемы сверх запланированных, но в долг, в счет следующего года. А если деньги появятся, то мы сможем оперативно ввести в строй достаточно большой дополнительный объем жилья. Стройка- процесс не простой, он непрерывный, и его останавливать нельзя, поэтому хоть малыми силами, но строить нужно. Мы просто не имеем право выгнать людей на улицу, лишить их средств к существованию, поэтому многие сейчас будут вынуждены работать в долг.

Проблема осложняется еще тем, что программа строительства в городе тесно увязана с жилищными программами департамента жилищной политики. И если в этом году мы сдаем почти в три раза меньше жилья, то от этого пострадают и очередники.

Безусловно. Но это не значит, что настолько меньше очередников получат квартиры. Потому что часть жилья закупается.

Но ведь было принято решение в этом году не закупать жилье у застройщиков?

Да. Но мы уже какое-то количество закупили в конце прошлого года примерно на 13 млрд. рублей. Это жилье не для очередников, оно для молодых семей, для участников ипотеки и др. И получим мы его только в этом году. Плюс к этому мы еще кое-что получим от коммерческого строительства. Это расчет компаний с городом в натуральном выражении. С его учетом, около 1 млн. кв. метров городского жилья у нас в этом году должно получиться. Я думаю, что около 300 тыс. кв. метров коммерческого жилья мы должны получить для социальных нужд города от таких компаний. Хотя у них тоже все не просто.

Александр Давыдович, Вы буквально на днях возглавили городскую комиссию по долгострою.

Да, недавно я провел первое заседание этой комиссии. Понятно, что этот долгострой не касается городского бюджета, это инвестконтракты.

Всего мы насчитали сейчас в городе 28 объектов долгостроя, и первые восемь я на комиссии рассмотрел. Из этих восьми объектов только три остановлены по причине финансирования. Другие остановлены по причинам больше юридического характера: не готовы распорядительные документы, нет правовых актов. Таким инвесторам мы поможем – будем форсировать выпуск тех или иных необходимых документов, будем создавать наиболее комфортные условия для того, чтобы они достроили свои объекты.

Все эти объекты - жилье?

Я рассматриваю только жилье. Это социальный и очень важный вопрос. Мы же не хотим, чтобы появились новые обманутые дольщики. Поэтому мы работаем на упреждение и стараемся предотвратить любые намеки на такую ситуацию.

Какова судьба тех трех домов, строительство которых остановлено по причине отсутствия денег?

Мы будем решать их судьбу с их собственниками. На данный момент нам не были даны конкретные ответы о причинах отсутствия финансирования. Поэтому мы хотим с ними встретиться, чтобы понять какую помощь может оказать им город. Может быть, возникнет необходимость поговорить с банками о кредитах этим компаниям. Мы в этом плане можем помочь, но не в виде давления на банки, а с точки зрения оказания содействия в получении кредита.

В этих домах нет участия дольщиков?

По двум объектам продажи квартир гражданам не было никакой. По одному – была небольшая продажа, около 5% квартир. Поэтому мы сейчас держим на особом контроле именно этот объект, и будем очень жестко контролировать такие объекты, где факт продажи жилья соинвесторам уже произошел.

А что это за компании?

Их названия мало кому известны, я сам лично столкнулся с их именами впервые. Но мы сейчас пристально рассматриваем экономику этих компаний, чтобы решить, что делать дальше. Ведь мы только- только закрыли проблему обманутых дольщиков. Буквально через месяц последние граждане получат свое жилье. Мы уже научены этой бедой, и второй такой мы не допустим.

Еще в начале этого года правительство Москвы планировало закупить еще один участок в Щербинке для продолжения там строительства. Что сейчас там происходит?

Вообще у нас было много планов и предложений, у меня лежала целая кипа проектов шикарных площадок, ничем не обремененных. Причем совсем близко к Москве, начиная от полутора километра от МКАД. Город прорабатывал эти предложения, просчитывал, в том числе и экономическую целесообразность строительства на этих участках. И тут кризис! Поначалу мы еще долго сопротивлялись, и даже в новых условиях не хотели отказываться от каких-то предложений, но пришлось нам это отложить.

То есть в Щербинке нового строительства не будет?

Нет, на сегодняшний день строительство жилья там закончено полностью. Осталось ввести две школы, садик и на этом наше присутствие там заканчивается.

А что с Люберецкими полями аэрации?

Там строители работали практически бесплатно, в ожидании того, что что-то решится, кризис и тут нам помешал. Небольшие средства мы там выделили на задел, несколько корпусов стоит. Там же стройка большая – должно быть построено более 1 млн. квадратного метра жилья, это вдвое больше, чем в Щербинке. Я думаю, что в следующем году работа там пойдет, она уже сейчас идет, но не так активно, потому что средств нет. Но мы не заморозили строительство.

Город планировал там купить еще участок под строительство?

Да, такие планы были. И тогда мы могли бы там построить около 4 млн. квадратных метров жилья. Получился бы город-спутник. И главное, что мы уже приличный объем территории этих полей рекультивировали, ведь это, по сути, свалка, нам пришлось вывезти оттуда десятки тысяч кубометров отходов. Кстати, в этом году мы планируем установить там экспериментальную установку из Греции по утилизации этих отходов. Потому что у нас идут огромные затраты на вывоз этих отходов, мы миллиарды рублей потратили на эти цели. Суть этой установки заключается в том, что отходы преобразовываются в пригодный для других целей грунт.

В этом году будете устанавливать?

Уже в этом месяце, она уже на таможне. Мы ее установим, испытаем, они назовут цену, и мы, уже взвесив все, примем решение.

Но, возвращаясь к объемам, сколько в итоге будет построено жилья на полях?

Мы разбили строительство на несколько очередей. И первую очередь мы должны были сдать в этом году, однако кризис помешал. Мы планировали построить там в этом году полмиллиона кв. метров жилья. Притом уже 100 тыс. кв. метров хотели сдать в первом полугодии этого года.

Удалось?

Нет, к сожалению не удалось. Проблема в том, что даже если есть построенный дом, мы не можем заселить его без коммуникаций, инфраструктуры, дорог, социальных объектов.

В этом году там ничего сдаваться не будет?

Нет, в этом году мы там ничего не сдадим. Но на будущий год – будем строить, и сдавать железно.

А как быть с дополнительными объемами? Будет город-спутник или ограничитесь одним миллионом квадратных метров?

Дело в том, что к нам поступил ряд предложений более выгодных, и ближе к Москве. Сейчас рынок предложений существенно расширился, и не без помощи того самого кризиса. И мы их рассматриваем.

А что предложили?

Предложили рядом с Бутово участок порядка 400 гектар, где можно построить около 4 млн. кв. метров жилья. Он находится в полутора км от МКАД, чистый, ничего не нужно оттуда вывозить. В 300 метрах от него проходит линия метро. И поэтому у нас уже есть варианты для размышлений. Ведь раньше никто не предлагал, сами все хотели строить. А сейчас многие понимают, что даже по окончании кризиса, мало кто сможет сразу развернуться и начать массовое строительство. Многое будет потеряно. А городу это под силу.

По этому участку уже принято решение?

Пока нет. И в этом году мы его покупать не будем.

Александр Давыдович, как продвигается строительство в Цхинвале?

Я там был буквально две недели назад. Наша задача – до конца этого года микрорайон Московский построить. Там будет построено порядка 200 коттеджей, 2 детских сада, мощнейшая школа на 600 мест – таких школ в Москве мало. И вся инфраструктура, включая спортивные объекты и магазины. Я в еженедельном режиме провожу совещания по этой стройке, туда безвыездно откомандирован один из моих заместителей, который лично несет ответственность за строительство. Он мне ежедневно в 7.30 утра докладывает, что сделано за сутки. Сейчас там работает порядка 700 строителей. К концу августа мы планируем открыть школу, детские сады, также будет сдано к этому времени порядка 90% жилья.

А полностью?

К концу сентября мы закончим все в полном объеме. Я вам могу сказать, строителям я этого не говорю никогда, но вам могу - я остался доволен строительством.

А жители?

А как же? Ведь это единственное, что сейчас там делается. Я не раз там был с тех самых печальных событий, и вижу, что там происходит. По мелочи, конечно, делается что-то, но серьезно занимается только Москва. Ведь в итоге 2 с лишним тысячи жителей получат комфортное жилье.

А не было ли предложений по продолжению строительства?

Вы же знаете, что это строится за счет бюджета Москвы. Это мэр из своего резерва выделил 2,5 млрд. рублей. Но сейчас, когда нам самим приходится экономить на жилье, то мы просто не можем себе позволить такие траты. К нам поступали предложения продолжить, но мы сказали, что если будут средства, в том числе, если федеральные власти выделят средства на дальнейшее строительство, московские строители готовы продолжить там строительные работы.

Беседовала Оксана Олишевская

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще